Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Любовь как педагогическая категория или как любить детей?

Десятые Международные Педагогические Чтения на тему: «Как любить детей»

Выступление академика РАО Ш.А. Амонашвили

В Москве с 9 по 11 января состоялись Десятые Международные Педагогические Чтения на тему: «Как любить детей». Проблема эта с незапамятных времен волнует педагогов и родителей.

Около 700 учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений, родителей из разных уголков России и ближнего зарубежья стали участниками Педагогических Чтений.

Иркутская область была представлена делегацией из Иркутска, Саянска, из п. Качуг и Качугского района, около 20 педагогов области из различных образовательных заведений приняли участие в юбилейных Педагогических Чтениях.

Возвышающим, консолидирующим было выступление академика РАО Ш.А. Амонашвили. Шалва Александрович представил обзор предыдущих Педагогических Чтений, говоря, что каждые из них явились ступенькой в постижении смысла гуманной педагогики. Вот темы некоторых из них: «Улыбка моя, где ты?» (2003 г.), «Без сердца что поймем?» (2005 г.), «В чаше ребенка сияет зародыш Культуры» (2008 г.), «Истинное воспитание ребенка состоит в воспитании самого себя» (2009 г.), «Чтобы дарить ребенку искорку знаний учителю надо впитать море Света» (2010 г.).

Многое пройдено, многое сделано за эти 10 лет. Созданы Международный, Общероссийский, Республиканские Центры Гуманной Педагогики. На основе лаборатории гуманной педагогики г. Иркутска работает Иркутское региональное отделение Общероссийского Центра Гуманной Педагогики при Восточно-Сибирской Государственной Академии Образования.

Увеличивается количество школ принимающих гуманную педагогику за основу учебного процесса. Изданы 55 томов антологии гуманной педагогики, появляются учебники и книги: «Физика языком сердца», «Биология языком сердца» и др.

Гуманная, очеловеченная педагогика стучит в наши двери и сердца, услышим ли, не отринем ли ее стук? Она не гонится за отметками, не устраивает соревнований, а признает ребенка Высшим Божественным Даром и любовь к нему как педагогическую категорию. Мы должны помнить и подтверждать для себя истинность мудрости Иоганна Генриха Песталоцци: «В любви ребенок находит вдвое больший источник роста».

«Нам нужно определиться к какому будущему мы будем стремиться. Если мы сами не будем его строить, оно не наступит никогда. Давайте создадим новую сферу вокруг нашей планеты – сферу любви» - предлагает Шалва Александрович Амонашвили.

Вместе с тем, президент Российского Детского Фонда Альберт Анатольевич Лиханов показал нам ужасающую картину детства: «В России в 2002 году было 40 миллионов детей, в настоящее время – 26 миллионов детей. Где 14 миллионов детей?

В 2009 году было зарегистрировано 110 тысяч случаев жестокого обращения с детьми, 1100 детей совершили самоубийство. В нашей стране насчитывается 750 тысяч сирот, 700 тысяч детей-инвалидов. Таким образом, подводит итог автор, необходимо, чтобы наша любовь материализовалась в некоторые конкретные действия.

Множество размышлений, исследований было посвящено выявлению сущности педагогической любви. Была организована работа лабораторий: гуманитарных знаний, естественных наук, руководства образованием, работы с родителями, начальной школы, художественного развития, «Как светлый ангел побеждает». Ведущими идеями лабораторий стали высказывания известных педагогов, философов.

В лабораториях педагоги и родители трудились над тем, чтобы понять, что такое педагогическая любовь и как любить ребенка. Очень нелегко выразить чувство любви, вот какие высказывания получились:

Педагогическая любовь – это факел, разжигающий костер в сердце ученика;

Педагогическая любовь - это молитва, труд и терпение;

Педагогическая любовь - это чудотворная, созидающая сила и др.

Руководители лабораторий высказали мнение, о том, что данная работа является началом нашего познания природы и искусства высокой одухотворенной любви к детям, какой учат нас педагоги-классики: И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.

Проводились удивительные мастер-классы: «Педагогическое откровение Я. Корчака: уроки высшей любви» (С.А. Сироижко), «Примеры христианской любви – основа воспитания» (С.И. Сабельникова), «Поговорим о любви к детям» (Е.Н. Черноземова), «Как любить детей, или Мы все родом из детства» (Ирина Наркявичене), «Путь к совершенству – любовь. Урок для учителей» (Ирмине Погребняка) и др.

На основе совместной работы, размышлений, многие высказывания педагогов-классиков стали выводами для нас:

«Любить Ребенка – значит защищать его от зла, которое еще окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью)». (В.А. Сухомлинский)

Знания, не обогащенные любовью, становятся бедствием для их обладателя. «Мы не физику, не математику сеем, каждый из нас сеятель любви». (Ш.А. Амонашвили)

«Если действительно любите, докажите на деле вашу любовь в действиях каждого дня». (И. Песталоцци)

«Уважайте незнание ребенка,

Уважайте труд ребенка,

Уважайте неудачи и слезы ребенка…» (Я. Корчак)

«Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались». (Ш.А. Амонашвили)

Воодушевленные, окрыленные любовью, наполненные идеями возвращались мы домой. Пролетел еще один урок, длиною в три дня.

Неужели забудем, то, что происходило на Педагогических Чтениях, неужели останемся теми же? А если каждый из нас передаст импульс своей любви детям и взрослым, а те подхватят и передадут его другим и т.д. до бесконечности. Если это произойдет, у нас будет возможность хоть немного приблизиться к мечте, высказанной Шалвой Александровичем Амонашвили.

«И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия любви, которая от Бога. Эту энергию, - она неисчерпаема, - должны набрать в себе и умножить люди и передавать, дарить ее друг другу.

Чем больше накопится на Земле Всеначальная Энергия Любви, тем успешнее люди будут эволюционировать, восходить, творить, расширять сознание, открывать сердца, проявлять таланты и нести друг другу свои дары духа.

Надо, чтобы Ноосфера Земли была защищена всемогуществом Сферы Любви.

Фантазия ли это?

Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят, но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и преданная, бесстрашная устремленность к цели?

Есть. Есть такие люди.

Их называют устремленными.

Их называют учителями, воспитателями.

Их называют художниками Жизни.

Их называют Учителями Света.

Во власти этих людей – дать всем остальным импульс Любви.

Я хочу быть среди них».

 

Татьяна Нарулина