«Сибирь, Сибирь ...» - рассказы и фотографии. Сибирь имеет свойство не поражать, не удивлять сразу, а втягивать в себя медленно и словно бы нехотя, с выверенной расчетливостью, но, втянув, связывать накрепко. И все — человек заболевает Сибирью. (Книга «Сибирь, Сибирь ...», Валентин Распутин)

Статьи, новости

Эвенкийские амулеты в фондах Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары

Фото 1. Бэллэй — охотничий амулет. Фото А. Павлова

Фото 2. Амулет от болезней и несчастий. Фото А. Павлова

Фото 3. Семейный амулет — душехранилище нерожденных людей. Фото А. Павлова

Фото 4. Женский амулет от бесплодия. Фото А. Павлова

Александр Анатольевич Павлов,
заместитель директора по науке
Братского городского объединенного
музея истории освоения Ангары,
г. Братск, Иркутская область

В 1970–1990-х годах Братский городской музей проводил исследования культуры эвен­ков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идео­логической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще со­держала домашних оленей, составлявших когда-то основу тради­ционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые из них кочевали с оленями круглый год, сохраняя традиции в хозяйстве и отдельные элементы традиционного мировоззрения.

Традиционное мировоззрение эвенков основано, как известно, на одушевлении живых существ и неживой природы, вере в духов и возможности общения с ними через посредника-шамана. Глав­ной обязанностью шамана являлась охрана сородичей от злых духов, обеспечение их благосостояния, что осуществлялось че­рез различные обряды.

В фондах Братского музея имеется несколько амулетов, кото­рые можно разделить на охотничьи, амулеты-обереги, амулеты от бесплодия, амулеты, обеспечивающие продолжение рода.

Эвенки верили, что души промысловых животных живут в частях тела животных (носах, челюстях, зубах), которые они хранили как предметы-фетиши, приносящие охотничью удачу. Если охотнику длительное время не везло на охоте, то устраивали специальный обряд добывания «охотничьего счастья», во время которого охотник испрашивал удачу у духа — хозяина промысловых животных. Ма­териальным помощником этого духа был идол «бэллэй» — в виде антропоморфной фигурки. Перед охотой ему вешали связку носов и зубов, окуривали дымом, просили удачи на охоте (1, с. 161–165; 2, с. 164–165). Антропоморфные фигурки часто изготавливались в об­разе женщины — духа-хозяйки охотничьей территории (фото 1, 2).

По представлениям эвенков, болезни человека объяснялись похищением его души злыми духами, поэтому еще до обряда ле­чения изготовляли «куколки» по количеству членов семьи, пред­назначавшиеся для временного хранения душ членов семьи (2, с. 172). «Куколки» представляли собой плоские фигурки людей, изготовленные из дощечки, с укороченными руками и ногами, вы­сотой 4,5–5 сантиметров (фото 2). Амулет оберегал от несчастий и болезней.

Семейными амулетами, передававшимися по наследству, символами деторождения, были фигурки птичек (кукушек), выре­занные из дерева и помещенные в сумочку-омирук (душехрани­лище), сшитую из ровдуги и выстланную оленьим волосом (фото 3). По представлениям эвенков, души нерожденных людей жили в Верхнем мире в виде птичек. Дух-хозяин Верхнего мира посылал эти души на землю в виде волосков, и, попадая в тело женщины, они давали плод. У некоторых эвенков это был амулет — охрани­тель детских душ, поскольку считалось, что при болезни детей их души покидают тело, возвращаются в родовое душехранилище, и для того чтобы душа больше не покидала тела ребенка, во вре­мя шаманского обряда изготовлялись две птички и вшивались в одежду ребенка (3, с. 90).

Сумочка-омирук, изображенная на фото 3, имеет одну осо­бенность: ее горловина, хотя и имеет отверстия для ровдужной вздержки, зашита кусочком кожи. Возможно, этот амулет имел двойное назначение: охранителя детских душ и амулета, способ­ствовавшего деторождению.

Интересен женский амулет от бесплодия (фото 4). Он пред­ставляет собой коробочку из бересты цилиндрической формы, на которую надет чехол из ткани на ровдужной вздержке. В ко­робочке устроено гнездо из оленьего волоса, в которое помеще­ны антропоморфная фигурка и фигурка птички. Известно, что от божества Верхнего мира зависело рождение людей. Птичка олицетворяет, вероятно, нерожденную душу человека, а антро­поморфная фигурка — духа-хозяина Верхнего мира, к которому, открыв коробочку, можно обращаться с просьбой о рождении ребенка.

Все амулеты переданы в музей в 1980 году эвенком Л.П. Сычегиром. Изготовлены амулеты в середине ХХ века, что свидетель­ствует о том, что и в это время у эвенков существовали и испол­няли свои функции шаманы, без действий которых эти предметы не были бы амулетами.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов А.Ф. Представления эвенков о шингкэнах и про­блема происхождения первобытной религии // Сборник Музея ан­тропологии и этнографии. М.; Л., 1949. Т. 12. С. 160–194.
  2. Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обря­ды эвенков // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1957. Т. 17. С. 151–185.
  3. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.

 

Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год