Иркутское Фотографическое Общество, г.Иркутск. ИФО является региональным отделением Союза фотохудожников России. В состав общества которой входят фотографы профессионалы и любители

О фотографе-любителе Р.Ю. Зонненбурге : Почтовые карточки большого чиновника

О фотографе-любителе Р.Ю. Зонненбурге рассказывает Сергей Медведев, историк, исследователь документальной фотографии города Иркутска. В иллюстрировании использованы фотографии и открытки из собрания С. И. Медведева

Р.Ю. Зонненбург. Фото Г.Еннэ. 1914. Семейный архив Р. Р. Зонненбурга

Р.Ю. Зонненбург. Фото Г.Еннэ. 1914. Семейный архив Р. Р. Зонненбурга

Праздник «Цам» в Гусиноозерском дацане. Открытка. 1911. Фото Р. Ю. Зонненбурга. Частное собрание

Праздник «Цам» в Гусиноозерском дацане. Открытка. 1911. Фото Р. Ю. Зонненбурга. Частное собрание

Маршрут зимней экспедиции 1909 года

Маршрут зимней экспедиции 1909 года

Этюд. Фото Р. Ю. Зонненбурга. Семейный архив Р. Ю. Зонненбурга

Этюд. Фото Р. Ю. Зонненбурга. Семейный архив Р. Ю. Зонненбурга

Якутск. Вид с реки Лены. Открытка. Фото Р. Ю. Зонненбурга. 1909

Якутск. Вид с реки Лены. Открытка. Фото Р. Ю. Зонненбурга. 1909

Охотский тракт. Навьючивание лошадей. Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга.1909. «Путь пролегал по Охотскому тракту, часть его по сравнительно сносной дороге до станции Чернолесская добирались на лошадях»

Охотский тракт. Навьючивание лошадей. Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга.1909. «Путь пролегал по Охотскому тракту, часть его по сравнительно сносной дороге до станции Чернолесская добирались на лошадях»

Охотский тракт. На перевале «Сетте-Дабан». Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга. 1909. «.. затем было три крутых подъема к самому трудному на всем пути от Якутска до Охотска перевалу — Сетте-Дабан (Семь хребтов). Перевал назывался так потому, что летом путь лежал через семь горных гряд»

Охотский тракт. На перевале «Сетте-Дабан». Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга. 1909. «.. затем было три крутых подъема к самому трудному на всем пути от Якутска до Охотска перевалу — Сетте-Дабан (Семь хребтов). Перевал назывался так потому, что летом путь лежал через семь горных гряд»

Охотский край. Тунгус на олене. Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга. 1909. «Это кроткие животные ростом с годовалого теленка. Уход за ними здесь отсутствовал полностью - ни пищи, ни тепла, ни крова, ни безопасности от зверя. Эксплуатация их со стороны человека была самая бессердечная»

Охотский край. Тунгус на олене. Открытка. Фото Р.Ю. Зонненбурга. 1909. «Это кроткие животные ростом с годовалого теленка. Уход за ними здесь отсутствовал полностью - ни пищи, ни тепла, ни крова, ни безопасности от зверя. Эксплуатация их со стороны человека была самая бессердечная»

Плавучая ярмарка на Лене. Фото Р. Ю. Зонненбурга. 1909. Семейный архив Р. Р. Зонненбурга

Плавучая ярмарка на Лене. Фото Р. Ю. Зонненбурга. 1909. Семейный архив Р. Р. Зонненбурга

В 1911-1912 годах издательством Г. Г. Гренберга была выпу­щена серия почтовых открыток с видами Сибири. Все фото­графии для открыток этой серии выполнил крупный почтовый чиновник Роберт Юльевич Зонненбург.

