Нижнеилимский район является одним из самых залесенных районов Иркутской области. Общий запас древесины составляет 313 млн. м , расчетная лесосека по Нижнеилимскому району 3,5 млн. м3.

Новости, статьи

Владыка Евгений в городе Илимске. Река Илим, 1913 год

Приписной Иоанно-Предтеченский храм — в 5 верстах от заштатного гор. Илимска

Икона преп. Ефросинии, деревянные дарохранительницы и деревянные подсвечники в Иоанно-Предтеченском храме

Илимская Спасская церковь

Церковь Иоанна Предтечи в Илимске

Приписной Введенский храм – в 2 вер. от Илимска

Спасский храм в заштатном городе Илимске

Илимский Спасский храм

Спасская проезжая башня Илимского острога

Иконостас Введенского храма в г. Илимске и воеводская клеть

Приписной Казанский храм – в г. Илимске

Здание Илимского министерского училища

Фото в г. Илимске. Сидят: епископ Евгений (в центре), священник Н.С. Савватеев (справа), жена священника Н.Я. Савватеева

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

Верст за пять до Илимска, саженях в 100 от берега, сре­ди безмолвного леса, одиноко стоит старинная деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи15. Внутри она уже обветшала, иконы испортились, лики плохо раз­борчивы, большинство совсем не разобрать: стерлись. Храм построен в 1707 году каким-то, по преданию, случайно спасшимся в дебрях тайги, видимо, не бедным человеком. В археологическом отношении храм представляет много инте­ресного. Иконостас очень древний, в виде низкой заборки, на которую ставятся иконы. В рост человека имеется изоб­ражение пр[еподобной] Ефросинии16 с двуперстным сложе­нием, икона св. Иоанна Предтечи своеобразна и оригиналь­на: Предтеча изображен в виде Ангела, держащего Иисуса Христа в купели. Хранятся два деревянных подсвечника и две деревянных дарохранительницы. Со всего этого сде­ланы фотографические снимки. Богослужение в храме отправляется 24 июня.

За две версты до Илимска, в так называемой «Слободе», Владыка осмотрел другой древний храм — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. Николая. Здание, построенное из здорового лиственничного леса, просмолело, сделалось черным и, кажется, простоит еще не один десяток лет. Здесь обращают внимание всякого посе­тителя два больших деревянных креста внутри храма пред алтарем; один из них, передают старожилы, сделан из де­рева на корне, по желанию строителя храма воеводы Анд­рея Змеева; крест — вышиной до потолка, действительно имеет свое основание под полом храма, — возможно, что предание передается правильно. Воевода же, строивший храм, видимо, был командирован Царем для устройства дел государственных в крае. На карнизе, под главою храма, сохранилась длинная доска с малоразборчивой надписью. Чрез увеличительное стекло можно прочесть: «лета 7181 (сла­вянским шрифтом) построена сия церковь при Царе Алек­сие Михайловиче, всея белыя и малыя России». По записям церковным храм значится построенным в 1696 году (вероят­нее в 1673). Лики Спасителя и Божией Матери на иконах в иконостасе очень отличаются от современной живописи и по письму, и по размеру, особенно по размеру (весьма крупные). Вместо подсвечников пред иконоста­сом висят какие-то древние светильни; в них вставляются восковые свечи. Храм этот стоит при повороте почтового тракта с Илима на Лену. Увенчанный двумя изящными гла­вами, искусно покрытыми драньем, он невольно обращает на себя внимание путника и красноречиво говорит ему о вере и глубокой религиозности наших предков — завоева­телей Сибири.

