В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Доктор эко­номических наук Вик­тор Самаруха о себе и своей деятельности

Вик­тор Самаруха

Надо-сделай

Не так просто было по­пасть на встречу к Вик­тору Ивановичу САМАРУХЕ, выпускнику «Автомаша», заве­дующему кафедрой налогов и таможенного дела, доктору эко­номических наук, профессору, академику МАН ВШ, заслужен­ному деятелю науки РФ, но все же я втиснулась в маленький свободный промежуток в его графике. Когда я зашла в каби­нет, он еще очень долго разгова­ривал по телефону на какие-то серьезные темы, а я имела пре­красную возможность разгля­дывать все вокруг. Весь стол его в буквальном смысле за­вален всяческими документа­ми, и среди всего этого творче­ского беспорядка я разгляде­ла даже какую-то важную кни­гу на монгольском языке. Пер­вые пять минут Виктор Ивано­вич был так серьезен, что не­вольно я ждала скучного разго­вора о былых временах, но, во­преки моим ожиданиям, бесе­да оказалась необычайно увле­кательной, что я и не заметила, как пролетело время.

Когда я учился,
это были се­мидесятые годы. Студенты бы­ли сильнее и напористее, и тя­га к самообразованию была. Мы намного больше читали, ресур­сы, конечно же, были другие, но библиотека работала блестя­ще, можно было через нее заказать почти любую научную ли­тературу из других институтов страны, включая даже библиотеку МГУ. Наша кафедра всег­да была и остается сильной, от­сюда выпускались специалисты, способные работать как на ин­женерных, так и на экономиче­ских должностях. В то время, как и всегда, прекрасно функциони­ровала аспирантура. С четвер­того курса я работал уже глав­ным инженером, тогда это было можно при незаконченном выс­шем образовании. Под моим ру­ководством были начальники автоколонн, несмотря на то, что я был почти в два раза младше большинства из них. Мне тог­да очень помогли те знания, ко­торые я получил в Иркутском институте народного хозяйства и при изучении того огромно­го количества дополнительной литературы, к которой я имел свободный доступ. Инженерно-экономические дисциплины пре­подавались в институте на доста­точно высоком уровне, что и спо­собствовало моей удачной карье­ре. В советское время очень эф­фективно работал «социальный лифт», и при хорошей и грамот­ной работе движение по служеб­ной лестнице гарантировалось.

После окончания нархоза начала выстраиваться серьез­ная карьера. Дальше были аспи­рантура и ряд серьезных круп­ных научных работ. В 1983 году я
успешно защитил кандидатскую диссертацию, а в 1990 году - док­торскую и получил ученое зва­ние профессора.

Сегодня кафедра сильно трансформировалась - расши­рился спектр подготовки спе­циалистов: не только в области автотранспорта, а уже полно­стью транспорта, на предприя­тиях связи, в направлении ма­лого бизнеса и даже в лесопро­мышленном, в нефтегазовом комплексах - это ведь немало­важно для нашего края. Сохра­нены традиции, чувство нова­торства в проведении научных работ. Научный уровень кафе­дры не снижается, а наоборот безостановочно растет. Мы го­товим прекрасную смену спе­циалистов, готовим кандидатов и докторов наук, и все это бла­годаря сильному профессорско-преподавательскому составу. Вся моя жизнь по сей день связана с кафедрой - уже без малого 30 лет я здесь работаю.

Студенты,
они всегда разные были, но изменилась теперь мо­тивация в получении знаний, ко­торые дает вуз, и уровень ценно­сти самих знаний стал другой. Возможности, сейчас они на по­рядок выше, а особенно с появ­лением компьютеров, но поль­зуются ими либо не все, либо не так, как хотелось бы. Да и прио­ритеты были на ступеньку выше. Но все же картина не столь бесцветна, разумеется, есть и очень сильные и амбициозные студен­ты, которыми, думаю, будем еще в свое время гордиться.

Хотел ли я уехать из Иркут­ска? Коварный вопрос. Были и до сих пор периодически появ­ляются очень серьезные и за­манчивые предложения оста­вить город и мою работу, но по­ка я серьезно не задумывался об этом, ведь здесь моя семья, мои корни. Хотя предложения всегда были, не слукавишь, было и же­лание уехать в погоне за очеред­ной ступенью карьерной лест­ницы, но как-то не довелось. За мной стоят люди: аспиранты, докторанты, мои преподаватели, я должен уважать свой коллек­тив. Да и вообще с Иркутском связана вся моя жизнь, и от ме­ня теперь уже многое зависит, ведь я не только в университе­те работаю, я занимаюсь и обще­ственной деятельностью, что то­же немаловажно. Мой отец всег­да говорил, что везде хорошо, где нас нет.

Моя гордость. Я человек рус­ский и больше склоняюсь к не­которой скромности в этом пла­не. К тому же, я - атеист, но, тем не менее, верю во что-то высшее, поэтому создавать себе куми­ра не хочу. Но могу сказать, что я горд за свою армейскую службу в ракетных войсках. Когда впервые увидел наш ракетно-стартовый комплекс, вот тогда я до кончи­ков ногтей испытал гордость за силу и мощь своей Родины, за си­лу и знания наших ученых. Я горд за наши традиции, горжусь свои­ми родителями.

Беседовала Анастасия Голик

Газета «Байкальский университет» №100 от 17 февраля 2012 года