Ссылка в Сибирь: Московский тот каторжный тракт
Категория: Усольский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
В клубе «Приангарье», который издавался в газете «Ленинский путь» и издается сегодня в нашей газете, уже публиковались статьи, посвященные каторге и ссылке в Сибирь. Если тема ссылки, особенно борцов с царизмом, исследована хорошо, то каторга оставляет желать лучшего. В библиотеках и архивах обнаружены довольно интересные данные, открывающие, если и не новые, но неизвестные широкому читателю данные по каторге и ссылке в Иркутскую губернию, в том числе и село Усолье Тельминской волости.
По данным различных историков ссылка в Сибирь получила начало в 1593 году. До этого с преступниками и инакомыслящими обращались простенько, но со вкусом: кол, петля, топор. Для избранных могли предложить яду. Но царь Федор Иоанович был гуманистом и ввел понятие ссылки в Сибирь. Первыми ссыльными были виновные в убийстве царевича Дмитрия, то есть граждане города Углича, отправленные Борисом Годуновым в Пелым. Как известно, даже колокол, которым созывали людей, был сослан в ссылку в Тобольск. По народному преданию, «он был бит кнутом с вырыванием недостающего у него уха». Позднее, при царе Алексее Михайловиче, указом 20 октября 1653 года было велено смертную казнь для воров и разбойников заменить наказанием кнутом «с отсечением перста у левой руки и ссылкою в сибирские понизовые и окраинные города с женами и детьми». Следующим указом было велено «денежного дела воров и мастеров Государь пожаловал казни им не чинить, а ссылать в Сибирь на вечное житье с женами и детьми». Таким образом, если тогда и существовало подобие Уголовного кодекса, то ссылка в нем являлась, безусловно, смягчающим наказанием, что законодатель и определяет словом «пожалованием». С 1669 года ссылку начали применять все больше и больше. Сибирь требовала рабочих рук, и в нее пошли этапами гулящие люди, воры, укрыватели воров, перекупщики и хранители краденого, «те, кто наедет с лошадьми на беременную женщину, не причинив ей смерти, но будет причиной выкидыша». В 1679 году царь Федор продолжал заменять ссылкою казни и окончательно ввел ее для воров. Он указал «всех воров, которые пойманы будут и которым за их воровство доведется чинить казнь (сечь руки, ноги), и тем ворам рук и ног, и пальцев не сечь, а ссылать их на пашню, с женами и детьми, на вечное житие». В 1683 году появилось разъяснение указа и вместо пальцев было повелено резать уши и ссылать. Указом 1691 года для воров, попавшихся трижды на воровстве, и для пойманных дважды на бродяжничестве и нищенстве, смертная казнь заменялась ссылкою и битьем кнутом. Кроме этого, служилые люди лишались достоинства и звания, а бояре - поместий и вотчин, которые раздавались другим. Но тогда же, в конце XVII века, в указах Алексея Михайловича начали проявляться колонизационные признаки: сосланных преступников с домочадцами устраивали на пашни, выдавали ссуды и угодья - только живите и осваивайте сибирские просторы.
С началом XVIII века ссылка начинает приобретать еще большее значение и распространяться на такие преступления, как за побеги из солдатчины, членовредительство. В 1733 году велено указом ссылать в Сибирь за подделку серебряных вещей, с наказанием кнутом. Тем же указом предписывалось лиц священнического и монашеского чина за дурное поведение, ссоры, драки и пьянство - молодых бить плетьми и отдавать в солдаты, а неспособных к службе бить кнутом и, вырывая ноздри, ссылать в Сибирь. В 1737 году издан новый указ, которым велено тех, «кто зазнамо продаст или купит положенного и неположенного в оклад чужого человека, также и крестьянина, или отдаст таких в рекруты, виновных, кто будет годен, бить плетьми и посылать в солдаты в Оренбург, негодных бить плетьми и посылать в Охотск».
Указами императрицы Елизаветы Петровны смертная казнь была отменена для всех преступников, исключая политических. В общем, казнь заменялась кнутом и вечной каторгой. Указом 1776 года вводилась ссылка за кормчество. Чем дольше, тем больше. Указом 1793 года предписано отсылать в Сибирь мастеровых и рабочих людей за пьянство, за игру в карты и кости, «на кошт фабрикантов, буде от посылаются по их прошению». Подобное же постановление еще раньше было издано для крепостных. Ссылка в Сибирь даже поощрялась. Ссыльными заселялись те места, куда не шли вольные переселенцы. В начале XIX века ссыльными заселялся Большой Сибирский тракт. О проведении этого тракта сохранились самые мрачные предания. Многие ссыльные и каторжане полегли там костьми. Каторжане часто разбегались и пополняли разбойничьи шайки. При Павле I были сосланы огромные партии для заселения Восточной Сибири, которые годами шли до места назначения, терпя огромную нужду и часто не доходя до места. Так было до приезда в Сибирь с ревизией Сенранского, назначенного потом генерал-губернатором. С 1822 года была предпринята попытка устройства к более правильному размещению ссыльных по Сибири. С этого времени этапы начали передвигаться на телегах и баржах. С 1823 по 1877 год в Сибирь было сослано около 400 каторжан и ссыльных на поселение. Женщины и дети, разделяя все тяжести пути со своими мужьями и родителями, следуют в состав этапов. Около 70 процентов умирающих на этапах приходится на детей. На всем огромном пути на отдых сосланные останавливались на этапах. Вот как описывал их современник: «Эти огромные желтые мрачные здания встречаются по всему тракту. Когда ссыльные приходят туда, - эти пустые и сырые помещения с нарами оживляются и наполняются шумом. Народ толпится занять нары, расползается под ними. Целые семейства, дети, женщины и мужчины часто скучиваются в одном помещении. Около этапов, обыкновенно, сторожат арестантов торговки со съестными припасами и калачами. По приходе партии торговок впускают во двор. Стены этапов обыкновенно испещрены надписями и составляют летопись ссылаемых. На этапах люди отдыхают, моются и снова наутро следуют в путь». Здесь собирались тысячи разнокалиберного народа со всех концов России: «кавказцы, малороссы, чухны, татары, евреи, и, конечно, русские. Люди разных профессий и состояний встречаются и объединяются на этой дороге. Дворяне по самым разнообразным преступлениям, купцы и аферисты, шулера больших городов, маркеры из столиц и крестьяне глухих деревень - все здесь равны, - всех уравняла горькая доля. И рядом в отдельных отделениях толпы женщин. В этих тюрьмах кипит жизнь с ее не умолкнувшими стремлениями и страстями». В Тюмени этапы разделяли на два потока: в Западную и Восточную Сибирь. Достигнув, предположим, Иркутска, этап делился на каторжан, которые далее направлялись в рудники и заводы, другие, сосланные на поселение и на житье, приписываются к городским и сельским. Приписанные к волостям пользовались правом отлучаться по паспортам и жить в городах, чем и пользовались в основном «политики».
Куда хуже была жизнь каторжан. Согласно книге «Сибирь и каторга» С.В.Максимова, в Восточной Сибири основными центрами для каторжан были Иркутский солеваренный и Петровский железоделательный заводы. Большинство каторжан работает в основном на Карийских золотых промыслах и Нерчинских заводах. Значительная часть каторжан направлялась на Сахалин.
Интересно описывает С.В.Максимов тюремную иерархию. Во главе любой тюрьмы или централа стоит смотритель, у которого есть помощник - тюремный надзиратель, ну и, конечно, различного вида охрана и обслуживающий персонал. Каждая тюремная артель из 30-40 человек выбирает себе старосту, который является субинспектором, помощником надзирателя. Староста отвечает за все в своей артели.
Как я уже писал, в Иркутской губернии, в конце XIX века, каторжане в основном содержались в Иркутском солеваренном и Александровском винокуренном заводах. И это продолжалось долгие десятилетия и века. Представляете, какая наследственность у усольчан? Конкретно о каторге в наших местах мы напечатаем в следующих номерах «Приангарья», но что представляла собой солеваренная каторга больше ста лет тому назад? Вот как описывается она в книге «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», изданной под редакцией П.П.Семенова, вице-председателя Императорского Русского географического общества: «Солеваренная каторга тяжела, особенно в сибирских заводах, построенных на старый образец: черно и грязно, старо и грубо. Прежде когда гнали человеческою силою разсол из соляных источников по желобам и поднимали бадьями, - солеваренная каторга была настоящая, тяжелее и мрачнее всех. Ссыльные качали насосы на высоких каланчах иногда при 30-градусных морозах, одетые в казенную рвань, насосы были первобытной формы, как на простых барках, требовали при каждом движении силы и наклона всем телом до земли. Разсол должен был пробегать по желобам беспрерывно, платье на рабочих сначала мокло от брызг, потом замерзало. Тяжелая качалка так утомляла троих людей, обязанных уроком (заданием) свыше ста раскачиваний, что они часто падали в беспамятстве от крайнего истощения».
А.Ильинский
Газета "Усольские новости" №24 (870) от 16 июня 2011 года