Но вот мы вступаем в Илимск, раскинувшийся на пра­вом берегу Илима, с большим деревянным двухэтажным храмом и отдельною при нем колокольнею. Храм, во имя Нерукотворенного Образа Спаса17, пост­роен в 1787 году; нижний этаж — в честь св. Алексия, человека Божия. Илимск — заштатный город; основан он в XVII столетии (1630 г.) казаками, которые из Енисейска, завоевывая инородцев и земли Сибири, двигались на Лену. И вот один из их станов был Илимск. Здесь они обосно­вались, устроили острог и воздвигли четыре деревянных храма, в стиле древнерусском. Свидетельницею их былого владычества служит сохранившаяся доселе в центре горо­да деревянная, с двуглавым орлом, башня, про­светы в ней на все четыре стороны. Видно, что завоеватели ждали нападений отвсюду и зорко следили за появлением врага и с севера, и запада, и юга, и востока. Башней инте­ресуется всякий проезжий, но мало кто обращает внимание на ее поддержание и сохранение. Ничем она не огорожена, так что в знойные летние дни под башню беспрепятственно забираются коровы и лошади, укрываясь от овода и мошки; тут же склад старых телег, тарантасов и под. При посе­щении городского управления Владыка обратил внимание городского старосты на неотложную необходимость охране­ния вообще древностей города и, в частности, башни, кото­рую советовал огородить барьером и не делать ее складом предметов, которые могут сохраняться в другом месте. Жители Илимска, как и все насельники Илима, занима­ются земледелием и звероловством и, кроме того, при цент­ральном положении Илимска, выгодно отбывают почтовую и обывательскую гоньбу за известное вознаграждение от крестьян соседних волостей, которым, за отдаленностию, самим относить подводные повинности и неудобно, и невы­годно. Не отличаясь в образе жизни от крестьян, жители Илимска, однако, с гордостию именуют себя «мещанами», считая это звание недосягаемо выше крестьянского, и оби­жаются, если, по ошибке, не признаешь его мещанского достоинства…

Вечером 6-го числа мещане встречали Владыку, собрав­шись на берегу числом до 300 человек. Живя на тракту и соприкасаясь со всевозможным проезжим элементом, особенно политическим, мещане не обнаружили той пат­риархальной простоты и сердечия, какое заметно было у жителей верховьев Илима. Владыка проследовал в храм, отслужил молебен с акафистом Всемилостивому Спасу, а затем сказал прекрасное слово о важности и необходимости мира и любви во взаимных отношениях христиан. Слово как нельзя лучше было кстати, ибо ссоры и несогласия — первый отличительный признак населения этого города… Обревизовавши храм, Владыка не без сожаления отметил, что всячески следовало бы поддержать бывший кругом храма деревянный балкон на высоте второго этажа, уб­ранный несколько лет тому назад вследствие ветхости. Из храма он посетил городское управление (изба в 3 комнаты; одна большая — для общих собраний мещан, в другой — канцелярия писца, в третьей — заседает ста­роста; на столе — зерцало18), осмотрел башню и древнюю Казанскую церковь, устроенную казаками в виде шатра. В этом храме хорошо сохранились иконы походной казачьей церкви (на полотне) древнего письма; между про­чим, есть изображение Никифора, патриарха цареградско­го19, с двуперстным сложением. Церковь была воеводскою, и в ней доселе сохранилась воеводская клеть — место, где стоял воевода.Отсюда Владыка проследовал в 2-классное министерское училище, но 1-й класс его оказался запертым и потому осмотреть его не пришлось; снаружи здание содер­жится неряшливо. Осмотрен был лишь 2-й класс. Заведу­ющим училища состоит Н.Л. Попов20, бывший псаломщик Илимской церкви.

Илимский приход имеет 2060 душ обоего пола. Священ­ником служит о. Николай Савватеев, назначенный сюда 21 мая 1909 года, с образованием учительской семинарии МНП; в сане священника уже 20 лет. Пользует­ся расположением прихожан. Псаломщиком Георгий Феод. Чирцев21, 30 лет от роду, с образованием одноклассной церковно-приходской школы; в должности псаломщика 13 лет. Обязанность просфорни исполняет жена священника Наталия Савватеева22, получающая в год: жалованья от церкви — 29 руб. 65 коп., от прихожан — 24 пуда ржа­ного хлеба и 6 саж. дров. Такое обеспечение просфорни принято почти при всех церквах края.

 

Примечания:

15 Святой Иоанн Предтеча (Креститель) — последний пророк Ветхого и первый пророк Нового Заветов. Сын священника Захария и Елисаветы, родился в Хевроне (нагорная часть Иудеи) за 6 месяцев до рождества Иисуса Христа. Его предназначение — служение в качестве предтечи Мессии и приготовление народа к Его принятию — было предсказано еще пророком Малахией в V в. до Рождества Христова. В начале XX в. богослужения в Илимской Предтеченской церкви проводились один раз в год: 24 июня (7 июля по н. ст.) в день Рождества Иоанна Предтечи.

