Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Новости, статьи

Российско-Американская научно-исследовательская экспедиция «Русское открытие Америки. По следам великих мореплавателей»

Исследователь А. Энгстром в бухте Surge. Сентябрь 2006 г.

Исследователь А. Энгстром в бухте Surge. Сентябрь 2006 г.

Справа налево: А. Энгстром, К. Хавард, В. Колычев у причала селения Пеликан (залив Лисянского, Аляска). Сентябрь 2006 г.

Справа налево: А. Энгстром, К. Хавард, В. Колычев у причала селения Пеликан (залив Лисянского, Аляска). Сентябрь 2006 г.

Р. Дауэнхауэр исследует петроглифы в бухте Surge. Июль 2006 г.

Р. Дауэнхауэр исследует петроглифы в бухте Surge. Июль 2006 г.

В.Г. Колычев (Москва)

(Поиск свидетельств о пропавших у берегов Аляски моряках пакетбота «Св. Павел», 1741 г.)

В августе 2007 г. отмечалось 275 лет плавания бота «Св. Гавриил» под началом подштурмана Ивана Фёдорова, геодезиста Михаила Гвоздева, морехода Кондратия Мошкова. 21 августа 1732 г. русские мореплаватели первыми из европейцев достигли северо-западного побережья Америки и вступили в контакт с коренными жителями этой части света — Аляски. Это произошло у мыса, названного зна­чительно позднее именем принца Уэльского, которому — по праву — следует присвоить имя русских первооткрывателей.

Академик Н.Н. Болховитинов замечает, что “гораздо большее значение для открытия и колонизации северо-западной Америки имело, однако, не плавание Фёдорова и Гвоздева 1732 года, а знаме­нитая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова 1741 года”, совер­шенная на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел»... “В итоге русских экспедиций XVIII века Азия „сошласяњ с Америкой, и между двумя соседними континентами завязались более или менее систематичес­кие контакты. Россия стала не только европейской и азиатской, но и, в какой-то мере, американской державой. Появился и завоевал права гражданства термин „Русская Америка..."» (Россия открыва­ет Америку. 1732-1799. М.: Международные отношения, 1991).

 

История вопроса

На семнадцатый день плавания после выхода из Авачинской бухты шторм и туман развели пакетботы «Св. Петр» капитан-командора В.Й. Беринга и «Св. Павел» капитана А.И. Чирикова...

После продолжительного 6-недельного вояжа «на восток» первыми заметили американский берег с парусника «Св. Павел». Это событие произошло в ночь на 16 июля у острова Бейкера (Baker Is.), один из мысов которого будет назван мореплавателем Ю.Ф. Лисянским именем Чирикова.

Записи в «Судовом журнале», которые велись А.И. Чириковым на пути к Америке, раскрывают цепь драматических событий, происшед­ших у одного из новооткрытых островов архипелага Александра.

...18 июля, 15 часов пополудня для взятия воды и исследования берега были отправлены 11 человек на ланг-боте.

При достижении берега люди Чирикова должны были подать сигнал ракетой. При задержании на берегу из-за непогоды предпи­сывалось развести костер. Люди не вернулись. В этот и последую­щие дни сигналов с берега не было замечено.

23  июля. На берегу, в той стороне, куда отправились «чириковцы», был замечен костер, а в полночь — огонь.

24  июля. Для оказания помощи к берегу была отправлена вто­рая и последняя лодка (ялбот) с 4 человеками, включая плотника и конопатчика. И эти люди также исчезли, и сигналов с берега не было замечено. Вечером на берегу вновь виднелся огонь.

25  июля. Из заливы, куда ушли обе лодки, к паруснику вы­ходили две туземные лодки. Сидевшие в них американцы дважды кричали «Агай, Агай» и ушли к берегу. Чириков решил, что его люди захвачены в плен или убиты. Оставшись без лодок, с иссякав­шим запасом воды, экипаж не мог продолжать длительное плавание и исследование берегов.

26  июля. Совет офицеров принимает вынужденное решение о возвращении на Камчатку.

 

Загадка Аляски

До наших дней остается невыясненной судьба пропавших у берегов Аляски 15 моряков парусника «Св. Павел». Загадку исчезно­вения русских моряков пытались разрешить многие исследователи и мореплаватели. Еще великий Ломоносов задавался вопросом о пропавших у берегов Аляски моряках II Камчатской экспедиции: «...весма уповательно было бы получить известие о тех россиянах, коих на западном берегу Чириков потерял».

Попытки в «отыскании наших соотечественников, оставшихся на матером берегу Америки от капитана Чирикова», предпринятые в правление Л.А. Гагемейстера по поручению Российской-американс­кой компании, были малоактивны и поэтому безуспешны. Индейские предания лишь сгущали завесу таинственности над случившимся.

Американский историк Ф.А. Гольдер, изучавший российские архивы в 1920-е гг., признал, что «...исчезновение чириковских лю­дей останется одной из неразрешимых загадок Севера...»

 

Алексей Чириков

Заслуги Алексея Ильича Чирикова — ученого-мореплавателя высоко оценили его современники: ученый Михаил Ломоносов, ака демик Георг Миллер, видный историк Российского флота А.П. Со­колов.

