В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Научный совет СО РАН по проблемам озера Байкала состоялся при участии членов Общественной палаты Иркутской области

Мероприятие было посвящено правовым аспектам РФ в отношении особо охраняемых природных территорий, газификации Байкальского региона, созданию систем поставок байкальской воды в страны Центральной и Восточной Азии.

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты Иркутской области: председатель Научного Совета СО РАН по проблемам озера Байкал, председатель комиссии по вопросам науки и образования, академик Михаил Кузьмин,  проректор по научной работе БГУЭП, д.э.н., председатель комиссии по вопросам регионального развития и местному самоуправлению Виктор Самаруха, главный специалист Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, член комиссии по вопросам регионального развития и местному самоуправлению Лев Платонов,  проректор по научной работе ИГУ, д.ф-м.н., эксперт Палаты Александр Аргучинцев.

Заместитель директора Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, д.т.н. Борис Санеев рассказал, что предусмотрен перечень программных документов, регламентирующих объемы добычи и потоки природного газа на Востоке России: Энергетическая стратегия России до 2030 г., Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 г., Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. и другие.

Как отметил Борис Санеев, эти документы в ряде случаев противоречат друг другу, имеют множество различных сценариев развития и требуют определенной корректировки и координации.

В Байкальском регионе структура потребления газа следующая: 77% - сухой газ нефтеперерабатывающих предприятий, 22,4% - сжиженный газ, и 0,6% - природный газ.

По оценке ИСЭМ СО РАН цена природного газа для Иркутской области составляет 2,3 – 2,4 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров.  Предельные цены природного газа:  2,6 тыс. рублей на 1 тыс. кубометров для котельных, 1,5 тыс. – для электростанций.

Начальник Управления топливно-энергетического комплекса Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Татьяна Маринченко рассказала о политике, которую проводит правительство Иркутской области, в том числе по взаимодействию с государственными корпорациями и независимыми энергопользователями. Сейчас на территории Иркутской области реализуются долгосрочная целевая программа «Газификация Иркутской области на 2011 – 2015 годы», Соглашение о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Правительством Иркутской области от 20 октября 2010 года.

В рамках данного взаимодействия подписан Договор о газификации Иркутской области, Трёхлетний План мероприятий по газоснабжению и газификации Иркутской области.

Татьяна Маринченко сообщила, что также один из главных документов –«Корректировка Генеральной схемы газоснабжения и газификации Иркутской области».

Развитие системы газификации и газоснабжения Иркутской области основывается на четырех базовых центрах: Усть-Кутско-Киренский центр Газодобычи, Братский центр газодобычи, Южный центр газодобычи, но наиболее перспективным с экономической точки зрения является Северный центр газодобычи.

Татьяна Маринченко рассказала, что планируется ввод новых объектов газовой генерации суммарной 2,4 ГВт. Ввод новых генерирующих мощностей позволит ликвидировать энергодеффицит в северных районах Иркутской области, и повысит надежность объединенной энергосистемы Сибири.

Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова отметила, что программа газификации нуждается в совершенствовании, большем финансировании.   

Охрана особо охраняемых природных территорий регламентируется несколькими действующими правовыми актами РФ, сообщила ученый секретарь Совета, д.э.н. Ирина Максимова. Среди них: ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах», Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс РФ  и другие.

ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное и иное ценное значение. Водный кодекс РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно Земельному кодексу РФ, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство автомобильных и железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, эксплуатация промышленных объектов. Схожие запреты прописаны в законе «Об особо охраняемых природных территориях», Постановлении Правительства №643 от 30 августа 2001 года, которым утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Поэтому, как подчеркнула Ирина Максимова, в рамках действующего законодательства строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения, запрещено. Между тем, необходимо включение специальной нормы в ФЗ «Об охране озера Байкал» о применении наиболее жестких норм действующего права.

Председатель комиссии по вопросам регионального развития и местному самоуправлению Общественной палаты Иркутской области Виктор Самаруха подчеркнул необходимость разработки программы водообеспечения питьевой водой населенных пунктов. Данная проблема напрямую связана с охраной озера Байкал.

Как заметил заместитель директора Института земной коры СО РАН, д.г.-м.н. Кирилл Леви, «заповедная» территория вокруг озера Байкал не предусматривает реализации здесь проектов какой-либо хозяйственно-экономической деятельности. Речь может идти лишь о том, как соблюсти правила освоения различных территорий таким образом, чтобы не навредить природе. Любые решения должны предваряться углубленными изысканиями и оценкой риска нарушения природного равновесия.

 

Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области