Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Три летчика, три героя, три судьбы …

Красная звезда 30.08.1939г.

Эта работа посвящена трем сталинским соколам, трем советским летчикам, трем Героям Советского Союза, волей случая навсегда соединенным одним неординарным событием. Вспоминая одного из них, невольно помянешь и двух других…

26 июня 1939 года. Уже месяц в Монголии, в долине Халхин-гола идут бои между японо-маньчжурскими и советско-монгольскими войсками. Ровно месяц назад, 26 мая 1939 г. советская авиация потерпела сокрушительное поражение в первых воздушных схватках с японскими ассами, потеряла в воздушных боях 17 истребителей, сбив при этом только один самолет противника.

С 27 мая до середины июня советская авиация боевых вылетов не совершала и воздушных боев с противником не вела. 22 июня советской авиации была поставлена задача – завоевать господство в воздухе, надежно прикрыть наземные части советско-монгольских войск и стратегические объекты от налетов вражеской авиации. 22 и 24 июня в небе над Халхин-голом разворачиваются масштабные воздушные бои, в которых одновременно участвует до 150 самолетов. Обе стороны несут большие, почти равные потери. Японские летчики начинают терять уверенность в своем подавляющем превосходстве над советской авиацией.

На рассвете 26 июня над озером Буйр происходит большое воздушное сражение. Поднятые по тревоге советские истребители перехватили в районе Буйр-нура большую группу японских бомбардировщиков, которые под прикрытие истребителей летели бомбить Баин-Тумен (современный г. Чойбалсан). С советской стороны в этом воздушном бою участвуют 22-й и 70-й истребительный полки. 70-й истребительный авиаполк повел в бой командир полка майор В.М. Забалуев.

В огромном клубке в смертельной карусели кружилось более ста самолетов, то и дело очередная вспыхнувшая машина в крутом пике падала на землю или оставляя шлейф черного дыма уходила в сторону своего аэродрома. Постепенно воздушный бой стал

перемещаться на маньчжурскую территорию. В этом бою Забалуев зажег один японский истребитель И-97, но сразу же подвергся нападению сразу трех японских самолетов. Командир эскадрильи 70-го иап майор С.И. Грицевец, заметил это и пришел на выручку командиру, он атаковал один из этих японских истребителей и сбил его. В этом бою майор Грицевец сбил два японских истребителя И-97 лично, и один в паре со старшим лейтенантом П.В. Полозом. В азарте боя советские летчики оказались в глубине маньчжурской территории. Израсходовав топливо и боезапас японские и советские истребители начали выходить из боя, и уходить на свои аэродромы. Грицевец огляделся по сторонам и не увидел в воздухе машины своего командира. Сергей Иванович решил пройти над местом боя и удостовериться, что с Забалуевым все в порядке. На малой высоте он полетел над дорогой, идущей из Обо-Сумэ на Ганьчжур и обнаружил на земле И-16, возле хвостового оперения которого увидел майора Забалуева. Рядом кружился самолет Петра Полоза, а от Ганьчжура по дороге в сторону самолета скакал эскадрон баргутской конницы.

Грицевец решил спасти командира и стал снижаться, а Полоз направил свою машину навстречу коннице и открыл по всадникам огонь из пулеметов. Эскадрон рассеялся и повернул назад.

Когда Грицевец посадил свой самолет на землю и стал выруливать поближе к истребителю Забалуева, всадники развернулись и кинулись в сторону самолетов. Полоз снова атаковал кавалеристов, но, на это раз несмотря на огонь они неумолимо приближались к самолетам.

Забалуев вскочил на крыло и с трудом втиснулся между бронеспинкой и задней стенкой кабины. Грицевец пошел на взлет, И-16 тяжело оторвался от земли и с ревом пронесся над вражеской конницей. У окраины Ганьчжура летчик вывел самолет на курс Халхин-гола и на малых высотах пересек линию фронта. К нему пристроился И-16 старшего лейтенанта Полоза. Командир полка был спасен.

Выбираясь из кабины своего истребителя Грицевец сказал, встречавшим его летчикам и механикам: - Ну, принимайте дорогой груз.

Появление Забалуева собравшиеся авиаторы встретили восторженно …

К слову сказать, на следующий день старший лейтенант Полоз был сбит в воздушном бою. Он получил ранение, но благополучно приземлился на парашюте. И попал в госпиталь. Именно этим объясняется отсутствие Полоза на фотографиях периода Халхингольской войны.