Небезразлична и нынешним поколениям трудная и славная судьба капитан-командора А.И. Чирикова — видного деятеля Рос­сийского флота, уроженца Тульской земли, воспитанника морских учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, отмеченного похва­лой самого Петра Первого.

В декабре 2003-го — в год 300-летия рождения А.И. Чирикова — по инициативе Общества «Русская Америка» и Центра северо-аме-риканских исследований Института всеобщей истории РАН в Биб­лиотеке-фонде «Русское зарубежье» состоялась научная конферен­ция, собравшая исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Тульской области. По благословению архиепископа Аляскинского, Анкориджского и Ситкинского Николая был отслужен молебен в храме св. вмц. Екатерины, где расположено подворье Православной церкви в Америке, по завершении которого состоялась перекличка колоколов России и США. В память выдающегося мореплавателя — первооткрывателя Аляски колокола звонили в Москве и на Аляске, а также в с. Аверкиевское-Лужное Тульской области — на родине А.И. Чирикова. В те же памятные дни в Тульской глубинке состоя­лось открытие музея Чирикова.

 

Задачи проекта

Основной задачей проекта было выявление места высадки или возможной трагической гибели моряков пакетбота «Св. Павел» — одного из кораблей Второй Камчатской экспедиции (1741 г.), а так­же поиск возможных свидетельств о первой встрече двух цивилиза­ций, произошедшей 265 лет назад у берегов Аляски.

В теоретической подготовке использовались материалы, изложенные в научном исследовании «Плавание А.И. Чирикова на па­кетботе „Св. Павелњ к побережьям Америки» академика Д.М. Ле­бедева и приведенный там же раздел «навигационный разбор пла­вания „чириковцевњ» морского офицера Г.К. Шумейко. В III части книги опубликована копия «Судового журнала», который вел А.И. Чириков. Авторы склоняются к версии о гибели «чириковцев» и как на возможное место происшедшего указывают залив Таканис.

Уже по прибытии на Аляску представилась возможность познакомиться с местностью, на которой предстояло провести исследо­вание. В наше распоряжение были представлены Топографический атлас Аляски, навигационная карта «U.S. Coast Pilot...», крупно­масштабная топографическая карта острова Якоби...

Теорию предстояло поверить проведением поисковых работ «на месте».

 

Плавание Чирикова

Ожидая сотоварищей и курсируя в течение недели вблизи неизвестной «бухты или заливы», капитан «Св. Павла» имел возмож­ность тщательно осмотреть и описать местность, ставшую фатальной для экспедиции: наиболее приметные вершины гор этой местности были взяты за пеленги. В «Судовом журнале» Чириков указывает «ширину» (широту) «заливы», в которую направились лодки в 57 градусов 50', а «длину» (долготу) от Вауа (ныне мыс Вертикальный, Камчатка) — 58 градусов 54'.

На ширине 57.50', указанной Чириковым, находится выход из пролива Лисянского в Тихий океан. Ширина пролива в этом месте составляет около 0,8 мили, и со стороны океана пролив действительно можно принять за бухту или залив.

В отчетных же документах, представленных Чириковым в Императорскую Адмиралтейств-Коллегию, местонахождение «заливы» указано на широте 58 градусов. Разница составляет 10 минут, или 10 морских миль (около 19 км). (Указанная Чириковым широта в 58 градусов проходит по заливу Surge — Большая волна.)

Для нас было важно отыскать или увидеть со стороны океана схожую с описанием в «Судовом журнале» местность.

В «Судовом журнале» записано:

«В 3 1/2 часа, подошед сколько можно к берегу, отпустили бот и на нем послан флотцкой мастер Дементьев... в показавшуюся нам заливу...». «К тому месту, в которое послан бот взяты обстоятельный пеленги, которые в своем месте здесь и описаны, также и при­меты для знания оного места описаны ж».

Корабль Чирикова на время высадки лодки Дементьева нахо­дился в двух верстах от берега.

В 4 часа в журнале записано: «легли в дрейф и бросили лот, глубина воды 65 сажень» (морская сажень равнялась 1,83 м). Скорость движения корабля на 4 часа при этом составила 1,5 узла (1,5 мили, или около 2,7 км). Заметим здесь, что длина бухты Surge, о которой речь пойдет дальше, составляет 4,1 мили (7,5 км). Это наиболее ши­рокая, идущая вдоль линии берега бухта, рисунком напоминающая дугу. Пролив Лисянского укладывается в 0,8 мили (почти 1,5 км).

В начале 5-го часа (т. е. примерно через час после отправления бота «на берег») он заносит в журнал «усмотрение мест и прочего». Чириков описывает местность:

—  видны остроконечная «вострая» гора, за которой другая широкая со снегом NO3/4O» по направлению на северо-восток (53 гра­дуса), и, очевидно, более высокая (так как она была покрыта сне­гом),

—  «и бухта или залива, в которой бот послан NNO3/4O в 5 минутах», на северо-восток (30 градусов) на расстоянии 5 миль...», —  На северо-северо-восток (70 градусов) был виден еще один остроконечный пик «при том же еще гора, у которой верх остр покривлен на правую сторону, когда на нее смотришь, оная была NNO3/4O»,

—  «против нее лежит или мало поюжнее островок или закосок от берега невысоко, на котором лесу немного высокого...»,

—  «Во окончание суток видели землю, протязующуюся к севе­ру высокими горами, которые покрыты снегами, кончались оные в виду на NWtN(326 1/4N= 326+3=329 градусов)».

