О национальном информационном капитале
Категория: Точка зрения : Статьи
Предыдущая статья | Следующая статья
В последние годы в рамках теории информационной экономики все более активно проводятся исследования, затрагивающие, главным образом, технические и технологические аспекты зарождающейся новой системы: электронные средства массовых коммуникаций, современные и сверхсовременные информационные технологии, новые возможности приобщения людей к огромным массивам информации и т.п.
Вместе с тем сама по себе информация, даже интегрированная с используемыми технологиями, ничего не производит. Главная производительная сила – человек, вооруженный средствами производства и знаниями .
Авторы: Макарова Г.Н., д.э.н., профессор БГУЭП | Балашова М.А., к.э.н., доцент БГУЭП
Благодаря выделению экономистами понятия «человеческий капитал», наряду с традиционным подходом к капиталу как к хозяйственному ресурсу, который обладает способностью обеспечивать долговременные приращения дохода, стали развиваться трактовки, характеризующие капитал как активы, обеспечивающие приращения не только дохода, но и других важных полезностей – социального, культурного или даже политического плана. Значительно расширили представления о круге форм капитала (экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический и символический капитал) социологи.
Однако большинство исследователей недооценивают такую важную в современных условиях разновидность капитала, как информационный капитал.
Между тем, с переходом к информационной экономике значимость этого капитала стала высокой как никогда. И дело не только в том, что вложения в информацию стали приносить небывало большие доходы. Не менее важным обстоятельством становится также превращение информации в один из ведущих стратегических ресурсов, определяющих нередко возможности существования (сохранения как самостоятельных государств) целых стран и народов; напрямую влияющих на определение стратегии их «выживания» в эпоху глобализации. Не случайно на смену понятия «развивающиеся страны» пришло другое, безнадежное – «конченые страны».
В этих условиях постоянно накапливаемую и пополняемую информацию, обслуживающую хозяйственную деятельность и стратегические интересы целых стран, необходимо рассматривать как особо значимый национальный экономический и стратегический капитал, наличие которого может оказаться даже важнее многих элементов материального капитала.
Проблемы информационного капитала интересуют все более широкий круг исследователей, которые по-разному трактуют как само это понятие, так и его составные структурные элементы.
По нашему мнению, под информационным капиталом, следует понимать все те накапливаемые, возобновляемые и ликвидные информационные ресурсы, которые способствуют фактически (или могут способствовать потенциально) приращению позитивных эффектов (доходов или других полезностей) для отдельных индивидов, их совокупностей, национальных экономик или для мирового сообщества в целом.
При этом в структуре информационного капитала, при самом общем подходе, представляется целесообразным выделять три следующие важнейшие составные части:
- информационный продукт – информация, зафиксированная на материальных носителях, а также та, которая может быть передана в процессе непосредственного общения между людьми (диалоги, устные предания, народная молва и т.п.), поскольку даже невербальная информация может стать источником приращения позитивного эффекта.
- средства хранения, тиражирования, распространения информации - материальная часть типографий, издательств, библиотек, архивов, учреждений почты, телеграфа, современных СМИ, Интернета, спутников и т.д.;
- источники и разработчики информации (т.е. фактические и потенциальные производители информационного продукта) - люди, выступающие либо как обособленные индивидуумы, либо как занятые в различного рода предприятиях, учреждениях и организациях информационной инфраструктуры. В структуре информационного капитала, источники и разработчики информации являются фундаментальной, базовой составляющей.
Представляется, что «информационный капитал» не является абстракцией, а реально существует, поскольку обладает необходимыми конструирующими свойствами «капитала»: накапливаемостью, ликвидностью, позволяющей превращаться данным ресурсам в денежную форму, воспроизводимостью в процессе непрерывного кругооборота форм.
Кроме того, мы полагаем, что в условиях глобализации становится вполне обоснованным выделение понятия национальный (страновой) информационный капитал, поскольку именно этот капитал сегодня превращается в один из важнейших стратегических ресурсов наций.
Под национальным информационным капиталом следует понимать все те информационные продукты, средства их хранения и передачи, а также – всех тех «генераторов информации», которые принадлежат данной стране или фактически легитимно используются ею и способствуют (или могут способствовать) приращению дохода или полезностей для данной страны.
В свою очередь, в структуре национальных информационных капиталов представляется оправданным и целесообразным выделять в качестве наиболее принципиально значимых составляющих такие два элемента, как национальный научный информационный капитал, представленный образованными разработчиками информации, производящими информационный продукт на основе проведения научных разработок и изысканий, т.е. информационный капитал, в основе которого лежит «наука»; и, так называемый национальный моральный информационный капитал (т.е. духовный и идеологический).
Первая составляющая включает в себя: совокупность национальных учреждений и материальных средств научного обслуживания (научную инфраструктуру); национальные научные кадры, обеспечивающие приращение полезных для страны Новых знаний в различных областях, главным образом в сфере информационных технологий; закрепляемые на материальных носителях научные разработки; материальную базу учреждений науки, образования, научных библиотек; патенты и ноу-хау, на новые информационные технологии, принадлежащие данной стране и др.
Духовный (моральный) национальный информационный капитал представлен совокупностью национальных информационных продуктов (а также их производителей, хранителей и передатчиков), обеспечивающих сохранение и приумножение в данной стране национальной (страновой) идеологии, национального (странового) самосознания, преданность граждан национальным (страновым) духовным ценностям.
В условиях глобализации выделенные составляющие национальных информационных капиталов превращаются в ведущие структурные элементы национальных богатств своих стран, и поэтому подвергаются особо активным воздействиям извне.
Очевидно, что для того чтобы не растрачивать без должных компенсаций национальный научный капитал на обогащение чужих экономик и не допускать прямого разрушения национальных моральных ценностей, страны должны проводить продуманную государственную политику управления национальной научной и духовной сферой, осуществлять постоянный и жесткий контроль за реализацией этой политики, исходя, в первую очередь, из стратегических национальных интересов, а не из интересов мирового сообщества.
Странам, теряющим свои информационные капиталы, необходимо осознать, что в условиях информационной экономики стремление одних стран подчинять себе другие отнюдь не ослабло, а даже усилилось. Соответственно, к национальным информационным научным и моральным капиталам необходимо теперь относиться не как к желательным элементам национальной культуры, а как к жизненно важным средствам защиты (или нападения) в современных информационных войнах.
Макарова Г.Н., д.э.н., профессор
Балашова М.А., к.э.н., доцент
Опубликовано в журнале "Прибайкалье"
№4/январь 2010