На пути создания фотообраза времени (из истории иркутской фотографии)
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Наученные скандальной историей с A.Давиньоном местные чиновники с неохотой откликались на желание художников открывать новые салоны, они требовали оформленного разрешения на открытие фотографии у самого генерал-губернатора. Для этой цели в Иркутске был назначен чиновник особых поручений, надзиравший за фотосалонами, типографиями, литографиями. На нарушителей установленного порядка заводились дела, а их фотосалоны закрывались.
В сентябре 1858 года в печати появилось известие, что в городе открылись фотографии А. К. Гофмана и в доме Тюрюминых фотографа портретиста Денисова.
Затем в Восточной Сибири открыли свои заведения купец 2-й гильдии И. Д. Мальмберг и отставной губернский секретарь В. А. Динесс. Иркутское губернское жандармское управление решило привлечь их к работе. в то время фотография стала использоваться в России в целях полицейского сыска. Во многих крупных городах открылись судебно - фотографические лаборатории, в стенах которых создавались специальные фотографические методы и средства фиксации и исследования криминалистических объектов, появилась самостоятельная отрасль - судебная фотография. Фотодокументы получили широкое распространение в качестве опознавательной съемки лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях. Мастера фотографии становились невольниками Иркутского губернского жандармского управления. Подготовить своих мастеров за короткое время довольно сложно, да и любителей заниматься неблагодарным делом не находилось. Поэтому в 70-е годы ХIХ в. съемкой «государственных преступников», ссыльно - поселенцев вынуждены были заниматься городские фотографы разных творческих направлений.
Фотографические снимки каторжан, политических ссыльных с начала 60-х годов ХIХ века вплоть до Октябрьской революции использовались в качестве карточек охранными отделениями, на оборотной стороне фотографий заносились сведения из уголовных дел, данные о подсудимых. в Сибири заказы охранных отделений выполняли частные фотомастерские.
В апреле 1880 года на имя управляющего Иркутской губернией поступила записка: «Из донесения на благоусмотрение Вашего превосходительства при сем имею предоставить письмо фотографа Динесса об отказе в снятии с преступников в его фотографии карточек».
Газета «Советская молодежь». 1998. № 108./В.Мирович. История с фотографией
Не прошло и месяца, как В. А. Динесс отправил на имя иркутского полицмейстера письмо, в котором сообщил о закрытии фотосалона на ремонт и о том, что у него отсутствует возможность принимать заказы на фотографию государственных преступников, в 1883 году Динесс покидает Иркутск, продав заведение П. А. Милевскому, чтобы продолжить свое дело в Забайкалье.
Большая часть иркутских фотографов была из ссыльных поселенцев. Таковым и являлся поляк Петр Адамович Милевский. Преемник мятежного фотографа Милевский также неохотно сотрудничал с жандармским управлением. Однако в редких фондах Иркутска нет - нет да встретишь фотографии из серии «сибирская каторга» именитого светописца.
Некоторые фотографы шли на сотрудничество с местной властью из чувства самосохранения. Они таким образом меньше рисковали потерять право открывать фотосалоны, зарабатывать на развитие своего фотографического дела.
До нас дошли сотни снимков каторжан, политических ссыльных поляков, революционеров демократов, народников, выполненные И. Д. Мальмбергом, В. А. Динессом, И. Завальским, П. А. Милевским, Г. М. Богдановичем и другими фотографами. Им пренадлежат фотографии ссыльных Скаржинского, Лидии Фигнер (сестры знаменитой революционерки Веры Фигнер), М.А. Рабинович, Ореста и Августины Габель и многих других клиентов фотосалонов.
Исследователь В. Мирович в статье «История с фотографией» писала: «Иркутское губернское жандармское правление, образовавшееся в 1883 году, не имело специального фотоателье, поэтому все иркутские мастера обязаны были делать снимки по их заявкам». Полиция усматривала в этом свой интерес в период роста революционного движения в России. Сибирь становилась местом ссылки и каторги, а снимки арестантов могли играть роль вещественных доказательств.
В циркулярах администрации предлагались рекомендации: «...применение фотографии даст возможность, снабдив фотоаппаратами филеров и членов полиции, добыть наилучшие доказательства как для розыска и следствия, так и для суда виновности подлежащих лиц в учинении преступных деяний, например, разбрасывание в толпе прокламаций, произнесение речей, несение флагов и т. д.».
Газета «Советская молодежь». 1998. № 108. /В.Мирович. История с фотографией
Однако фотоснимки, полученные подобным образом, иногда использовались самым неожиданным образом.
К примеру, в феврале 1862 года через Иркутск в Акатуй направлялся в кандалах революционный демократ, поэт М.Л. Михайлов. Об этом событии было сообщение в Иркутской летописи: «С Московского тракта каторжника доставили в резиденцию генерал-губернатора М. С. Корсакова. Когда экипаж с арестантом следовал по Большой улице, стоявшие по обеим сторонам жители города бросали поэту букеты и венки цветов. Фотографии М. Л. Михайлова, заключенного в кандалы, ходили по рукам, покупались за огромные деньги. После свидания с генерал-губернатором осужденный был помещен в тюремном замке».
Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков, с. 64
В конце ХIХ - начале ХХ века в Иркутск стали завозить современную фотографическую технику. в городе открылись фотографические магазины фирмы «Кодак» и другие, где можно было приобрести по каталогам и рекламным проспектам необходимую технику, фотопринадлежности. Владельцы таких магазинов со временем стали закупать фотографические произведения с целью издать открытки, тем самым материально поддерживали фотомастеров.
В этот период в продаже уже появилась более совершенная фотографическая техника, позволяющая снимать с короткой выдержкой. Это видно по репортажным работам фотографов ранней поры.
Съемку ландшафтов, окрестностей проводили, как правило, фотографы - любители в свободное время. Многие из тех, кто выезжал в экспедиции - ученые, исследователи Сибири, были членами Восточно-Сибирского Географического общества.
Павильонные фотографы своими ранними работами продемонстрировали поистине репортерское мастерство.
В жанре репортажа выступали не только фотомастера Гофман, Милевский, Жутеев и другие, но и ученые, члены ВСО-ИРГО, Чарушин, Кон, Пророков, и др. Благодаря вкладу первых светописцев перед нами предстают допожарный Иркутск, погибшие в пожарах центральная часть города, набережная Ангары, торговые площади с их обитателями, мостовые со сливными канавами, фонарными столбами, извозчиками.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора
По вопросам приобретения книги:
Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru