Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1908-1909 гг. Описание станций
Категория: Усольский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Мы «едем» по истории
Буквально на днях в антикварном магазине в Сокольниках приобрел «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1908-1909 гг.», изданной в Санкт-Петербурге в 1910 году. Мне довелось немало поездить железнодорожным транспортом и побывать во многих городах и селах, упоминаемых в «Путеводителе», но описание их столетней давности представляет интерес сегодняшнему читателю.
Начнем со станцииЧеремхово, на которой каждый из нас побывал не один раз. Сто лет тому назад это была станция пятого класса и имела государственную сберегательную кассу, почтовое отделение, буфет. Авторы отмечают холмистую местность и питьевую воду, которую привозили из ключей, находящихся в пяти верстах. «Вблизи на Сибирском тракте - торговое село Черемхово с населением до пяти тысяч душ обоего пола». Каменная церковь, двухклассное сельско-приходское училище, школа грамоты, аптека, приемный покой, сельская богадельня, несколько торговых лавок и магазинов. Селение и вся Черемховская волость по развитию земледелия и в особенности хуторского хозяйства занимали одно из ведущих мест в Иркутской губернии. «На землях, прилегающих к железной дороге, находятся залежи каменного угля, приобретающие огромное значение. Угленосные залежи разрабатываются: Компанией инженера Маркевича, Головинским горнопромышленным Товариществом, Гришевским каменноугольным промышленным обществом, Компанией Ос-ляковского, Компанией Комаровского и Собещанского, Компанией Щелкунова и Метелева, компанией Рассушина, Матвеевским.
Занято в копях до четырех тысяч человек. Количество отправляемого со станции угля ежегодно возрастает, свыше 15 млн. пудов. В двух верстах от станции линия пересекает речку Черемховку мостом в шесть саженей.
Следующая станцияПоловина, третьего класса, но тоже имеет сберкассу, почту, буфет». Сегодня, насколько мне помнится, этого ничего нет. При станции на средства фонда имени Императора Александра III сооружена церковь в честь святого Василия Великого. Со времени открытия движения при станции образовался значительный поселок (до 300 душ обоего пола). Вблизи на Сибирском тракте - селение Половинное (300 душ обоего пола). Отсюда линия спускается к реке Белой, левому притоку реки Ангары, и пересекает ее четырехпролетный мост в 100 саженей. Местность делается ровною, и потому линия от этой станции до города Иркутска проходит при технических условиях предгорного участка.
На правом берегу Белой, против села Мальты, а также около селений Хаиты (650 душ обоего пола), Узколугского (1700 душ), Вельского (1786 душ) распространены залегания огнеупорных глин. Для эксплуатации этих залежей иркутским купцом Переваловым открыта с 1896 года первая в Сибири фарфорово-фаянсовая «Хайтинская» фабрика. В селе Вельском пивоваренный завод Зицермана. Населенный район станции с фабрикою и заводами дает ежегодно до 300 тысяч пудов разного груза (известь, кирпич, фарфорово-фаянсовая посуда, пиво).
СтанцияМальта, пятого класса, почтовые операции. Близ станции торговое село Мальта с населением до 1500 душ обоего пола, на Сибирском тракте и реке Белой (название «Мальта» происходит от бурятского «мол» - значит «скот»). Угленосный район начинается с долины речки Мальтинки и обнимает огромное пространство по обоим берегам реки Ангары. В районе станции лесопильный завод Кислякова с производством до 750 тысяч пудов лесных материалов. Отсюда отправляется грузов до 300 тыс. пудов (лес, известь).
СтанцияУсолье, как это ни обидно, тоже была пятого класса. Вблизи большое торговое село, в котором проживало 4450 человек, расположенное на реке Ангаре, при котором находятся казенные соляные варницы, придающие местности промышленное значение. Источники эксплуатируются буровыми скважинами, расположенными на левом берегу реки Ангары и на острове Варничном, где сосредоточены постройки казенного завода. В 15 верстах село Александровское (три тысячи душ), в котором расположены центральная каторжная и пересыльная Александровская тюрьма. В окрестностях спичечная фабрика Ротова и Минского. Отсюда отправляется разных грузов до 400 тыс. пудов (лесные материалы, соль, шведские спички).
На перегоне к следующим станциям линия пересекает речки Мальтинку, Скипидарку, Тельминку, мостами в 6, 10 и 16 саженей.
СтанцияТельма пятого класса. Государственная сберегательная касса, почтовое отделение, буфет. Близ станции село Тельма (до трех тысяч душ), расположенное на левом берегу реки Ангары, при впадении в нее речки Тельминки, Каменная церковь, двухклассное мужское училище, одноклассное приходское женское училище, церковно-приходская школа, богадельня, приемный покой. Здесь находятся: Тельминская суконная фабрика, стеклянный и винокуренный заводы и водяная мукомольная мельница, принадлежащие В.А.Белоголовому. Суконная фабрика существует с первой половины XVIII столетия, принадлежала казне и только с 1862 года передана в частную собственность. Отсюда отправляется грузов до 70 тысяч пудов (хлеб, лесные материалы).
От станции Тельма линия спускается к реке Китой (левый приток Ангары), который и пересекает мостом в 70 саженей. Река Китой вытекает из отрогов Саянского хребта. Длина реки 240 верст, ширина доходит до 80 саженей. Течение быстрое, река судоходная только в нижней части. Берега реки на всем протяжении обнаруживают признаки золотоносности.
СтанцияСуховская пятого класса. Близ станции село Суховское на Сибирском тракте и левом берегу реки Ангары. Жителей до 300 душ. В 15 верстах расположены стеклянный завод Яковлевский, винокуренный завод Ново-Александровский Утина и крупчатая мельница Быкова. Недалеко от станции, на берегу реки Ангары, среди распространенных угленосных отложений с высоким содержанием водорода, обнаружены месторождения нефти. От станции линия идет по левому косогору реки Ангары, пересекая ее небольшие притоки: Еловку, Мегет и Вересовку.
СтанцияИннокентьевская третьего класса, сберкасса, почта, буфет, депо и мастерская, железнодорожное училище. При станции образовался поселок «с разнохарактерным пришлым населением». Станция названа в честь святого Иннокентия, епископа Иркутского, первого сибирского чудотворца. И мало кто из наших читателей знает, что станция Иннокентьевская - это сегодняшняя станция Иркутск-II. А в то время в Путеводителе писали: «Вблизи станции на левом берегу реки Ангары, в четырех верстах ниже города Иркутска, расположен Вознесенский святителя Иннокентия первоклассный общежительный монастырь, основанный в 1672 году по грамоте преосвященного Корнелия, митрополита Тобольского, старцем Герасимом. Тогда же здесь была заложена первая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Христианская православная деятельность монастыря занимает видное место в просветительной миссии. «17 июня 1873 года монастырь был посещен Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем, а 24 июня 1891 года монастырь посетил Его Императорское Величество, ныне благополучно царствующий Государь Император Николай II, в бытность Наследником Цесаревичем».
Ну, а дальше начинается Иркутск, историю которого, надо полагать, все знают.
А.Ильинский
Газета "Усольские новости" №24 (870) от 16 июня 2011 года