Бодайбинский район Иркутская область
Бодайбинский район образован в 1925 году, расположен на Витимо-Патомском нагорье в северо-восточной части Иркутской области

Конкурс  медиаматериалов.
Вход

Статьи

Сотрудники ИрГТУ провели археологические и этнографические исследования в Бодайбинском районе

15 августа археологи всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Накануне Дня археолога мы встретились с представителями этой профессии в Техническом университете, недавно вернувшимися из экспедиции.

В июле-августе археологи ИрГТУ побывали на севере Бодайбинского района в районе Патомского нагорья, где провели археологические и этнографические исследования. В экспедиции приняли участие сотрудники и аспиранты научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии Евгений Инешин и Алексей Тетенькин, профессор кафедры истории Павел Новиков, кандидат геолого-минералогических наук Виталий Рупосов, а также сотрудник кафедры археологии и этноэкологии ИГУ Александр Уваров. Участники экспедиции проехали более 300 км на автомобиле «Урал», а при отсутствии дорог шли пешком.

Экспедиция прошла в районе речной системы Большого Патома с притоками Хаверга, Кэвахта, Кабали. Это труднодоступные таежные места, попасть в которые крайне проблематично. Данная территория начала осваиваться в середине XIX в. Современная трасса прошла по пути, который в 1866 г. проделал исследователь Сибири Петр Кропоткин. На составленной им карте видно, что весь этот путь был разбит на старательские участки. Ученым удалось увидеть признаки русской золотопромышленной деятельности конца XIX - начала XX века, в частности, были найдены руслоотводная канава и крепкая пятистенная изба. В поисках археологических находок были выкопаны более 80 разведочных шурфов.

Начало исследованиям в районе реки Большой Патом было положено в 1988 году. Тогда Алексей Тетенькин и Евгений Инешин впервые встретили несколько стоянок эвенков-оленеводов, познакомились с жизнью и бытом малочисленного кочевого народа. Спустя 15 лет археологи оказались в тех же местах и посетили те же стоянки. «За эти годы произошли процессы археологизации (медленного разрушения) стоянок. Некоторые постройки пришли в упадок или были использованы в виде дров», - отметил А. Тетенькин.

По словам А. Тетенькина, участники экспедиции описали систему жизнедеятельности эвенков, которая значительно отличается от традиционно изученной. «Это вымирающая, «мерцающая» культура, - говорит кандидат исторических наук. - Кочевой образ жизни, присущий этому малому народу, в значительной степени редуцировался, но культура транспортного оленеводства еще сохраняется. На всем длинном пути нам встретились лишь две эвенкийские семьи, разделенные друг от друга большими пространствами тайги. Люди живут в трудных, порой экстремальных условиях, при полном отсутствии благ цивилизации и медицинского обслуживания».

По словам археологов, чтобы выжить, эвенки используют инфрастуктуру геологических партий (брошенные балки, зимовья), пускают на дрова разрушенные постройки, пользуются печками-буржуйками, поддерживают контакты с изыскателями. Например, они могут устроиться работать каюрами у геологов-разведчиков.

В ходе экспедиции ученые встретились с семьей эвенков из пяти человек, проживающей в брошенном поселке у реки Хаверга в двух балках (старательских домиках). Мужчины традиционно большее время проводят в тайге на рыбалке и охоте, а женщина присматривает за детьми. В местечке Малые Ковыли обосновалась еще одна семья. Все эвенки проводят полгода на летних стоянках (летниках), а зимой перебираются в более утепленные домики в глубине леса. У каждой семьи есть небольшие стада в 25-30 оленей, которых используют как транспортное средство.

В летниках иркутские археологи познакомились с бытом местных жителей. Эвенки показали свои седла, сани и кожемялки для обработки оленьих шкур. Ученые увидели белого тарагайка (молодого оленя-альбиноса), к которому в семье эвенков относятся с особым почитанием. Однако выяснить вопросы верования в этих эвенкийских семьях не удалось.

«Эвенки очень закрыты и не спешат посвящать случайных людей в тонкости своих культов. Любые прямые вопросы были бы неэтичными и не привели бы к результатам. Очевидно, что традиционная культура, которую застали русские в начале XIX века, уже не существует, остались лишь ее элементы. В частности, на дверях избы были обнаружены медвежьи лапы и подковы, служившие, по всей видимости, оберегами», - отметил А. Тетенькин.

По результатам экспедиции археологи подготовят научный отчет.

Наталья Розова

Фото предоставлены участниками экспедиции 

Национальный исследовательский иркутский государственный технический университет

На Байкал

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2022  All rights reserved