Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

История Кяхты второй половины 19-го века. Часть вторая

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)

Славное прошлое «Песчаной Венеции»

В сфере культуры и образования здесь сложились свои определенные традиции. По количеству образовательных учреждений Кяхта в середине XIX в. занимала одно из пер­вых мест не только в Сибири, но и в Европейской России. Почти все учебные и благотворительные учреждения были устроены на средства кяхтинского купечества [10]. Первым учебным заведением в Кяхте была школа при пограничной канцелярии, открытая в конце XVIII в. Она готовила пере­водчиков, давала основы торгового дела. В 1876 г. в Троицкосавске на средства купца М.А. Лушникова открылось шестиклассное Алексеевское реальное училище с коммер­ческим отделением — первое мужское учебное заведение в Забайкалье. Купец А. Старцев в 1894 г. пожертвовал свой двухэтажный каменный особняк отделению Русского Гео­графического общества, а через год в этом же здании раз­местился Кяхтинский краеведческий музей. В 1897 г. на пожертвования купца М.В. Шишмакова открылось женское приходское училище [11]. В 1862 г. на деньги купцов от­крылась Троицкосавская женская гимназия. Ими для гим­назии был пожертвован дом стоимостью 14 250 р., кроме того, проценты с основного капитала 10 тыс. р., пожертво­ванного купечеством. При выдаче свидетельства на право торговли с купцов взималась плата в пользу гимназии. Они добровольно платили проценты с вывозимых из Кяхты чаев. В гимназии существовала довольно богатая библиотека. В 1881 г. в ней было 3 290 книг в 5 294 экземплярах [12].

В этот период существовала система попечительства. Многие именитые купцы входили в состав попечительных советов различных культурных и образовательных учреж­дений. Например, в середине 1870-х гг. купец Я. Немчинов был почетным блюстителем Алексеевского реального учили­ща. В 1880 г. членами попечительного совета училища были купцы А. Лушников, А. Молчанов, М. Перевалов, М. Коковин, И. Сердюков, С. Сибиряков. Почетными блюстителями Троицкосавского уездного училища в 1875 г. были купцы М.Ф. Немчинов, затем М. Осокин [13]. В 1880 г. в попечи­тельный совет Троицкосавской женской гимназии входили: М. Коковин — председатель совета, Н. Молчанов, А. Молча­нов, А. Лушников, К. Лушникова, А. Швецов, И. Сердюков и т. д. Попечители занимались материальным обеспечением этих учреждений. Почетный блюститель Усть-Кяхтинского приходского училища купец 1-й гильдии М.В. Шишмаков писал в Кяхтинскую городскую думу: «В течение моего слу­жения содержал учителя монгольского языка с 1869 года по июнь месяц сего 1875 года, для учащихся доставлял бума­гу, карандаши, перья и проч., а также разные мелочные по училищу ремонты. Все это стоило мне 1 100 рублей. Сверх сего было выдано смотрителям на библиотеку 225 рублей, кроме сего в нынешнем году на исправление училища и по­стройку кухни новой с амбаром употреблено 1 200 рублей... а всего в течение шести лет мною употреблено из собствен­ности на Усть-Кяхтинское приходское училище две тыся­чи пятьсот двадцать пять рублей» [14]. Кяхтинский купец И.Ф. Токмаков в 1879 г. был утвержден почетным блюсти­телем Троицкосавского уездного училища на три года. В 1880 г. на выписку книг и учебных пособий он пожертвовал 798 р. 27 к. [15]. Эта общественная инициатива была значительным вкладом в развитие просвещения в Восточной Сибири, тем более, что государство на нужды образования тратило небольшие суммы.

Кроме того, благотворительность кяхтинского купечества была направлена и на строительство православных храмов, впечатляющих современников своей роскошью и красотой (Троицкая, Воскресенская, Успенская церкви). Все храмы, бесспорно, украшали город и способствовали распростране­нию православной ментальности.