В 1906 году он был переведён из Омска на должность началь­ника Иркутского почтово-телеграфного округа. Территория округа включала Иркутскую губернию, Забайкальскую, Якутс­кую, Приморскую и Амурскую области, входила в состав округа и Китайская Восточная железная дорога. Здесь, на востоке Рос­сии, в эти годы происходило быстрое развитие почтовой и телеграфной связи. в этот период был разработан проект автомо­бильного почтового движения Иркутск - Жигалово, строились телеграфные линии Якутск - Охотск, Илимск - Кадаинское, Мензинское Троицкосавск, совершенствовалось почтово пассажирское пароходство на реке Лене. За восемь лет работы на посту начальника самого крупного округа России Зонненбургом было сделано много полезных дел.

Обладая чувством высокой ответственности за порученное ему дело, начальник округа выезжал на строящиеся объекты почти всегда сам. Маршруты его поездок простирались от Нижнеудинска до Сретенска, от Якутска до Охотска, от Нижнеилим-ска до Маймачена и Урги. в Иркутске Зонненбург не замыкался в кругу своих профессиональных обязанностей, у него было много других интересов. Он являлся членом церковного совета при Евангелической лютеранской церкви. в 1906 году стал чле­ном Восточно-Сибирского отдела императорского Русского гео­графического общества (ВСОИРГО), деятельно участвовал в работе его этнографической секции. Он входил в состав распорядительного комитета отдела, неоднократно исполнял обязан­ности председательствующего на общих собраниях членов. Как любитель Роберт Юльевич был увлечён фотографией. Для сек­ции ВСОИРГО он привозил фотографии с этнографическими сюжетами тех мест, где побывал. Это являлось частью его вклада в работу отдела.

В объективе у фотографа-любителя были: станция, затеряв­шаяся в лесах сибирского севера, где основным средством передвижения были ездовые собаки, село Знаменское на реке Илге, берега Лены и Витима, паузки речные мелководные плоскодонные судна для перевозки клади, крестный ход крестьян, совершающих этот обряд вдоль берегов Лены на шитике, большой лодке, имеющей крытую каюту. Из поездки по Забайкальской области и КВЖД он привёз фотографии с видами Мань­чжурии. Итогом посещения Зонненбургом центра ламаизма в Сибири - Тамчинского дацана на Гусином озере стал цикл фотографий о торжественном богослужении на празднике «Цам».

Будучи высокопоставленным чиновником, он не стеснялся заниматься любимым делом. Фотографировал не только вдали от Иркутска, но и в самом губернском городе. в 1908 году в иркутском генерал-губернаторском доме им сделаны фотогра­фии высших представителей ламаистского духовенства Сибири во главе с Бандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири Чойнзоном Доржи Иролтуевым.

Свои работы Зонненбург показывал на выставках «картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства мес­тных художников и любителей», его имя упоминается и среди участников выставок, и среди экспертов, оценивавших работы известных фотографов.

В 1909 году строилась телеграфная линия Якутск - Охотск. Дважды, в марте и в мае - августе того года, Роберт Юльевич проехал по трассе строительства в оба конца, чтобы собственными глазами увидеть, с какими трудностями сталкиваются строители, и на месте решать возникающие проблемы. Личное присутствие начальника округа на местах работ, его телеграфная связь с Якутском и Иркутском, срочные распоряжения обеспе­чили безостановочное ведение дел. 29 октября 1909 года теле­графная линия Якутск - Охотск протяжённостью 1100 вёрст начала действовать. Эти тяжелейшие поездки описаны Зоннен-бургом в книге «Из Якутско - Охотского края. Путевые впе­чатления с постройки охотского телеграфа»,( Иркутск, 1910 г.), которую он опубликовал в 1910 году. в книге, к сожалению, нет иллюстраций, но прекрасным сопроводительным материалом к ней служат почтовые карточки издателя Г. Г. Гренберга, отпе­чатанные с фотографий Зонненбурга.

В 1914 году Р.Ю. Зонненбург покинул Иркутск, полу­чив новое назначение. 

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги  

 

По вопросам приобретения книги:

Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru