Эвенкийские амулеты в фондах Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары
Категория: Сибирь, Сибирь
Предыдущая статья | Следующая статья
Александр Анатольевич Павлов,
заместитель директора по науке
Братского городского объединенного
музея истории освоения Ангары,
г. Братск, Иркутская область
В 1970–1990-х годах Братский городской музей проводил исследования культуры эвенков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идеологической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще содержала домашних оленей, составлявших когда-то основу традиционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые из них кочевали с оленями круглый год, сохраняя традиции в хозяйстве и отдельные элементы традиционного мировоззрения.
Традиционное мировоззрение эвенков основано, как известно, на одушевлении живых существ и неживой природы, вере в духов и возможности общения с ними через посредника-шамана. Главной обязанностью шамана являлась охрана сородичей от злых духов, обеспечение их благосостояния, что осуществлялось через различные обряды.
В фондах Братского музея имеется несколько амулетов, которые можно разделить на охотничьи, амулеты-обереги, амулеты от бесплодия, амулеты, обеспечивающие продолжение рода.
Эвенки верили, что души промысловых животных живут в частях тела животных (носах, челюстях, зубах), которые они хранили как предметы-фетиши, приносящие охотничью удачу. Если охотнику длительное время не везло на охоте, то устраивали специальный обряд добывания «охотничьего счастья», во время которого охотник испрашивал удачу у духа — хозяина промысловых животных. Материальным помощником этого духа был идол «бэллэй» — в виде антропоморфной фигурки. Перед охотой ему вешали связку носов и зубов, окуривали дымом, просили удачи на охоте (1, с. 161–165; 2, с. 164–165). Антропоморфные фигурки часто изготавливались в образе женщины — духа-хозяйки охотничьей территории (фото 1, 2).
По представлениям эвенков, болезни человека объяснялись похищением его души злыми духами, поэтому еще до обряда лечения изготовляли «куколки» по количеству членов семьи, предназначавшиеся для временного хранения душ членов семьи (2, с. 172). «Куколки» представляли собой плоские фигурки людей, изготовленные из дощечки, с укороченными руками и ногами, высотой 4,5–5 сантиметров (фото 2). Амулет оберегал от несчастий и болезней.
Семейными амулетами, передававшимися по наследству, символами деторождения, были фигурки птичек (кукушек), вырезанные из дерева и помещенные в сумочку-омирук (душехранилище), сшитую из ровдуги и выстланную оленьим волосом (фото 3). По представлениям эвенков, души нерожденных людей жили в Верхнем мире в виде птичек. Дух-хозяин Верхнего мира посылал эти души на землю в виде волосков, и, попадая в тело женщины, они давали плод. У некоторых эвенков это был амулет — охранитель детских душ, поскольку считалось, что при болезни детей их души покидают тело, возвращаются в родовое душехранилище, и для того чтобы душа больше не покидала тела ребенка, во время шаманского обряда изготовлялись две птички и вшивались в одежду ребенка (3, с. 90).
Сумочка-омирук, изображенная на фото 3, имеет одну особенность: ее горловина, хотя и имеет отверстия для ровдужной вздержки, зашита кусочком кожи. Возможно, этот амулет имел двойное назначение: охранителя детских душ и амулета, способствовавшего деторождению.
Интересен женский амулет от бесплодия (фото 4). Он представляет собой коробочку из бересты цилиндрической формы, на которую надет чехол из ткани на ровдужной вздержке. В коробочке устроено гнездо из оленьего волоса, в которое помещены антропоморфная фигурка и фигурка птички. Известно, что от божества Верхнего мира зависело рождение людей. Птичка олицетворяет, вероятно, нерожденную душу человека, а антропоморфная фигурка — духа-хозяина Верхнего мира, к которому, открыв коробочку, можно обращаться с просьбой о рождении ребенка.
Все амулеты переданы в музей в 1980 году эвенком Л.П. Сычегиром. Изготовлены амулеты в середине ХХ века, что свидетельствует о том, что и в это время у эвенков существовали и исполняли свои функции шаманы, без действий которых эти предметы не были бы амулетами.
ЛИТЕРАТУРА
- Анисимов А.Ф. Представления эвенков о шингкэнах и проблема происхождения первобытной религии // Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1949. Т. 12. С. 160–194.
- Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1957. Т. 17. С. 151–185.
- Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.
Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год