Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

Из жизни коренных народов Сибири

Группа буряток Селенгинского уезда в праздничных национальных костюмах. Фото А. К. Кузнецова. Открытка. Начало XX в. Собрание И. И. Козлова

Воссоздание бурятской юрты в музее. Фото В. Орсоева

На празднике в бурятском селе

Снимки о сибирских охотниках Р. А. Иванов сделал в экспедициях по Тункинскому краю, выполняя заказ ВСОИРГО. 1912. Собрание ИОКМ

Национальные бурятские праздники всегда сопровождаются традици¬онными состязаниями по ловкости в поимке степных оленей. Фото В. Орсоева

Шаманизм — древняя религия бурят. Потому особо уважаемый мужчина, наделенный званием «шаман», всегда в центре внимания. Фото В. Орсоева

Шаман. ФОТО В. Орсоева

Шаман-камень на истоке Ангары. Фото А. Мищенко

Восточная Сибирь. Бирская каменная баба. Фото. Конец XIX в. Собрание автора

Бурятский этнос самый крупный из коренных народов Сибири. Многие столетия этот народ селился на обширных территориях воеводств и уездов Восточной Сибири - Енисейской, Красноярской, Иркутской, Илимской, Нерчинской и других.

Иркутские фотографы, ученые этнографы по заказам Вос­точно-Сибирского Императорского Географического общества собрали богатейший научный, исторический материал о жизни, быте и культуре бурят, проживающих в Прибайкальских районах. в фондах Иркутского областного краеведческого музея, Научной библиотеки госуниверситета, Государственного архива области и других хранилищах собраны уникальные коллекции снимков, выполненных исследователями бурятского этноса, фотографами XIX нач. XX вв. П. Милевским, Р. Пророковым, А. Кузнецовым, И. Портнягиным, Р. Ивановым, Р. Зонненбургом и другими. Их интересовали быт, культура, религия населения.

Летом 1891 года во время пребывания в Иркутской губернии наследника русского престола Николая Александровича ему был преподнесен подарок от бурят Балаганского округа. «В мастер­ской Шульца выполнена из серебра модель юрты, окрашенной под дерево. Внутренность отделали мелкими деталями: занавес­ками, постелями, прибор для перегонки браги, различные пред­меты утвари. Юрта установлена на подставку из полированного бурого угля. По окружности - золотой вен­зель, герб Иркутской губернии».

Н. С. Романов Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. В.-С.Кн. Изд. Иркутск. 1993. с 243

Охоте как части хозяйственной деятель­ности этноса придавалось особое значение не только как источнику питания, но и как форме социальной организации семьи и общества.

«Отборные люди» - так называли охотни­ков, обладающих добротными лошадьми, лов­костью в стрельбе. Они, как правило, в облав­ной охоте ехали впереди двух крыльев загонщиков, оглашая леса протяжными криками.

«Газарша» - проводник, знаток - подыски­вал место для охоты, стоянок и последующего ночлега. Охотников, находившихся в глубине облавы, называли «доторчин». К ним отно­сились в основном знатные и богатые люди, занимавшие   удобные   для   стрельбы   места, били дичь по выбору и забирали большую часть трофеев. Про­столюдины же выполняли скромную роль загонщиков.

«По прибытии на место охоты каждый род или улус разжигал свой огонь, совершал обряды; ночь проходила в играх и развле­чениях, а днем (с рассвета до заката) добывали зверя, вечером делили добычу, разрешали спорные вопросы, устраивали тра­пезы и проводили обряды».

Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 69. (Народы и культуры).

Традиционные наряды местного населения являлись высшей формой «выражения не только этнического сознания и стойким определением, отличавшим «своих» от «чужих», соплеменников, сородичей от чужеродцев, но и материальным воплощением традиционных архаических представлений об окружающем мире. Система кроя, пропорции и манера ношения одежды, характер отделки, выбор материала, цвет, украшения каждой этнической группы отмечали индивидуальное своеобразие и неповторимость среди других».

Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 151. (Народы и культуры).

«При изготовлении национальной одежды особое внимание уделялось целесообразности, удобству, практичности с учетом климатических и хозяйственно-бытовых условий. Чаще в качес­тве материала для одежды и обуви использовали шкуры, шерсть домашних и диких животных и зверей, а также сырье и товары, купленные и обмененные на рынке.

Массовые религиозные бурятские праздники устраивались всем обществом улуса или несколькими населенными пунктами одного рода. Целями коллективных «жертвоприношений», риту­альных обрядов были «вымолить у божеств урожая, хорошего травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежание бед и несчастий».

Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 485. (Народы и культуры).

Места проведений религиозных национальных праздников у каждого рода свои: эхириты - на горе Байтог, баргузинские буряты собирались на горе Барагхан, для прибайкальских бурят священным стал Большой Шаманский камень в истоке Ангары. Скала считалась не только хозяйкой реки, вытекающей из Бай­кала, но и грозным судьей во время дачи присяги на Шаманском камне. Буряты считали, что все эти символы являлись влады­ками гор и рек, рассматривались на уровне ханов, пользовались непререкаемым авторитетом.

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги