В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Заявление Ю.П. Похабова, Красноярск, в Иркутскую городскую комиссию по топонимике о надписи на памятнике основателям Иркутска

Челобитная Якова Похабова. Фото из экспозиции музея истории города Иркутска. Фото Л.Л. Горелика

7 мая 2011 года.

 

"Уважаемые члены комиссии по топонимике!

Поскольку мои замечания относительно надписи на памятнике основателям Иркутска 27.04.2011г. спровоцировали дополнительную дискуссию, считаю важным для себя сделать следующее заявление:

1. Иркутск основал сын боярский Яков Похабов со служилыми людьми, о чем сам же он и пишет: «Государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белы России самодержца, воеводе Ивану Ивановичю Енисейской сын боярской Якунка Похабов челом бьет. В нынешнем во 169 году июля в 6 день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю..» (Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851г., т. 4, акт № 104, стр. 249 – 250).

2. Сын боярский означает чин служилого человека, нечто подобное его воинскому званию в современной армии. Должность же сына боярского, могла быть какой угодно: и стрелецкий сотник, и приказчик, и т.д., в т.ч. он мог не иметь ее вовсе, например, служа «с пашни». Одной из должностей, которую имел право занять сын боярский, была должность казачьего головы. В этом случае, в документах, как правило, писалось, что служилый был именно казачьим головой, а чин сына боярского при этом он должен был иметь по определению, поскольку статус казачьего головы другого не предполагал. 

3. Структура должностей и чинов служилых людей Енисейского острога представлена в окладной книге жалования 170 г. (1661-1662), особо ценно, что данная книга соответствует году построения Иркутского острога: «Книги именные Енисейского острогу в нынешнем 170 году стрелецкому и казачьего голове и детем боярским и сотником и атаманом и съезжей избы и таможенным подьячим и служилым людем и ружейником и оброчником денежным и хлебным и соляным оклады» (РГАДА. Ф.214. Кн.443. Л.1). Из этой книги известно, что Я.Похабов не был казачьим головой: «Оклад: 11 рублей денег, 8 четей ржи, 7 четей овса, 2 пуда с четью соли сыну боярскому Якову Иванову сыну Похабову» (Там же. Л. 8об.).

4. Должность Я.Похабова, а также фамилии казаков, с кем он, вероятно, и построил Иркутский острог названы в челобитной Я.Похабова от 25 марта 1661 г.: «Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьютъ челомъ холопи твои Енисейского острогу сынъ боярской Якушко Похабовъ, да пятидесятникъ Олешка Евдокимовъ Олень, ясаулъ Савка Ивановъ Каргаполъ, и служилые люди десятники казачьи Якунка Калининъ Синерогь, Васка Федоровъ Ездоковъ, Мишка Шатиловъ, рядовые служилые люди Гришка Кириловъ, Гришка Телной и все сто тридцать человекъ: въ прошломъ, государь, во 168 году июля въ 5 день, по твоему государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу и по наказнымъ памятемъ, отпущенъ я холопъ твой Якушка, съ пятидесятникомъ съ Олешкою Оленемъ, и съ десятниками, и съ рядовыми со всеми служилыми, изъ Енисейского острогу на твою государеву службу, на трехъ твоихъ государевыхъ дощаникахъ; мне Якушку велено быть приказнымъ въ нижнемъ Братцкомъ остроге…» (Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851г., т. 4, акт № 97, стр. 237 – 238).

5. Надпись на памятнике ни в коем случае не должна содержать искаженной информации, а максимально точно отображать историческую память о событиях. В связи с этим, в надписи должны присутствовать точные данные о строителях Иркутского острога – это казаки: сын боярский Яков Похабов с подчиненными ему служилыми людьми. Сибирские казаки, согласно своему статусу служилых людей и в силу обстоятельств, помимо воинов были еще и строителями, а также, порой, выполняли массу других самых разнообразных и неожиданных обязанностей, необходимых для несения службы и выживания в суровых условиях Сибири. Казаки все делали своими руками, поскольку они шли первыми, и ждать помощи им было не откуда. Это было НОРМОЙ того времени. 

6. Казаки строили первые остроги, вокруг которых в дальнейшем возникали посады и запашки. Если место возведения острога было выбрано стратетегически верно, то на этом месте возникали позже города. Так возникли ВСЕ Сибирские города, и казаки всегда были их истинными основателями.

7. Споры о дате основания города: с даты первой зимовки, с даты построения острога или с даты решения органов самоуправления города, решаются, как правило, в пользу даты первого документального подтверждения в источниках. Это общая практика. Для Иркутска СЕГОДНЯ нет никакой альтернативы. Документально подтержден только 1661г. Тем более с этой датой связано прямое указание Енисейского воеводы о закладке острога, что Яков Похабов в точности и исполнил.

8. Исходя из вышеизложенного, прошу рассмотреть возможность утверждения следующей надписи: «Основателям Иркутска казакам - сыну боярскому Якову Похабову со товарищи». 

9. Указанная выше надпись, помимо отображения точности событий, отдает дань уважения русским казакам, которые не только завоевали Сибирь, но отстроили и обжили ее новыми русскими острогами.

 

 

 

С уважением, Похабов Юрий Павлович"

Убедительно прошу зачитать мое письмо на комиссии по топонимике. Возможно даже, это следует где-нибудь опубликовать. Я постарался максимально точно сформулировать свои аргументы.