Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

В Доме Культуры (ДК) поселка Тайтурка Усольского района давние культурные традиции

Ткацкий станок начала XX века в ДК поселка Тайтурка

Ткацкий станок начала XX века в ДК поселка Тайтурка

Творческая атмосфера 

В ДК поселка Тайтурка давние культурные традиции. Еще в первые послевоенные годы здесь организовали аж два духовых оркестра, один из них - при тайтурском деревообрабатывающем комбинате «Бельсклес». Праздники, танцы, сельские гуляния - везде звучала настоящая, живая музыка. Содержание работы самодеятельных коллективов диктовало, конечно, время. К примеру, агитбригада «Подсолнушки» в 70-х годах минувшего века была хорошо известна далеко за пределами своего района. С конца восьмидесятых тайтурские самодеятельные коллективы участвуют в ежегодном празднике «Играй, гармонь усольская». Собственно, творческие коллективы здесь, в Тайтурке, растут словно на хороших дрожжах, особенно яркие, интересные носят звание народных: танцевальный ансамбль «Жарки» (руководитель Валентина Владимировна Соколова), образцовый детский танцевальный ансамбль «Подснежник» (Валентина Николаевна Сизых), женский вокальный ансамбль «Сударушка» и детский духовой оркестр Алексея Юрьевича Малышева. Русские народные исполнительские традиции возрождают фольклорные коллективы «Родная сторонка» и «Ложкари» (организатор и хореограф Валентина Николаевна Сизых). Интересно, что здешние «Ложкари» - почти единственные в области представители этого исчезающего народного искусства, и обе группы мальчишек, старшая и младшая, непременные участники всех праздничных мероприятий, концертов и т.д.

-   В нашем Доме культуры все творчес­кие кадры свои, местные. Здесь родились, сюда вернулись на работу после окончания учебных заведений, - рассказала Валенти­на Николаевна Сизых. - Поэтому знаем здесь всех, кто чем дышит и кто что может. Особенно внимательно приглядываемся, конечно, к нашей молодежи. Но многие ре­бята, как правило, не задерживаются на селе: уезжают поступать в город, да там и оста­ются. Обидно бывает: только девушка или парень растанцуются, распоются, сколько труда в них вложено, смотришь - экзамены выпускные, потом вступительные и все, они сюда уже больше не возвращаются. Хотя для самих юных артистов такая подготовка - хорошее подспорье в жизни, а порой и начало самостоятельного пути в искусстве.

Если творческая составляющая в рабо­те сельских музыкантов, хореографов, по­становщиков, как говорится, на высоте, то материальная база многих сельских ДК по- прежнему очень слабое место. Так, по сло­вам директора ДК Тайтурка Валерия Пет­ровича Барановского, творческим коллек­тивам здесь давно нужны нормальные, про­фессиональные инструменты.

-   Еще пять лет назад, когда празднику «Играй, гармонь усольская» исполнилось четверть века, мы создали вокально-инструментальный коллектив «Славяне», все эти годы им руководит отличный музыкант, про­фессионал Александр Михайлович Юден- ко. Название коллектива точно определяет содержание, направление его творчества. «Славяне» пропагандируют русскую, укра­инскую, белорусскую народную музыку. Выступали на многих районных мероприя­тиях, в Иркутске и области, недавно подали документы на звание «народный коллек­тив». Однако играют музыканты по-прежне­му на едва-едва живых инструментах, к примеру, две балалайки наши умельцы со­брали из десятка бутафорских. Для этого ансамбля нужны контрабас-балалайка, два баяна и две балалайки.

На не менее древних, и соответствую­щего качества инструментах играет и дет­ский духовой оркестр Малышева. Про них в Братске, где проводится ежегодный фес­тиваль духовых оркестров, говорят так: «У Малышева дети на самоварах играют, зато как играют!»

Кроме инструментов, творческим коллек­тивам в Тайтурке, прежде всего танцорам, нужны танцевальные костюмы.

