Музей истории города Иркутска состоит из основного отдела (Отдел истории) и филиалов, созданных в разное время. В 2010 году у музея четыре действующих филиала: Городской выставочный центр им. В.С. Рогаля; Музей городского быта (с экспозицией «Музей чая»); Дом ремёсел; Солдаты Отечества.

Новости, статьи

Выставки «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» из фондов Музея Москвы в Иркутске

Произведения живописи, графики, карты и планы города, представленные на выставке, отражают историю Отечественной войны 1812 года, роль Москвы в победе над Армией Наполеона и представляют возрожденную после пожара Москву.

О Москве того времени можно судить по планам и картам. По воспоминаниям современников, император Наполеон, ещё не входя в Москву, находясь на Поклонной горе, держал в руках план города. Этот исторический факт, получил такую известность, что много лет спустя Л.Н. Толстой не преминул использовать его в своем романе «Война и мир».

Москва считалась сердцем России. Московский Кремль, монастыри и храмы хранили память седой старины и являлись святынями для русского народа. Художники XVIII – н. XIX веков изобразили Москву, в которой патриархальность и верность традициям соседствовала с новомодными дворянскими усадьбами и дворцами аристократов, следовавших французской моде.

В экспозиции представлены портрет императора Александра I и фельдмаршала М.И. Кутузова, графические листы со сценами Бородинского сражения, произведения, отражающие гибель древней столицы от пожара и грабежей со стороны наполеоновской армии.

Когда Наполеон решил покинуть город. Он приказал взорвать Кремль, его стены и башни, поджечь всё, что уцелело от пожара. От взрывов пострадали башни Кремля, колокольня «Иван Великий», Петровский путевой дворец и другие здания. На представленных рисунках современников запечатлен уход французов из города. Картины разрушения Москвы изобразили многие художники, в том числе и иностранные. В Лондоне в 1816 году издательство Мюррей опубликовало рисунки разрушенных московских дворцов князя Безбородко и Петровского путевого дворца. По инициативе императора Александра I были выполнены рисунки разрушений в Кремле. На одном из них – Никольская башня с обрушившимся верхом.

Интерес представляет портрет графа Ф.В. Ростопчина, назначенного императором Александром I в 1812 году генерал-губернатором Москвы. Изданные по его инициативе «ростопчинские афиши», разъясняющие москвичам «политический момент» 1812 года, представляли собой первые русские сатирические «политплакаты». Некоторые из них представлены на выставке: «Мадамов из Москвы выгнали», «Русский Геркулес. Загнал французов в лес и давил как мух», «Русский мужик Вавила Мороз на заячьей охоте» и другие. Чрезвычайно интересны планы Москвы 1812 года. На одном из них изображены части города, пострадавшие от огня, на другом – разрушения от взрывов. Уцелело немногое – из 9 тысяч с лишним строений сохранилось около 2, 5 тысяч.

Раздел экспозиции «Восстановление города после пожара». Москва оправилась после французского вторжения быстро. На месте сгоревших деревянных домов возникли новые строения. Многие из них были воздвигнуты в стиле «ампир» первоклассными мастерами архитектуры – О.И. Бове, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьевым. Было построено здание Манежа, взамен сгоревшего Петровского театра, О.И. Бове воздвиг здание Большого театра, Д.И. Жилярди восстановил пострадавшее от огня здание Московского университета. Эти прекрасные образцы московского зодчества первой трети XIX века можно увидеть на выставке на акварелях и гравюрах.

Музей Москвы располагает коллекцией акварелей и литографий с московскими видами известного французского мастера Огюста Жана-Батиста Антуана Кадоля. Во время своего пребывания в Москве в 1820 – 1829 годы мастер отразил в своих работах величие возрождающейся Москвы. Изображая улицы, площади и сады с гуляющей публикой, дворцы и монастыри Кремля, театры, больницы и приюты, мастер создал широкую панораму социальной жизни города. На выставке представлены фрагменты панорамы Москвы, «Тверской бульвар», «Тверская улица», «Вид Большого театра», «Воскресенские ворота в Москве», «Прогулка в Александровском саду» и др.

Возрождение Москвы наглядно изображено на представленном в экспозиции плане Москвы 1825 года – первом иллюстрированном плане XIX века. Самые значимые городские объекты, пострадавшие в 1812 году и восстановленные к тому времени, запечатлены на полях: Петровский (Большой театр), Московский императорский университет, колокольня Ивана Великого, Сухарева башня, Пашков дом на Моховой, Воспитательный дом, Вознесенский монастырь в Кремле, здание Голицынской больницы, Гостиный двор.  Возрожденную Москву 1820-30 годов, можно по праву назвать Пушкинской Москвой. Автор романа «Евгений Онегин», писал:

 

Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

 

( А.С. Пушкин)

 

Мы надеемся, что выставка «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!», экспонируемая в МБУК «Музей истории города Иркутска», вызовет интерес у жителей города, и будет способствовать дальнейшему культурному сотрудничеству Москвы и Иркутска.