Стоит упомянуть литературный салон жены купца В. Сабашникова Серафимы Савватьевны, матери известных русских книгоиздателей М.В. и С.В. Сабашниковых. Гла­ва семьи В. Сабашников был крупнейшим коммерсантом и золотопромышленником, состоял в дружбе с декабристами. Демократические издания А.И. Герцена «Колокол», «По­лярная звезда», выходившие в Лондоне, шли через Китай и Сибирь, из Тяньцзина с караванами чая или по русской почте приходили в Кяхту. Здесь их читали и обсуждали. В этом салоне бывали чиновники, писатели, ученые, худож­ники, политические ссыльные, например градоначальник А. Деспот-Зенович, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьёв-Амурский, М. Бакунин, Х. Рейхель, участники польского восстания и др. В 1862 г. в Кяхте издается газета «Кяхтинский листок». В ней публиковались заметки о мест­ной жизни, сведения о торговле, статьи М.А. Бестужева, П.И. Першина-Караксарского, М.А. Зензинова и др., обсуж­дались проблемы города. Газета печаталась в кяхтинской типографии, ее тираж составлял 300 экземпляров. Первое периодическое издание было большим культурным событи­ем в жизни Кяхты и всего Забайкалья. 30 лет в городе не выходило ни одной газеты. И только в 1896 г. было получено разрешение на издание. Осуществил выпуск И.А. Багашев, историк и литератор, человек незаурядный, преданный жур­налистике, большой патриот родного края. В 1897 г. вышел первый номер газеты «Байкал». В ней освещались события культурной жизни, печатались обзоры новостей из России и из-за рубежа, местная хроника, критические статьи. Газета поддерживала идеи демократизации общества. В ней была рубрика «Современная летопись Троицкосавска-Кяхты», представляющая и поныне большой интерес для историков и краеведов. Газета отличалась прогрессивной направленно­стью, и нередко в ней печатались статьи, критикующие по­литику царизма. Вследствие этого после поражения Русской революции 1905 г. она была закрыта властями [16]. Эти первые периодические издания принесли несомненную пользу обществу, способствовали развитию края в культурном, просветительском отношении, расширяли кругозор, воспитыва­ли в людях демократичность.

Другим важным культурным событием в жизни города явилась организация общественной библиотеки. В 1887 г. на заседании городской думы было решено открыть обществен­ную библиотеку, ввести умеренную плату и в дальнейшем сделать ее бесплатной. Основанием для нее послужили при­обретенные у купца И.М. Немчинова книги на сумму 1 200 р. Также он пожертвовал 223 р. 62 к. Инициаторами создания библиотеки явились И.И. Попов и супруги-народовольцы Н.А. и А.Д. Чарушины [17]. Книги и свои труды в дар библиотеке прислали: исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский, ученый-геолог В.А. Обручев, бывший градоначальник А.И. Деспот-Зенович. 13 декабря 1887 г. состоялось открытие библиотеки. Это событие совпало с возвращением из Китая Г.Н. Потанина, который прочитал платную лекцию о своем путешествии по Южному Китаю. Сбор с нее в сумме 100 р. ученый пожертвовал библиотеке. В год ее открытия фонд составлял 1 062 книги в 2 540 томах. Обязанность библиотекаря исполнял учитель городского училища А. Хатемкин. Средства на содержание библиотеки складывались из городской субсидии в 300 р., взносов чле­нов попечительного комитета около 1 000 р., абонементной платы от 300 до 4 тыс. р. в год, случайных пожертвований в виде книг, из сборов с благотворительных концертов и лек­ций, устраиваемых попечителями. Книжный фонд библио­теки состоял из восьми отделов: 1) богословие, 2) история и биографии, 3) сочинения по общественным вопросам, 4) жур­налы, 5) художественная литература, 6) смесь, 7) драмати­ческое искусство, 8) землеведение. Читателями библиотеки были духовенство, учителя, врачи, чиновники, мелкие тор­говцы и приказчики, рабочие, учащиеся. Большой популяр­ностью у кяхтинских читателей пользовались произведения Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, В.И. Немировича-Данченко, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Остров­ского, М.Е. Салтыкова-Щедрина; из иностранных авторов — М. Рида, Ж. Верна, Ф. Купера, Э. Золя, В. Гюго, А. Дюма, Ч. Диккенса, В. Шекспира, В. Гете. Постепенно увеличивал­ся книжный фонд библиотеки. В 1893 г. он составлял 3 032 книги в 5 762 экземплярах. Читателей было 326. Выписы­валось 37 периодических изданий. В 1905 г. фонд вырос до 7 220 книг в 13 534 экземплярах. Читателей в ней состояло 1 767 [18]. С увеличением доли грамотного населения росла потребность горожан в чтении и самообразовании. Благода­ря организации Троицкосавской общественной библиотеки небогатые слои населения (мещане, учителя, учащиеся, ра­бочие) получили доступ к культурным ценностям.

Не менее значительным учреждением культуры стал Кяхтинский краеведческий музей. Он был основан в 1890 г. по инициативе И.И. Попова, Н.А. и А.Д. Чарушиных, а также преподавателей Троицкосавского реального учи­лища и женской гимназии Н.Н. Сарычева, Н.П. Левина, В.С. Моллесон, М.В. Лисовского, П.С. Михно, А.Н. Орло­вой и др. Одним из первых коллекционеров и хранителей музея был краевед П.С. Михно. В 1891 г. в музее числилось 310 экспонатов. Официально организация музея была раз­решена только в 1894 г. В 1894 г. было официально откры­то Троицкосавско-Кяхтинское отделение Императорского Русского Географического общества. Возглавил отделение местный краевед, окружной врач, а впоследствии профес­сор Краковского университета Ю.Д. Талько-Грынцевич. Для более полноценного научного изучения края было ре­шено объединить силы этих двух научных учреждений. С этой целью музей переходит в ведение отделения Гео­графического общества. В эти годы складываются богатей­шие коллекции старейшего музея в Забайкалье. Усилиями членов отделения и сотрудников музея в ходе проведения научно-исследовательских экспедиций было собрано боль­шое количество ценных материалов по географии, ботани­ке, зоологии, палеонтологии, археологии, антропологии и этнографии. Активными сотрудниками Троицкосавско-Кяхтинского отделения были Ю.Д. Талько-Грынцевич, Г.Н. Осокин, В.С. Моллесон, М.И. Моллесон, Я.С. Смолев, А.П. Мостиц [19]. Созданию музея и отделения РГО в Кяхте со­действовали и принимали активное участие в их работе уче­ные, деятели Восточно-Сибирского отдела ИРГО: Г. Потанин, Н. Ядринцев, Д. Клеменц, В. Обручев, П. Козлов, И. Па-либин, В. Котвич, Г. Рамстедт, А. Самойлович и др. [20]. С первых лет существования Кяхтинский музей и отделе­ние ИРГО развивают научные связи со многими ведущими зарубежными центрами (Сиднейский и Берлинский уни­верситеты, Парижская Антропологическая школа и т. д.). Безусловно, эти учреждения внесли существенный вклад в развитие науки, культуры и образования в Забайкалье.
С проведением Сибирской железной дороги начинается упадок Кяхты. После ее постройки чай из Южного Китая везли на пароходах через Владивосток, а оттуда по железной дороге через Сибирь. Его перестали возить через Монголию. В первые десятилетия ХХ в. большинство старых кяхтинских купцов умерло, дети их выехали, многие фирмы закрылись. Былое благополучие «песчаной Венеции» кануло в прошлое [21].

В заключение необходимо отметить роль Кяхты в поли­тической, социально-экономической и культурной жизни Восточной Сибири. Особенно следует подчеркнуть значение города в активизации внешней политики России на востоке, развитии отношений с Китаем и Монголией, в частности в российско-китайской торговле. Кяхта являлась своеобраз­ным культурным гнездом Забайкалья, в котором были со­средоточены наиболее образованные и демократические силы сибирского общества, оказавшие благотворное влияние на общественно-политическую обстановку в Восточной Сибири. Также нужно отметить наиболее характерные черты кяхтинцев: практицизм, предприимчивость, открытость, демокра­тичность, широту кругозора и гостеприимство.

 

Примечания:

10. Осокин Г.М. На границе Монголии. СПб., 1906. С. 25.
11. Голубев Е.В. Купцы — меценаты // Былого память воскре­шая: историко-краеведческие очерки. Улан-Удэ, 2004. С. 11.
12. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 261. Оп. 1. Д. 275. Л. 154, 156 об.
13. Там же. Л. 44, 52, 106; Д. 54. Л. 8.
14. Там же. Ф. 261. Оп. 1. Д. 275. Л. 151; Д. 54. Л. 17.
15. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 352. Л. 31, 39.
16. Петряев Е.П. Живая память. М., 1984. С. 156-160; Он же. Кяхтинский   листок:   К   столетию   первой   забайкальской газеты. Улан-Удэ, 1963. С. 5, 6, 8.
17. НАРБ. Ф. 349. Оп. 1. Д. 16. Л. 19 об., 20.
18. Там же. Ф. 261. Оп. 1. Д. 725. Л. 36-38, 41, 42, 64; Ф. 349. Оп. 1. Д. 16. Л. 25.
19. Тугутов Р.Ф. Старейший музей Забайкалья. Улан-Удэ, 1954. С. 33-35.
20. Даревская Е.М. Указ. соч. С. 62.
21. Обручев В.А. От Кяхты до Кульджи.  Путешествие в Центральную Азию и Китай. 3-е изд. М., 1956. С. 14.

 

Т.В. Бадлаева

Материалы предоставлены порталу www.pribaikal.ru архитектурно-этнографическим музеем Тальцы