Из навигационных инструментов того времени в распоряжении экспедиции имелись градшток и квадрант — для определения гео­графической широты; приборов для определения долготы еще прак­тически не существовало; для определения времени суток пользо­вались песочными и солнечными часами; компас, подзорная труба. Только большой опыт и высокое мастерство судовождения могли восполнить острый недостаток профессиональных навигационных приборов. Тем не менее, как отмечают современные штурманы, «плавание Чирикова по широте было достаточно точным для того времени: широты определенных им географических пунктов отли­чаются от истинных в среднем на 6-8 угловых минут, т. е. нахо­дятся в пределах погрешностей инструментов... Плавание Чирикова было точнее и увереннее (в сравнении с плаванием пакетбота «Св. Петр» под командованием В. Беринга. — В. К.), в плавании к берегам Америки держался ближе к параллели и во всем проявлял большое навигационное искусство».

 

К Тихому океану. 2005 г.

Самолет «Аэрофлота» — официальный перевозчик экспедиции — доставил двух российских участников на берега Нового Света в г. Сиэтл, откуда рейсом компании «Alaska Airline» мы перелетели к небольшому городку Джуно, являющемуся столицей штата Аляска. Маленькая «Сessna» перенесла нас из Джуно еще ближе к месту поиска — в рыбацкое селение Пеликан, расположенное в северо­западной части о. Чичагова на берегу залива Лисянского. Из Пели­кана мы отправились на катере по проливу, также носящему имя Лисянского, к острову, названному в 1795 г. А. Барановым в честь иркутского губернатора И.В. Якоби.

Небольшой экспедиционный катер «Olympic», на котором предстояло добираться до о. Якоби, принадлежит нашему капитану Алла­ну Энгстрому. Длина катера около 4 м, на корме установлены два мо­тора марки «Jhonson»: мощностью в 225 л. с. и запасной мотор в 9,5 л. с., который используется для медленного хода и для работы в ог­раниченном пространстве. На катере имеется три посадочных места: одно кресло закреплено перед штурвалом и является «капитанским мостиком». Перед колесом штурвала находится прибор спутниковой навигации GPS. На борту имеются карты местности, а также инс­трументы: бинокль, металлоискатель, лопата. Для высадки на берег имеется надувная шлюпка на два человека, жестко зафиксированная на крыше рубки, и одноместное надувное каноэ в комплекте с электромоторчиком для подкачки воздуха. На корме закреплены несколь­ко удилищ, а в холодильном ящике заложено несколько комплектов подмороженной сельди в вакуумной упаковке: на Аляске такая се­ледка используется в качестве наживки для рыбной ловли.

 

К острову Якоби: 265 лет спустя

При выходе из пролива Лисянского в океан катер некоторое время держит курс на юго-запад, заданный направлением пролива: на навигационной карте глубины в этом месте составляют 12-24 fathoms (20-40 м). По бокам нашего маршрута звездочками обоз­начены скрытые подводные скалы, и в наши дни капитан имеет возможность выбрать безопасный путь. На самом деле мы идем над глубокой впадиной — продолжением пролива Лисянского. Глубо­кое русло этого пролива образовано продолжением крутых горных склонов, и глубина достигает местами до 158 fathoms. Этот пролив, как и другие каньоны Аляски, сотворен природой. Он напоминает россиянам о сибирской жемчужине, лежащей в гигантской горной раковине-расщелине — уникальном глубоководном озере Байкал.

Убедившись, что катер миновал сокрытые водой стены гроз­ной каменной гряды, капитан меняет курс на запад и северо-запад. Справа открывается впечатляющая панорама о. Якоби: корабль сле­дует на расстоянии 1,5-2 км от скалистого берега, над которым вздымаются ярко зеленеющие горы. Они приковывают внимание и вынуждают разочарованно вздохнуть: вершины самых высоких на южной оконечности острова гор Takanis и Yakoby сокрыты густыми серыми облаками, словно там без остановки работают невидимые вулканы. Может, эти облака скрывают взятую Чириковым за пе­ленг вершину с ярко выраженным крутым правым склоном?

Остров Якоби протянулся вдоль линии Тихого океана на 20 миль (37 км).

Для нас явились откровением представшие перед взором полные покоя и величия гористые острова и земли, а с другой стороны — сливающиеся с линией горизонта безграничные объемы темных тихо­океанских вод. Такими же берега Большой земли увидели русские мо­реплаватели. Именно с борта пакетбота «Св. Павел» россияне откры­ли эти острова, названные уже американскими картографами в честь Александра II, уступившего Аляску Соединенным Штатам. Русские первыми положили эти земли на карту. Где-то здесь «затеряна» «за­лива», в которую ушли навсегда лодки с людьми Чирикова. Береговая линия со стороны океана кажется единым целым, и издалека даже в бинокль сложно разглядеть бухточку, пригодную для пристанища.