Вскоре командир 57-го стрелкового корпуса комдив Г.К. Жуков вызвал С.И. Грицевца и предложил ему вступить в должность командира 70-го истребительного авиаполка. После недолгих раздумий майор Грицевец отказался. Свой отказ он мотивировал одной фразой: - Я же привез командира полка?!

Этот яркий, скоротечный эпизод одного из многочисленных воздушных боев Халхингольской войны, полный драматизма и отваги, намертво связал воедино память об его участниках. При этом, до настоящего времени оставалась какая-то недосказанность. Если трагической судьбе Сергея Ивановича уделялось и уделяется достаточно внимания, то проследить дальнейший боевой путь остальных участников этой истории намного сложнее.

Когда сослуживцы добрым словом вспоминали трагически погибшего Сергея Ивановича Грицевца, всегда звучало: - А, помните, как Сергей вывез из под носа у маньчжур своего командира майора Забалуева?

Когда речь заходила о Петре Полозе, часто задавался вопрос: - Это не тот ли самый Полоз, который помог Дважды Герою Грицевцу спасти от плена майора Забалуева?

А Вячеславу Забалуеву, не редко во время очередного знакомства приходилось слышать вопрос: - Это не Вас, случаем, на Халхин-голе спас от плена майор Грицевец?

Можно предположить, что со временем Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Вячеслава Михайловича Забалуева стали раздражать такие вопросы.

После Халхин-гола пути наших героев разошлись. Сергей Иванович Грицевец стал первым Дважды Героем Советского Союза. К несчастью, жизнь бесстрашного летчика, еще при жизни ставшего легендой, нелепо оборвалась в авиационной катастрофе. Самый результативный летчик-истребитель ВВС РККА, герой Испании и Халхин-гола, трагически погиб 16 сентября 1939 года. Ни одну из своих Золотых Звезд Героя он так и не успел получить.

Петр Варнавович Полоз с честью прошел всю Великую Отечественную, летал, сбивал, штурмовал наземные части противника. Его тоже сбивали. Свою Золотую Звезду Героя Советского Союза он честно заслужил при обороне Одессы в самый тяжелый первый год войны. Участвовал в Берлинской операции, войну закончил в звании майора. Однако, в гражданской жизни судьба П.В. Полоза не сложилась. Летом 1962 года на почве ревности П.В. Полоз совершает двойное убийство – начальника личной охраны Н.С. Хрущева Фомичева и его жены. Учитывая статус «заинтересованного лица» шансов на снисхождение суда у Петра Полоза не было. Да он и не рассчитывал на снисхождение. По приговору суда П.В. Полоз был расстрелян, а затем лишен звания Героя Советского Союза и всех наград.

Удивительно, но даже по прошествии стольких лет многие официальные лица и историки избегают упоминать фамилию П. Полоза, стыдятся вспоминать его ратные подвиги, совершенные в годы военного лихолетья.

В отличие от спасенного, судьбы обоих спасителей сложились трагически. В среде военных авиаторов существует неписанное правило – помогать попавшим в беду

товарищам и семьям погибших и пропавших без вести сослуживцев. Все ли его соблюдают?! Одному Богу известно.

Удивительно, но С. И. Грицевца с П. В. Полозом мистическим образом объединяет еще одно обстоятельство. Несмотря на то, что легендарному советскому ассу Сергею Ивановичу Грицевцу установлены памятники в центре Минска и на месте гибели, несколько бюстов и мемориальных досок в разных городах России и Республики Беларусь, как и у Петра Полоза, у него нет могилы, на которую благодарные соотечественники могут принести цветы.

Где был похоронен П.В. Полоз знает узкий круг лиц из числа причастных к его расстрелу и захоронению сотрудников МВД. Возможно, сыну и внукам отважного летчика известно это место, и они хотя бы раз в год имеют возможность там и отдать должное своему героическому предку.

Что касается С.И. Грицевца, то с ним все гораздо сложнее. В сентябре 1939 года легендарный летчик был похоронен в районе аэродрома на месте гибели, в деревне Болбасово Оршанского района Витебской области Белоруссии. Летом 1941 года вся Белоруссия была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Во время войны могила легендарного летчика была уничтожена, а место ее нахождения точно установить не удалось. Ни сразу после изгнания гитлеровцев, ни в наше время.

БИОГРАФИИ ГЕРОЕВ

Грицевец Сергей Иванович - командир истребительной авиационной эскадрильи в рядах республиканской Испании; командир отдельной авиационной группы новейших истребителей "И-153" 1-й армейской группы, майор; первый дважды Герой Советского Союза.

Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы Гродненской губернии (ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь) в крестьянской семье. Белорус.

В годы 1-й мировой войны семья С.И. Грицевца перебралась в посёлок Шумиха Курганской области, где прошли детство и юношеские годы будущего лётчика. Здесь же, по окончании школы-семилетки, он работал на железной дороге, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст Челябинской области, где трудился слесарем механического завода.

В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направляется на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. Член ВКП(б) с 1931 года. По окончании в сентябре 1932 года учёбы он служит в Киевском истребительном авиаотряде, а через год - командиром звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье на Дальнем Востоке. Успехи молодого лётчика были замечены командованием, поэтому в 1936 году он был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней

лётчиком-инструктором. С 1938 года С.И. Грицевец в Кировабадской авиационной школе готовит к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев, и сам пишет рапорты с просьбой направить его в сражающуюся с фашизмом Испанию.

Наконец, в июне 1938 года он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев вступает в ряды республиканцев. За 116 дней пребывания на испанской земле командиру эскадрильи истребителей С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях. В отдельные дни лётчики делали по 5-7 вылетов. В Испании ярко проявились все лучшие качества летчика-истребителя Грицевца. Человек необыкновенного мужества и отваги, он от боя к бою совершенствовал свое лётное мастерство. Тридцать сбитых вражеских самолётов лично и семь в группе на его боевом счету. В иные дни комэску Грицевцу удавалось уничтожить на своём "курносом" (так любовно испанцы называли советский истребитель И-16) двух-трёх и однажды даже семь фашистских стервятников. 15 октября 1938 года советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С.И. Грицевцу было присвоено звание майора...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Отказавшись от предложенной должности начальника Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, он направляется в строевую часть на Дальний Восток. 28 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В ответ на этот акт агрессии Советское правительство направило на помощь Монгольской Народной Республике технику, вооружение и наиболее опытные военные кадры, среди которых был Герой Советского Союза С.И. Грицевец.

Здесь, на Халхин-Голе, в полную силу расцвёл талант летчика-истребителя С.И. Грицевца. Он летал на самолёте-истребителе "И-16", затем командовал отдельной группой новейших истребителей "И-153" ("Чайка"). За период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР он выполнил сто тридцать восемь успешных боевых вылетов, сбив двенадцать вражеских самолётов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своего неуязвимого "И-16" и успешно доставил его на свой аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года "за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза", было постановлено "соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине

награждённых: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича".

Это были первые дважды Герои Советского Союза.

Но не суждено было самому результативному советскому лётчику-истребителю, имевшему на своём счету сорок два сбитых вражеских самолёта, дважды Герою Советского Союза С.И. Грицевцу получить знаки особого отличия...

Медаль "Золотая Звезда" была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, но за месяц до этого, 16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель.

Награждён орденом Ленина и орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.

Полоз Пётр Варнавович – командир авиаэскадрильи 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия), старший лейтенант.

Родился 19 января (1 февраля) 1915 г. в селе Митрофановка ныне Новогородковского района Кировоградской области (Украина). Украинец.

В Красную Армию призван в августе 1935 г. Ново-Троицким районным военкоматом Днепропетровской области. В 1936 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.

Служил в 70-м истребительном авиационном полку Забайкальского военного округа.Участник боёв на реке Халхин-Гол в июле-августе 1939 г. Начальник химслужбы истребительной эскадрильи 70-го истребительного авиаполка П.В. Полоз совершил несколько боевых вылетов, провёл 2 воздушных боя, лично сбил 1 японский самолёт. Отличился при спасении от плена сбитого командира полка майора В.М. Забалуева: когда майор С.И. Грицевец совершал посадку перед носом вражеских солдат и вывозил Забалуева, Полоз прикрывал их действия с воздуха и пулеметным огнём отгонял от наших самолётов баргутскую конницу. За этот подвиг был награждён орденом Ленина. В воздушном бою 27 июня 1939 г. был сбит, спасся на парашюте.

В 1940 г. окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжал службу в строевых частях ВВС (в Одесском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-июне 1942 гг. – командир авиаэскадрильи 69-го истребительного авиационного полка (Южный фронт, Отдельная Приморская армия). Участвовал в обороне Одессы. К концу сентября 1941 г. совершил 119 боевых вылетов на истребителе И-16, в 24 воздушных боях лично сбил 2 и в группе 11 самолётов противника.

26 сентября 1941 г. представлен к званию Герой Советского Союза. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Полозу Петру Варнавовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 983).

В июне 1942-январе 1943 гг. – лётчик-инспектор по технике пилотирования ВВС Московского военного округа, в январе-марте 1943 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 7-й воздушной армии (Карельский фронт), в марте 1943-мае 1945 гг. – лётчик-инспектор Главного управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. Участник Барвенково-Лозовской операции, Сталинградской битвы, Курской битвы, освобождении Украины и Берлинской операции. Продолжал участвовать в боях, к концу войны совершил 254 боевых вылета, сбил лично 7 и в группе 11 самолётов противника (по некоторым не подтверждённым данным только личных побед имел 12). Дважды ранен, получил сильные ожоги и контузию.

После войны продолжал службу в Главном управлении боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. С июля 1947 г. подполковник П.В. Полоз – в отставке. Жил в Киеве. Трудился пилотом Гражданского воздушного флота.

В июле 1962 г. в состоянии аффекта на почве ревности совершил убийство двух человек. 7 декабря 1962 г. был приговорён народным судом к высшей мере наказания и расстрелян в мае 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1963 г. лишён звания Героя Советского Союза и всех наград.

Подполковник (с 1947 г.). Был награждён 2 орденами Ленина (29.08.1939 г., 10.02.1942 г.), орденами Красного Знамени (1941 г.), Отечественной войны 1-й степени (1945 г.), медалями "За оборону Одессы", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги".

Место захоронения неизвестно.

Забалуев Вячеслав Михайлович – командир 2-го истребительного авиационного корпуса (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), генерал-майор авиации.

Родился 1 (14) марта 1907 г. в селе Дубровицы ныне Подольского района Московской области. Русский. В 1925 г. окончил рабфак при Московском высшем техническом училище. Работал слесарем-водопроводчиком на заводе «Вискоза» в городе Мытищи Московской области, чертёжником-копировальщиком в Мосгубстрахе.

В армии с сентября 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Оренбургскую военную школу лётчиков и летнабов. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском и Забайкальском военных округах), был лётчиком, командиром звена, авиаотряда и авиационной эскадрильи. С июля 1937 г. – командир 29-й истребительной авиаэскадрильи в Монголии.

Участник боёв на Халхин-Голе в июне-сентябре 1939 г. в должности командира 70-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-16. В одном из воздушных боёв был сбит и приземлился на территории противника. Увидев это, С.И. Грицевец на своём самолёте совершил посадку рядом с командиром и вывез его на свою территорию.

С ноября 1939 г. – помощник командира 17-й истребительной авиабригады в Закавказском военном округе. В 1940 г. окончил Курсы усовершенствования командного состава при Академии Генштаба. С августа 1940 г. – помощник командира, с марта 1941 г. – командир 44-й истребительной авиадивизии в Киевском военном округе.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – феврале 1942 гг. – командир 44-й истребительной авиационной дивизии (Юго-Западный фронт); в феврале-мае 1942 – командующий ВВС 22-й армии (Калининский фронт); в мае 1942 – феврале 1945 гг. – командир 209-й (с мая 1943 – 7-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии (Северо-Западный, Ленинградский, Центральный и 1-й Украинский фронты); в феврале-мае 1945 гг. – командир 2-го истребительного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт).

Соединения под его командованием участвовали в оборонительных боях на Украине и на Донбассе, в обороне Москвы, освобождении Великих Лук и Ржева, в Курской битве, освобождении Белоруссии и Западной Украины, Польши и Чехословакии, в Берлинской и Пражской операциях. Лично В.М. Забалуев совершил 40 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника.

Представлен к званию Героя Советского Союза 7 мая 1945 г. За умелое руководство частями и соединениями Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 г. генерал-майору авиации Забалуеву Вячеславу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6507).

После войны до июля 1946 г. продолжал командовать авиакорпусом, затем до марта 1947 г. – 5-м истребительным авиакорпусом. В 1948 г. окончил Военную академию Генштаба. С августа 1948 г. командовал 31-м истребительным авиакорпусом ПВО. В июне 1949 – сентябре 1950 гг. – командующий 24-й воздушной армией (в составе Группы советских войск в Германии), в сентябре 1950 – феврале 1952 гг. – командующий 73-й воздушной армией (в Среднеазиатском военном округе). С февраля 1952 командовал 25-й воздушной истребительной армией ПВО (в Ленинградском военном округе). В марте 1954 – сентябре 1956 гг. – старший военный советник командующего ВВС Венгерской Народной Армии. С сентября 1956 г. генерал-майор авиации В.М. Забалуев – в запасе.

Жил в Москве. Умер 6 мая 1971 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Генерал-майор авиации (с 1943 г.). Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Автор: Сеченов Родион Игоревич,

учащийся 10 класса МОУ СОШ № 67 г. Иркутска

Руководитель: Сеченов Игорь Вячеславович

командир поискового отряда «Восточный рубеж»