16 Преподобная Ефросиния Суздальская, в миру Феодулия (?—1250). Дочь св. князя Михаила Черниговского, после неожиданной кончины своего жениха приняла иночество в Ризположенской обители в Суздале. Соблюдала строгое воздержание, непрестанно молилась и покорно исполняла все монастырские послушания. Избранная в игуменьи, постоянно заботилась об устроении и украшении обители, своими молитвами чудесно защитила монастырь от нашествия Батыя. Мощи ее были обретены в 1699 г. Память 25 сентября (8 октября по н. ст.). Икона преподобной Ефросинии для церкви во имя Иоанна Предтечи (Крестителя) в Илимске, построенной в 1707 г., была написана вскоре после канонизации Святой.

17 Нерукотворный образ Спаса. Первая икона Спаса Неруко-творного появилась при жизни Иисуса Христа. Об этом повествуется в легенде об эдесском царе Авгаре, который, страдая неизлечимой болезнью, послал к Христу живописца Анания с письмом, где излагалась просьба об исцелении, а также с поручением написать портрет Иисуса Христа. Ананий, прибывший в Иерусалим, где проповедовал Христос, никак не мог приблизиться к Спасителю из-за постоянного скопления народа. Тогда Христос, угадав желание художника, сам подошел к Ананию, умыл свое лицо, осушил его убрусом (полотенцем), отдав его Ананию. На убрусе чудесным образом запечатлелся лик Христа — «Нерукотворный образ». Художник доставил убрус Авгарю, тот вскоре излечился и стал примерным христианином. Убрус Авгаря был помещен в нише над городскими вратами г. Эдесса и находился там 9 столетий. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный образ и торжественно перевезли его в Константинополь. После разграбления византийской столицы в 1204 г. следы этой святыни потерялись. Но осталось много ее списков, которые были широко распространены по всему христианскому миру и особо почитались.

На Руси кроме покровительства русскому воинству иконы Спаса Нерукотворного имели охранительное значение, их часто помещали при въезде в древнерусские города и крепости. В Сибири многие первые храмы, возведенные в острогах казаками-первопроходцами, были посвящены их покровителю — Спасу Нерукотворному. 

18 Зерцало — приспособление в виде трехгранной пирамиды,завершающееся резным изображением орла; на боковых гранях были представлены три указа императора Петра I. Зерцало стояло на столе всякого присутственного места.

19 Святой Никифор, патриарх Цареградский, исповедник (?—826). Происходил из знатного рода, блестяще образованный, был секретарем при дворце императрицы Ирины и, присутствуя на VII Вселенском Соборе, показал себя ревностным защитником иконопочитания. В 1806 г. он был избран патриархом Константинополя. Мудро управлял паствой и твердо держался православия, за что был посажен в тюрьму, где и умер. Через 18 лет после его кончины были обнаружены его мощи и в 846 г. перенесены в Константинополь. Память 13 (26 по н. ст.) марта и 2 (15 по н. ст.) июня.

20 Попов Николай Лаврентьевич, сын протоиерея, родился в г. Олекминске Якутской области. Обучался в Якутской духовной семинарии, из 5-го класса которой выбыл в 1903 г., получив свидетельство об окончании 4 общеобразовательных классов семинарии. В 1903 г. был учителем Кыллахской церковно-приходской школы Якутской епархии. 1 сентября 1904 г. временно допущен псаломщиком к Олекминскому Спасскому собору. 30 сентября 1904 г. назначен помощником старшего учителя Олекминской двухклассной с учительскими курсами церковно-приходской школы. 30 октября 1904 г. утвержден штатным псаломщиком Олекминского Спасского собора. 4 июня 1907 г. резолюцией Тихона, архиепископа Иркутского и Верхоленского, определен на должность штатного псаломщика к церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 24 августа 1907 г. перемещен на должность штатного псаломщика церкви Спаса Нерукотворного Образа г. Илимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). В 1913 г. был заведующим двухклассным министерским училищем в г. Илимск.

21 Чирцев Георгий Федорович (около 1882 — после 1913). Родился в с. Шаманское Киренского уезда Иркутской губернии, сын псаломщика. Окончил курс Шаманской церковно-приходской школы. В 1904 г. определен исполняющим должность псаломщика церкви Святых Мучеников Кирика и Иулитты с. Туба Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 2 мая 1908 г. утвержден в должности псаломщика. 9 марта 1909 г. переведен на должность псаломщика церкви Преподобного Алексия, Человека Божия с. Коченгское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). 24 марта 1911 г. переведен на должность псаломщика церкви Спаса Нерукотворного Образа г. Илимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области), где и служил в 1913 г.

22 Савватеева Наталия Яковлевна (1867 — после 1914), жена священника Николая Стефановича Савватеева.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области