Пройдя около мили, капитан направляет судно к берегу. По мере приближения катера к скалам он гасит скорость, и катер переходит на малый 9,5-сильный мотор. Судно медленно входит в шхеры бухты Greentop, мимо разбросанных черных, вулканического проис­хождения камней, острых рифов, выступающих из воды. Капитан, отслеживая глубины по карте, посылает на нос катера помощника. Штурман, вглядываясь в пронзенные солнцем воды пролива, выби­рает глубины и рукой показывает капитану — «путь свободен». Но вот мягкий толчок, сопровождающийся глухим скрежетом метал­ла, останавливает движение: «Olympic» сел на подводный камень... Через некоторое время волна снимает судно, и снова с предельной осторожностью мы прокладываем путь среди каменистых берегов в глубины острова. Наконец, бросаем якорь в заводи, посреди полного покоя прозрачных вод и плотно обступивших бухту елей. Мы нахо­димся в южной части острова — в бухте Greentop (Зеленая верши­на), где в избушке лесника предстоит провести несколько дней.

 

Остров Якоби. Южная половина острова

Погода установилась ясная, над океаном светит яркое солн­це. Макушки гор, словно не желая раскрывать секреты, затянуты шапками облаков. Капитан Энгстром предлагает последовательно осмотреть ряд бухт южной части острова, начиная от пролива Ли-сянского: это бухты Greentop, Squid — бухта кальмаров, Takanis — индейский термин, значение которого нам не могли объяснить американские коллеги-индеанисты, а также обнаруженную с борта безымянную бухту в проливе Лисянского, лежащую сразу же за мы­сом Theodore. Передвигаясь от южной оконечности острова — мыс Theodore (Федор) на расстоянии примерно одной мили от берега, сопоставляем представшую перед взором панораму с описанием мес­тности, изложенным в «Судовом журнале», стараемся распознать вершины островных гор...

При обследовании бухт мы попытались реконструировать действия экипажей лодок, направленных к берегу с основным заданием наполнить бочки свежей, питьевой водой. Вглядыва­ясь в берега и расселины, мы первым делом высматривали (и прослушивали) признаки источника питьевой воды — ручья или речки — и только затем искали удобное для причаливания лод­ки и высадки место на берегу.

 

Бухта Greentop

Вход в бухту Гринотоп расположен на широте 57.51', в одной миле от мыса Федор. Рядом с нашим временным приютом стекал кас­кадом полных чаш из густого таежного леса лесной ручей с темной, как чайная заварка, пресной, вкусной водой. Большая бухта соединя­лась со множеством проток и внутренних озер. Возможно, еще сотню лет назад останавливались здесь для ведения морской охоты обитате­ли этой страны, состоящей из сотен островов: об этом нам поведали массивные останки ребер и позвоночника, некогда принадлежащие китам: кости подпирали осыпающийся берег, по которому проходила тропа. Как пишет летописец Русской Америки Кирилл Хлебников, местные племена тлинкитов не вели охоту на кита, которого обожест­вляли, и лишь собирали выброшенные штормами останки. Пройдя по чуть заметной таежной тропе около километра, мы обнаружили два дачных домика и причал. Мы пообщались с вышедшим навстречу че­ловеком, это был американец польского происхождения. Он впервые слышал историю о русских мореплавателях и был удивлен...

 

Бухта Squid

Бухта Squid находится примерно в 1,3 мили от бухты Гринтоп. Бухта показалась нам непригодной даже для краткого проживания. В одном из ущелий протекает небольшой ручей с чистой горной водой, к нему пришел на водопой молодой олень. На каменисто-песчаной площадке возле ручья металлодетектор обнаружил под слоем песка заржавевшую стальную деталь, похожую на веретено... Вершина сопки, куда я поднялся по оленьей тропе, сокрыта от сол­нечных лучей пышными кронами лиственного леса, в тени, по при чудливому бурелому, пышно произрастают высокие мхи. Картина дикого леса, куда не ступала нога человека.

 

Бухта Takanis

Узкое каменное «горло» этой бухты вело нас к видневшемуся в глубине просвету — к другой малой бухте, указанной на карте. На карте от этой бухты проложена красная пунктирная линия, обозначающая тропу, она пересекает остров и ведет к месту встречи вод пролива Лисянского и одноименного залива. На одной из карт обозначены ручей и озеро, которые показались привлекательными для исследования.

Высадиться на берег нам помешала непогода: горы и лесок затягивались быстро спускавшимся по склонам туманом. Начал накра­пывать дождик, и поднявшиеся волны уже несли катер к высокому берегу, где с пеной разбивалась о твердь скал. Становилось опасно находиться в этой каменной ловушке. Принимается единодушное решение: надо возвращаться. На выходе из бухты нас встретили большая волна и серый полумрак слившихся в единое целое океана и дождевых туч. Начинался шторм. В его волнах катер и экипаж хорошо потрепало. Только спокойствие и умение капитана да лежа­щая у штурвала иконка Спаса Вседержителя помогли нам вернуть­ся на базу в тихий залив Гринтоп. Позднее икона была передана в церковь Св. Николая в г. Джуно.

И все же мы увидели панораму южной части острова и горы, среди которых высились пики Таканис и Якоби, и остались разочарованы. Виденные нами со стороны океана и посещенных бухт горные склоны не совпадали с описанием А. Чирикова.

Отпущенное для экспедиции время было исчерпано, и нам предстояло возвращаться в Пеликан.

 

«Индейский след»

Большое значение в установке ориентиров в ведущейся экспедиционной работе сыграло заинтересованное обсуждение этапов и ре­зультатов экспедиции 2005 г. с учеными: А.Ю. Петровым (Центр се-веро-американских исследований Института всеобщей истории РАН), С.Г. Федоровой (Москва), А.В. Гриневым, Т.С. Федоровой, С.А. Кор-суном (Санкт-Петербург), с американскими специалистами Л.С. Блэк, Р. и Н. Дауэнхауэр (штат Аляска), А. Знаменским (штат Алабама). В фондах РГВИА и РГБ был выявлен ряд документов, содержащих важные сведения, касающиеся интересующего нас вопроса. Истори­ками А. и Э. Энгстромами в дневниках английских мореплавателей были обнаружены любопытные свидетельства о плавании русского парусника в районе пролива Лисянского и острова Якоби.

В июле 1741 г. у острова Якоби состоялся первый контакт европейцев с коренными жителями: русские моряки, ушедшие в «зали­ву», и вышедшие навстречу паруснику из той же «заливы» индейцы-тлинкиты представляли нити одного «узелка».

Возглас «Агай, Агай», который прокричали вышедшие из «заливы» индейцы-тлинкиты, как считают специалисты по этнографии индейцев-тлинкитов Нора и Ричард Дауэнхауэр, — было слово «Ай хаа». На языке тлинкитов слово «Ай хаа» означает «гребите». Что хотели тлинкиты: показать путь для прохождения лодки, указать место гибели белых людей или что-то другое?

Самое первое и для нас очень важное сведение об о. Якоби было подсказано доктором Р. Дауэнхауэром, произнесшим слово «Аполосово». Впервые же топоним «Аполосово» и краткая информация, встретился в работе А. Гринева, опубликовавшего «Список народа Колюжей поблизости Порта Ново-Архангельска... обитающего...»: «На южной стороне Якобиева Острова жило русскими Аполосовым или Воровским наименованное на нем мужеска пола жителей до 100».

(АВПРИ. Ф. Гл. архив 1-7, 1802 г., д. 1, папка № 35, л. 97 об.—98 об.) (опубликовано: Гринев А.В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867). С. 263).

«Список» составлен в конце 1805 г. по сведениям, собранным в ходе переписи населения Н.П. Резановым, который находился в это время в русских колониях на Аляске в качестве инспектора Россий­ской-американской компании.

 

Русские на о. Якоби

Более раннее упоминание об о. Якоби (Таханасъ) относится к началу русского продвижения к югу Аляски в письме Баранова иркут­скому губернатору Л.Т. Нагелю. Следуя в 1795 г. к Ситхе, Баранов останавливался на острове для починки своего корабля «Ольга»: «Чрез несколько дней прошед бухту Лтуа приблизились к берегам подле коих следуя перешли ледяной Чилхацкой бухтъ пролив, вход /: креста у аг-личан именуемый :/ пристали на одинъ болшой с обитаемым народом по колюжски таханасъ, остров. Нашли тут весма способную гавань кою нарек в честь другого благодетеля Лодыженского; тут мы стояли несколько дней починивали свое суденышко и запаслись водою поста­вили в пристойных местах 2 креста с приличной вырезанной надписью что места сии давно обысканы россиянами, были посещаемы в 1741 году капитаном Чириковым, а токо 795-го года были мы отъ компании /: именовав ту и судно:/ с 3-го сентября продолжали следовать вкруг того якобиевского острова к острову Ситке...»

Очевидно, что Баранов в этом плавании имел с собой карты проливов, составленные английскими мореходами. Баранов первым из европейцев побывал на о. Якоби и засвидетельствовал о проживающем там народе. По какой-то причине он не встретился с обитателями острова, возможно, еще хранившими память о визите первого европейского корабля.

В июне 1798 г. Баранов пишет рапорт иркутскому губернатору Л.Т. Нагелю, в котором сообщает о посещении о. Якоби русскими промышленниками.

(АВПРИ. Ф. 35. Сношение России с Англией. Оп. 35/6. Д. 507. Л. 13.)

7 июня 1798 г.

Американской господъ Голикова

и госпожи Шелиховой,

компании правителя Баранова

Покорнейший рапорт

По силе многих предписаний охотского начальства о размеще­нии на отдаленных местах америки секретных медных досок, и гер­бов доставленных выполнение останавливалось, по причине не имения природных российских мореходов в службе компании. Но в лето прошлаго 797-го году одна таковая доска под № 3 по случаю бытия с промысловой партией Г-на прапорщика Ивана Родионова помещена на обысканном мною самим, за бухтой Лтуа под чилхацким /:или ремедень по аглицки именуемом :/ заливом большом с жителями острове таханасъ, нареченным мною 795-го года в бытность на том Якобиевым, в гавани Лодыженской; а герб с приличным листом вве­рен блиских к тому острову чилхацково залива жил главному тойону с сообщения о том того г-на Родионова ко мне подданого и листа ко­пия при сем прилагается; А место то на карте (чрез кантору) препровожденной при сем означается знаком креста тако +

Карта залива Аляска, приложенная А. Барановым к письму, опубликована в трехтомнике «История Русской Америки» (под редакцией Н.Н. Болховитинова, т. 1. Изд. МО, 1997 г.).

(АВПРИ. Ф. 35. Сношения России с Англией. Оп. 35/6. Д. 507. Л. 21).

Остров Якоби на приложенной к письму карте нанесен схематически, упрощенно: рисунок береговой линии не совпадает с распо­ложением заливов на береговой линии современной карты. Опреде­лить по ней названные Барановым географические места непросто. К тому же местоположение о. Якоби смещено к югу от пролива Креста (Cross), а остров на месте о. Якоби подписан Барановым как о. Хаз. Возможно, что один остров был принят за два? С этим пред­стоит разбираться. В контакт с жителями острова по какой-то при­чине русские снова не вступили. Представляет интерес вычислить место затаенной и поныне на о. Якоби Доски № 3 с надписью «Зем­ля Российского владения».

Еще об одном географическом пункте с названием Аполосово на о. Якоби Баранов пишет в апреле 1801 г. в наказах помощнику Ивану Александровичу Кускову, отправлявшемуся к о. Ситхе.

«...путь проедите леденым или хуцновским проливами то обратной совершите морем мимо аполосова жила как сказано о переднем пути...»

(Значительная часть письма, не касающаяся вопроса, пропуще­на при переписке с оригинала в РГБ.) И далее:

«В Лтуе и около, так же долго останавливатся не для чего, а проби-ратся прямо в Леденой пролив к Екобиеву острову, и тут достигнувши под аполосов мыс подумать: коим путем лечше и выгоднее будет ос... (остальной путь? — В. К.) следовать. Морем ли пополуденным между чашей островов, или через леденой и хуцновской проливами...»

(Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 204, к. 32, 4, л. 2.)

Карты о. Якоби (Таханис) с нанесением названия «Аполосово жило» (Воровское) и «аполосов мыс» пока не обнаружено или же наши пред­шественники-исследователи не обратили на сей предмет внимания.

 

Журнал капитана Портлока

Любопытные сведения об о. Якоби обнаружил А. Энгстром. В домашней библиотеке Элтона Энгстрома — отца нашего капитана, увлеченного историка, обладателя изданных дневников путешествий Д. Кука, Д. Ванкувера, Лаперуза, Ю. Лисянского и других морепла вателей Аляски, хранится журнал плавания Натаниэля Портлока, бывшего участника Третьей экспедиции Джеймса Кука (1778 г.).

8  1785 г. Портлок был назначен капитаном торгового кораб­ля «Король Джордж», торгующего мехами у берегов Аляски. 6 августа 1787 г. капитан Портлок вошел в гавань, расположенную в пяти милях южнее пролива Лисянского (приблизительно на широте пятьдесят семь градусов, сорок шесть минут, Portlock Harbor, о. Чичагова), для торговли с местными тлинкитами.

9 августа корабль Портлока был посещен одиночным индейским каноэ, пришедшим для торговли со стороны севера. Прибывшие на каноэ люди рассказали ему о гибели лодки с европейцами: «ветер вошел свежий от моря и поднял большие волны... при выносе яко­ря за борт лодка наклонилась и наполнилась водой, и прежде, чем оказать помощь, пять мужчин утонули». Напомним, что в первой лодке, отошедшей от «Св. Павла», было 11 человек, а на второй — четыре. Возможно, неточность возникла при переводе рассказа?

Во время повторного визита индейский вождь был одет в выцветший красный пиджак или военный мундир. (A. Engstrom «Yakobi Island, The Lost Village of Apolosovo, and The Fate of the Chirikov Expedition».)

Владимир Максимов, председатель исторического клуба «Рос­сия молодая», уточнил, что красный мундир мог принадлежать канониру со «Св. Павла» (форма канониров на время отправления Второй Камчатской экспедиции, 1733 г.). Действительно, на первой лодке к берегу был отправлен с небольшой медной пушкой канонир Григорий Зубов. Ни Кук, ни Ванкувер, ни Лаперуз, ни другие ис­панские, английские или французские мореплаватели не теряли в этом районе лодок, людей и мундир. А. Энгстром приходит к выво­ду, что рассказ тлинкитов, записанный Портлоком, является свиде­тельством о гибели русских моряков, а сами тлинкиты, посетившие корабль Портлока, являются жителями о. Якоби (Таханис).