- Недавно мэр района Петр Михайло­вич Герасимов помог нам с костюмами для «Славян» и хореографических коллективов, - пояснил директор ДК Барановский. - Но тут есть немаловажный нюанс: если «Сла­вяне» хоть пять лет могут выступать в од­ном и том же (там на первом плане музы­ка), то с танцорами все намного сложнее. Им для каждого танца нужен соответству­ющий его характеру и стилистике наряд, один и тот же костюм здесь в определен­ном смысле нарушение танцевальной эс­тетики, отсутствие зрелищности, и, следо­вательно, минус в работе. Потому с кос­тюмами для танцоров у нас пока вопрос открытый.

Центр славянской культуры в Тайтурке собрал под своей крышей уникальных спе­циалистов. Среди них - Елена Александ­ровна Ефимова, владеющая несколькими видами прикладного народного творчества, в том числе и техникой ткачества на старинных ткацких станках. У этой молодой обаятельной женщины по-настоящему зо­лотые руки.

В большой светлой комнате тайтурского Центра размещен настоящий музей ис­тории жизни и быта славянских народов. Десятки предметов - от обуви (кожаные чирки для зимы, лапти для лета), одежды, старинных украшений и головных уборов, мебели, игрушек до настоящих прялок и ткацких станков начала минувшего века. Характерно, что оба ткацких станка в нормальном, рабочем состоянии, на них Елена Александровна ткет уникальные авторские вещи, в том числе и на продажу. Заведую­щая сектором прикладного народного твор­чества к тому же - лауреат межрегиональ­ного конкурса «Русь мастеровая» в номи­нации «Ткачество». А еще здесь, в музее славянской культуры и быта каждый день занимаются тайтурские девчонки - учатся вязать крючком и на спицах, перенимают уникальные приемы и секреты мастерства своего педагога, настоящей Елены Прекрас­ной.

К сожалению, администрации Центра удалось собрать пока лишь небольшую часть сельских мастеров-прикладников. Причина проста: нет необходимых для этого финансовых средств, нет ставок, а у самих специалистов нет соответствующего оборудования.

- К примеру, есть в Тайтурке хороший бондарь, мастер по изготовлению кадок.

Уникальный специалист, золотые руки, экс­клюзивный товар, и ребятишки бы к нему пошли, но принять пока не можем, - говорит Барановский.

- Еще мы давно хотим открыть кузнеч­ный цех. В нашем поселке живет отличный специалист этого дела, работал раньше в Иркутске, в помещении сельхозинститута. Помощников брал из студентов, обучал их, и парни у него зарабатывали до 25 тысяч в месяц. Делали красивые лавочки, урны, заборчики, балконы и много другой нужной людям продукции. Но аппаратура у кузне­ца была не своя, пришлось оставить ее хо­зяину. А человек хоть сегодня готов начать работу, и помощников мог бы набрать сколько нужно. Здесь тоже все дело упи­рается в финансы.

Прикладное творчество и художествен­ная самодеятельность - эти два направле­ния можно назвать главными в Центре славянской культуры Тайтурки, они развивают­ся здесь вопреки многочисленным трудно­стям нынешнего времени. В поселке дав­ние, богатые творческие традиции, одним из основателей которых является бывший ди­ректор поселкового ДК Анатолий Владими­рович Абсандульев и его супруга Людмила Николаевна. Талантливый педагог-театрал, она подготовила к поступлению в Иркутс­кое театральное училище одного из своих учеников, сделавшего со временем блиста­тельную актерскую карьеру - Юрия Степа­нова, который запомнился миллионам рос­сийских любителей кино в главных ролях таких замечательных картин, как «Штрафбат», «Гражданин начальник», «Время танцора», «Орел и решка» и еще многих других. Путь из маленького сибирского поселка к высо­там российской кинематографии начался для Юрия Степанова с художественной самодеятельности в родном ДК. Эти тради­ции чтят и развивают сегодня в Центре сла­вянской культуры Тайтурки.

 

И.Алексеева.
Фото автора

Газета «Усольские новости» № 48
2 декабря 2009 года