Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1908-1909 гг. Описание станций

Первый иркутский вокзал

Мы «едем» по истории

Буквально на днях в антикварном мага­зине в Сокольниках приобрел «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1908-1909 гг.», изданной в Санкт-Петербур­ге в 1910 году. Мне довелось немало поез­дить железнодорожным транспортом и по­бывать во многих городах и селах, упоминаемых в «Путеводителе», но описание их столетней давности представляет интерес сегодняшнему читателю.

Начнем со станцииЧеремхово, на которой каждый из нас побывал не один раз. Сто лет тому назад это была станция пятого класса и имела государственную сберегательную кассу, почтовое отделение, буфет. Авторы отмечают холмистую местность и питьевую воду, которую привозили из ключей, находящихся в пяти вер­стах. «Вблизи на Сибирском тракте - торговое село Черемхово с населением до пяти тысяч душ обоего пола». Каменная церковь, двухкласс­ное сельско-приходское училище, школа грамо­ты, аптека, приемный покой, сельская богадель­ня, несколько торговых лавок и магазинов. Се­ление и вся Черемховская волость по развитию земледелия и в особенности хуторского хозяй­ства занимали одно из ведущих мест в Иркутс­кой губернии. «На землях, прилегающих к же­лезной дороге, находятся залежи каменного угля, приобретающие огромное значение. Угленосные залежи разрабатываются: Компанией инжене­ра Маркевича, Головинским горнопромышлен­ным Товариществом, Гришевским каменноуголь­ным промышленным обществом, Компанией Ос-ляковского, Компанией Комаровского и Собещанского, Компанией Щелкунова и Метелева, компанией Рассушина, Матвеевским.

Занято в копях до четырех тысяч человек. Количество отправляемого со станции угля еже­годно возрастает, свыше 15 млн. пудов. В двух верстах от станции линия пересекает речку Черемховку мостом в шесть саженей.

Следующая станцияПоловина, третьего класса, но тоже имеет сберкассу, почту, буфет». Сегодня, насколько мне помнится, этого ничего нет. При станции на средства фонда имени Им­ператора Александра III сооружена церковь в честь святого Василия Великого. Со времени от­крытия движения при станции образовался зна­чительный поселок (до 300 душ обоего пола). Вблизи на Сибирском тракте - селение Половинное (300 душ обоего пола). Отсюда линия спускается к реке Белой, левому притоку реки Ангары, и пересекает ее четырехпролетный мост в 100 саженей. Местность делается ровною, и потому линия от этой станции до города Иркут­ска проходит при технических условиях пред­горного участка.

На правом берегу Белой, против села Маль­ты, а также около селений Хаиты (650 душ обо­его пола), Узколугского (1700 душ), Вельского (1786 душ) распространены залегания огнеупор­ных глин. Для эксплуатации этих залежей ир­кутским купцом Переваловым открыта с 1896 года первая в Сибири фарфорово-фаянсовая «Хайтинская» фабрика. В селе Вельском пиво­варенный завод Зицермана. Населенный район станции с фабрикою и заводами дает ежегод­но до 300 тысяч пудов разного груза (известь, кирпич, фарфорово-фаянсовая посуда, пиво).

СтанцияМальта, пятого класса, почтовые операции. Близ станции торговое село Мальта с населением до 1500 душ обоего пола, на Си­бирском тракте и реке Белой (название «Маль­та» происходит от бурятского «мол» - значит «скот»). Угленосный район начинается с доли­ны речки Мальтинки и обнимает огромное пространство по обоим берегам реки Ангары. В районе станции лесопильный завод Кислякова с производством до 750 тысяч пудов лесных материалов. Отсюда отправляется грузов до 300 тыс. пудов (лес, известь).

СтанцияУсолье, как это ни обидно, тоже была пятого класса. Вблизи большое торговое село, в котором проживало 4450 человек, рас­положенное на реке Ангаре, при котором находятся казенные соляные варницы, придающие местности промышленное значение. Источники эксплуатируются буровыми скважинами, распо­ложенными на левом берегу реки Ангары и на острове Варничном, где сосредоточены построй­ки казенного завода. В 15 верстах село Алек­сандровское (три тысячи душ), в котором рас­положены центральная каторжная и пересыль­ная Александровская тюрьма. В окрестностях спичечная фабрика Ротова и Минского. Отсюда отправляется разных грузов до 400 тыс. пудов (лесные материалы, соль, шведские спички).

На перегоне к следующим станциям линия пересекает речки Мальтинку, Скипидарку, Тельминку, мостами в 6, 10 и 16 саженей.

СтанцияТельма пятого класса. Государ­ственная сберегательная касса, почтовое отде­ление, буфет. Близ станции село Тельма (до трех тысяч душ), расположенное на левом берегу реки Ангары, при впадении в нее речки Тельминки, Каменная церковь, двухклассное мужское учи­лище, одноклассное приходское женское учили­ще, церковно-приходская школа, богадельня, при­емный покой. Здесь находятся: Тельминская суконная фабрика, стеклянный и винокуренный заводы и водяная мукомольная мельница, при­надлежащие В.А.Белоголовому. Суконная фаб­рика существует с первой половины XVIII сто­летия, принадлежала казне и только с 1862 года передана в частную собственность. Отсюда от­правляется грузов до 70 тысяч пудов (хлеб, лес­ные материалы).

От станции Тельма линия спускается к реке Китой (левый приток Ангары), который и пере­секает мостом в 70 саженей. Река Китой выте­кает из отрогов Саянского хребта. Длина реки 240 верст, ширина доходит до 80 саженей. Те­чение быстрое, река судоходная только в ниж­ней части. Берега реки на всем протяжении об­наруживают признаки золотоносности.

СтанцияСуховская пятого класса. Близ станции село Суховское на Сибирском тракте и левом берегу реки Ангары. Жителей до 300 душ. В 15 верстах расположены стеклянный завод Яковлевский, винокуренный завод Ново-Алексан­дровский Утина и крупчатая мельница Быкова. Недалеко от станции, на берегу реки Ангары, среди распространенных угленосных отложений с высоким содержанием водорода, обнаружены месторождения нефти. От станции линия идет по левому косогору реки Ангары, пересекая ее небольшие притоки: Еловку, Мегет и Вересовку.

СтанцияИннокентьевская третьего класса, сберкасса, почта, буфет, депо и мастерская, же­лезнодорожное училище. При станции образо­вался поселок «с разнохарактерным пришлым населением». Станция названа в честь святого Иннокентия, епископа Иркутского, первого си­бирского чудотворца. И мало кто из наших чи­тателей знает, что станция Иннокентьевская - это сегодняшняя станция Иркутск-II. А в то время в Путеводителе писали: «Вблизи станции на ле­вом берегу реки Ангары, в четырех верстах ниже города Иркутска, расположен Вознесенский свя­тителя Иннокентия первоклассный общежитель­ный монастырь, основанный в 1672 году по гра­моте преосвященного Корнелия, митрополита Тобольского, старцем Герасимом. Тогда же здесь была заложена первая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Христианс­кая православная деятельность монастыря за­нимает видное место в просветительной мис­сии. «17 июня 1873 года монастырь был посе­щен Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем, а 24 июня 1891 года монастырь посетил Его Императорс­кое Величество, ныне благополучно царствую­щий Государь Император Николай II, в бытность Наследником Цесаревичем».

Ну, а дальше начинается Иркутск, историю которого, надо полагать, все знают.

 

А.Ильинский

Газета "Усольские новости" №24 (870) от 16 июня 2011 года