Следующее свидетельство, выявленное Энгстромом, связано с именем капитана Уильяма Дугласа. В августе 1788 г. У. Дуглас следовал на корабле «Ифигения» мимо о. Якоби. Севернее мыса Кросс (расположена бухта Surge) к борту судна подходили пять каноэ, с которых Дуглас купил сорок кож морской выдры. Его наблюдение показало, что он был на широте пятьдесяти восьми градусов и двух минут, что всего в двух милях от широты 58.00, указанной Чирико-вым в итоговом отчете в Императорскую Адмиралтейств-Коллегию.

 

Бухта Surge. 2006 г.

В одной из бухт о. Якоби жителем Пеликана К. Хавардом были обнаружены индейские петроглифы. Крис — служащий телеграфа в Пеликане. Он заядлый охотник и рыбак и одновременно исследователь местных достопримечательностей. Хавард видел индейские петрогли­фы в одной из бухт острова Якоби и был готов показать это место.

По мнению историков А. и Э. Энгстромов, теоретически вычисливших место возможного обитания тлинкитов, местом нахождения петроглифов могла быть бухта Surge. Эта бухта соединялась речкой с большим озером, где могла в изобилии водиться рыба (а также и речная выдра. — В. К.) — главный источник индейских промыслов. И вот стечение обстоятельств: бухта Surge оказалась расположена на широте 58 градусов (58.00.02” — В. К.), указанной А. Чириковым в отчетном докладе в Императорскую Адмиралтейств-Коллегию. На очередной встрече с К. Хавардом исследователи выявили, что место­нахождение бухты Сёрдж и расположение индейских петроглифов действительно совпадают.

В 2006 г. к о. Якоби нас повел местный «следопыт» Крис Хавард (Kris Havard). Челночные вылазки на остров и в бухту Сёрдж продол­жались в течение летних месяцев. В поисковой работе участвовали ис­торики Аллан и Элтон Энгстромы, Ричард и Нора Дайуэнхауэр — спе­циалисты из университета Джуно, исследователи из России Владимир Колычев и Владимир Латынцев и наш путеводитель Крис Хавард.

Наши коллеги аляскинские индеанисты подтвердили важность открытия неизвестных досель петроглифов в бухте Сёрдж и место­обитания индейцев-тлинкитов.

Возможно, что современное название залива Surge происходит от некогда бытовавшего индейского названия «Большая волна». В этом названии содержится косвенная информация о возможной гибели лодок. Американская лоция дает следующую характерис тику: «Бухта Сёрдж простирается на 4.1 мили к северу от Мыса Кросс. Открытая бухта с многочисленными камнями и рифами, годная только для малых судов с местным знанием навигации...». «Отливное течение имеет большую скорость и достигает порой 3-4 узлов, иногда и больше. В узостях и у мысов сильны сулои и водо­вороты, опасные для малых судов при сильных ветрах...» — сооб­щается в характеристике особенностей приливов и отливов между островами Аляски. Морская служба предупреждает об опасности нахождения малых судов в бухте Surge — это вызвано большим количеством подводных водоворотов и явлением большой волны, способной внезапно опрокидывать суда.

Сулои в этих местах действительно часты и опасны. В разгар прилива или отлива в узкие аляскинские проливы не рисковали заплывать даже алеуты на своих непотопляемых байдарках. Возмож­но, что экипажи «чириковцев» постигла трагическая участь.

 

Неизвестные петроглифы

Петроглифы с изображениями морских обитателей вырезаны на поверхности трех каменных валунов, словно композиционно выстроенных на берегу бухты. Ряд петроглифов с изображением рыбы палтус и ворона или орла, а также многочисленных «циркульных» колец находится на огромном валуне, который в часы прилива ока­зывается затопленным водой.

Крис показывает рисунок и на открывшийся перед нами океан и рассказывает свою версию появления петроглифа: индейский художник увидел необычную для него большую лодку — русский па­русный корабль. Крис уверен, что этот корабль «Святой Павел». Я убеждаюсь, что резной рисунок действительно напоминает корабль: вот бушприт, корпус, два нижних паруса. Тут же возникают воп­росы: резчик разглядел же бушприт, но оказались не прорисованы вертикальные линии мачт. Что означают прорезанные на корпусе судна четыре полосы: это опущенные весла или ребра, а может быть ладки жира неведомого животного? Перемещаясь на камне, «переворачиваю» на 180 градусов изображение. Пытаюсь представить зверя: «бушприт» — это хвост, корпус — это тело. Может, это изоб­ражение речного бобра? Вот здесь должна быть голова.... Да, в ри­сунке приметна округлость и «усы». Но при сравнении «парусов» с изображением конечностей речных и морских бобров или иного зверя смущает их нелепое, «вывернутое» положение...

Когда же, в каком веке вырезан этот рисунок? Есть ли подоб­ные петроглифы, уже известные специалистам?

Сейчас фотография петроглифа с изображением корабля находится на изучении в Институте археологии, и только специалис­ты дадут верный, обоснованный ответ к изображению на каменной пластине из залива.

 

Усмотрение мест и прочего. Год 2006

Настала пора возвращаться, и наш катер медленно выходит из бухты Surge. Небо очистилось, и на фоне серых дымящихся облаков прорисовались близкие темно-зеленые вершины, обозначились дале­кие силуэты островных гор. На восточном направлении наблюдается четкий силуэт вершины с правым заваленным боком градусов под 50. Левый бок более пологий, линия его наклона близка к 30 градусам.

Аллан показывает рукой: «Эта гора, которую описал Чириков. Правый бок у нее крутой...». Наш капитан уже не первый раз в бухте Surge и успел изучить и горы, и особенности залива. Он про­должает, указывая на горы, стоящие севернее:

«Вот эта остроконечная гора, за ней другая, широкая»...

Да, визуально очень похоже. Делаем фото и видеозапись. К сожалению, даже короткой остановки для изучения бухты Сёрдж не предвидится в связи с приближающейся со стороны океана штормо­вой погодой. Катер, рассекая темные воды, покидает освещенную меркнущими лучами солнца бухту «Большой волны».

 

Калька на карте о. Якоби

Для наложения кальки с нанесенными «лучами» градусов, указанных Чириковым в «Судовом журнале», мы выбрали меркаторс-кую карту «Yakoby Island and Lisianski Inlet». Представляем в вооб­ражении виденную нами панораму бухты Surge, находим на карте имеющие примечательные особенности горы, окружающие «зали­ву» и принятые Чириковым за пеленги.

При наложении кальки с картографическим изображением за­лива Surge первоначально совмещаем линию 70 градусов на рису­нок, обозначающий гору с крутым правым боком.

Подводим и накладываем следующую линия (53 градуса) на рисунок, обозначающий малую гору (1 240) и сразу же за ней — чуть левее — более высокую (2 880).

Третья линия (30 градусов) показывает на ближайший северный (левый) выступ чаши залива Сёрдж. Перед линией берега находится островок, или «опрядыш». Возможно, что именно за этим островом и скрылись лодки с членами экипажа «Св. Павла»?

Вполне возможно, что лодки могли проследовать далее вдоль линии берега вглубь скалистых фиордов бухты. В этом же направлении находится одна из наиболее привлекательных бухт, получив­шая от исследователей имя «пляж». Здесь также имеется небольшой ручей с питьевой водой, рядом с которым могло быть расположено селение индейцев-тлинкитов. Скорее всего, именно здесь и находи­лось «жило Аполосово». С корабля были видны дым и огни индейс­ких костров, на которых велась заготовка рыбы на долгую зиму.

Итак, выявлен и определен вариант направления движения ло док к берегу и место высадки или возможной гибели «чириковцев». Точка, где сходятся линии градусов, является местом нахожде­ния пакетбота «Св. Павел». Широта составляет 57 градусов 59 ми­нут 08 секунд, долгота составляет 136 35 30. Расстояние до берега составляет примерно две минуты или «две версты», что зафиксиро­вано капитаном пакетбота «Св. Павел» в «Судовом журнале».

 

Работа продолжается

В Русском Географическом обществе — в гг. Москве и Санкт-Петербурге — состоялось подведение итогов Российско-Американской экспедиции «Русское открытие Америки. По следам великих море­плавателей», состоявшейся летом 2005-2006 гг. Пожалуй, главным результатом экспедиции на сегодня можно считать ее успешное на­чало. А. Энгстром выпустил в свет монографию, подводящую итоги поисков. Проявился закономерный и устойчивый интерес к иссле­дованию вопроса со стороны американских ученых Аляски. Основ­ная работа, конечно же, впереди.

Хочется поблагодарить за очень теплый, родственный прием боль­шой и дружной семьей Элтона и Салли Энгстром. С чувством признатель­ности хочется отметить доброжелательное отношение и внимательность сотрудников Государственного архива Аляски в г. Джуно, а также ра­ботников Архива АВПРИ и Отдела писем Российской государственной библиотеки, явивших чуткость и понимание. Особое слово благодарнос­ти авиакомпании «Аэрофлот», без чьей помощи было бы невозможно столь легко преодолеть далекие расстояния до берегов Нового Света.

В завершение экспедиции состоялась благодарственная служба в православном храме св. Николая (г. Джуно, о. Майкл Спайнхауэр), куда от имени всех россиян и при содействии Объединения «КАНОНЪ» (директор А.В. Ренжин) была передана новописаная икона «Спас Вседержитель».

При организационном содействии американской стороны (историки Э. и А. Энгстромы) и Общества «Русская Америка» в начале августа 2007 г. на Аляске побывала группа подводных аквалангис­тов из России (общество «Память Балтики», руководитель адмирал К.А. Шопотов, г. Санкт-Петербург), изучавшая особенности залива Surge для последующего проведения подводных археологических исследований. Небольшие глубины позволяют надеяться на успеш­ный поиск затонувшего оружия. Непогода, сильный ветер и боль­шая волна помешали предпринять погружение в бухте Сёрдж...

Впрочем, и место для проведения будущих подводных изыска­ний в бухте желательно более тщательно просчитать специалистам.

Продолжение исследований и отдание памяти великим русским мореплавателям — первооткрывателям американского северо-западного побережья — дело чести россиян.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.) 
 

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы

 

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved