Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Александр Бадмаевич Соктоев (уроженец Аларского района)

Раднай Андреевич Шерхунаев

Раднай Андреевич Шерхунаев

Александр Бадмаевич Соктоев

Александр Бадмаевич Соктоев

А.Б. Соктоев с сестрой К.Б. Соктоевой

А.Б. Соктоев с сестрой К.Б. Соктоевой

А.Б. Соктоев с супругой Инессой Ильиничной

А.Б. Соктоев с супругой Инессой Ильиничной

Демонстрация женской одежды западных бурят

Демонстрация женской одежды западных бурят

Раднай Андреевич Шерхунаев,
кандидат филологических наук,
заслуженный работник культуры
Республики Бурятия,
г. Иркутск

 

Александр Бадмаевич Соктоев : Подвиг ученого

…Доржи Банзаров. Хангалов. Жамцарано. Гарма Санжеев. Солбонэ Туя… Великие граждане Сибири и России. Каждый из них оставил добрую память в истории бурятского народа. В одном ряду с ними по достоинству стоит и имя его замечательного сына Александра Соктоева.

Александр Бадмаевич Соктоев родился 23 февраля 1931 года (год белой Овцы — Хонин жэлдэ) в улусе Алзобей Аларского аймака (района) Иркутской области. Селение это насчитывает сегодня 50–60 дворов, расположено в 30 километрах к юго-западу от районного центра и железнодорожной станции Кутулик.

Об истории названия улуса профессор М.Н. Мельхеев в книге «Происхождение географических названий Иркутской области» сообщает: «Алзобей, Аларский район — по имени одного из выдающихся предводителей хонгодоровского рода — Олзобэ, отца Молонтоя, со своими сородичами перекочевавшего в XVII в. из Монголии в Прибайкалье. В бурятской легенде он известен как один из мудрейших старейшин, понимавший необходимость перекочевки в спокойные места от междоусобий войны монгольских феодалов. Потомки Олзобэ расселились в местах, названных его именем: бурятские улусы Олзоба — Алзобей, Олзон — Ользоны. С этим именем, возможно, связано название пос. Алзамая — Олзома…».

Соктоевы — отец Бадма Егорович (1900–1957), по социальному положению бедняк до колхозного строя, а позже, как указывал Александр Бадмаевич в автобиографии, сельский активист-колхозник, участник Великой Отечественной войны, и мать Анна Ардановна, урожденная Басаева (1900–1944) — простые люди сибирской глубинки — составляли дружную, сплоченную, любившую красоту жизни и поэзию труда семью. Во главу угла они ставили высокое понятие правды и миссии человеческой личности. Это значит, что родители, хорошо зная свою роль воспитателей, передавали изо дня в день сыну природную мудрость своего народа.

Семья нового поколения Соктоевых — это семья ученых. Сестра Александра Бадмаевича — Клара Бадмаевна Соктоева (родилась 8 марта 1938 г.) — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Бурятского государственного университета. Она читает курс лекций по зарубежной литературе XIX–ХХ веков. Имеет ряд ценных научных трудов…

Жена Александра — Инесса Ильинична (родилась 5 сентября 1928 г.) — по специальности художник, в 1950 году окончила художественно-графическое отделение Московского городского педагогического института. В 1951 году познакомилась в Улан-Удэ с А.Б. Соктоевым и через год вышла за него замуж. Училась в аспирантуре Московского научноисследовательского института художественной промышленности. Кандидат искусствоведения. Старший научный сотрудник Бурятского института общественных наук Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия и Российской Федерации. Имеет более 100 научных трудов. Автор замечательной книги «Искусство советской Бурятии» (Улан-Удэ, 1965).

Дети Александра Бадмаевича и Инессы Ильиничны — сын Сергей, 1953 года рождения, научный сотрудник Института биологии Бурятского научного центра СО РАН, кандидат биологических наук (умер в 2002 г.), и дочь Наталья, 1958 года рождения, окончила художественное отделение Московского полиграфического института, художник, работает в Москве…

Я много лет знал Александра Бадмаевича, даже вместе попивали чаи, много раз встречались, слушал его, когда он делился мыслями об издании «Памятников фольклора…» и Александр Бадмаевич Соктоев проводил с нами, сибирскими фольклористами, совещания по этому же вопросу. Выше среднего роста, представительный, живой, подвижный, с яркими, как звезды, глазами, шевелюрой густых, волнистых, чуть с проседью волос, он производил на собеседников приятное впечатление. Встречи и беседы с ним — счастье огромное. Но такова жизнь и ее суровая правда — никогда не затрагивал тему о его жизни и исследовательской работе (искренне жалею об этом, хотя и знаю, что он не согласился бы на такой разговор).

Первоначальную школу жизни Александр Бадмаевич прошел, конечно, дома, в улусе, где царила обстановка доброты, взаимопонимания. Родители его, любители и знатоки изящного народного слова, бурятской жизни и ее старины, всячески поощряли его в освоении родной речи, народных знаний, устной поэзии, нередко заставляли рассказывать, исполнять ее образцы — пословицы, поговорки, легенды, предания и сказки.

В Алзобее, как и во многих других селениях, жили «владетели умственных даров», нравственно здоровые и сильные люди, влюбленные в золотое слово своего народа, — они в доверительных и душевных беседах не отталкивали детей, подростков, а, наоборот, привлекали их к слушанию удивительных по красоте рассказов о богатырях — героях прошлого, приключений и разных историй. Непременным их слушателем бывал Саша Соктоев.

Особо надо сказать о народных развлечениях, детских играх — в «шагай» (лодыжки), бабки, лапту, где развивались сообразительность и ловкость людей в юном возрасте. В улусе обычным было проведение вечеров загадок — мудрости народа. Часто проводились вечера молодежи, художественной самодеятельности, ёхор — нааданы — национальные хороводы, где исполнялись народные танцы и песни. Юный Соктоев, обладавший большими способностями, молодчага с божьей искрой таланта, очень любил их, запоминал и вместе со всеми пел с упоением и радостью. В школе же учился прилично, «ходил» в передовиках по «всем статьям» — и в усвоении школьных предметов, и в участии в общественной работе, и в спортивных мероприятиях.

Сама обстановка жизни, чистота людских нравов, любовь к Отчизне и труду, слову и красноречию наилучшим образом влияли на рост и становление характера человека. С семи лет сын Бадмы пошел в начальную школу родного улуса, переходил ежегодно из класса в класс, а в дни летних каникул самозабвенно работал в колхозе, помогая ему в уборке сена и зерновых культур. Алзобейские поля и долины покоряли каждого своей красотой. Саша, рано возмужавший, то и дело любовался ею. Он как бы слышал дыхание земли и голос природы, ее звуки, песни — и чуткое сердце откликалось в ответ стихами: душа волновалась и пела…

Александру Соктоеву 17 лет. В 1948 году он оканчивает десять классов Голуметской средней школы. Истинным счастьем для него были тогда же поездка и поступление на учебу в великом городе на Неве — он начинает учиться на монгольском отделении Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Одновременно он поступает на работу в Хореографическое училище имени А.Я. Вагановой в качестве педагога-воспитателя бурятской группы студентов.

С первых дней занятий в университете учеба заинтересовала его и захватила все внимание. И он весь отдается изучению сложнейших предметов по обширной программе обучения. Так незаметно идут дни, месяц за месяцем… В 1953 году Александр Бадмаевич с отличием оканчивает Ленинградский университет. В его стенах он получил солидные знания, изучил культуру родной Бурятии, Монголии, Индии, Тибета, ряда западноевропейских народов. Совершенствовал знания бурятского, русского, освоил монгольский (старописьменный), французский языки…

Не остановившись на достигнутом, молодой посланец Алари в том же 1953 году поступает в аспирантуру Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. И через три года, в 1956-м, талантливый выпускник университета блестяще защищает кандидатскую диссертацию на тему «Проза Хоца Намсараева», а затем издает в Бурятском издательстве монографию «Хоца Намсараев. Путь к социалистическому реализму».

В том же 1956-м, в октябре, Александр Бадмаевич приезжает в Улан-Удэ и приступает к работе в Бурятском государственном педагогическом институте имени Д. Банзарова — сначала ассистентом, затем старшим преподавателем. Читает курс лекций по зарубежной литературе. Со временем утверждается в звании доцента. И многие годы (1959–1965) заведует кафедрой русской и зарубежной литературы.

В 1966 году Александр Бадмаевич переводится на работу в отдел литературоведения и фольклористики Института общественных наук Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР — старшим научным сотрудником. В 1970– 1974 годах он является ученым секретарем Президиума Бурятского филиала СО АН СССР. Восемь лет (1975–1983) исполняет обязанности заместителя директора Института общественных наук…

Увлеченный наукой, А.Б. Соктоев наряду с организаторской работой упорно продолжает исследовательское дело, готовит докторскую диссертацию. Выпускает объемистую (в 26 печатных листов) книгу «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода». В 1978 году в Институте мировой литературы имени М. Горького Александр Бадмаевич защищает на эту же тему докторскую диссертацию. Профессор Московского государственного педагогического университета А.В. Терновский, присутствовавший на этой защите, пишет: «Александр Бадмаевич был одухотворен, красив и изящен. И его выступление, и ответы на многочисленные вопросы были выше всяких похвал и выдержаны в обычном для него спокойном и доброжелательном тоне. Он говорил уверенно и четко, кратко и по существу, никого не задевая, но и не уступая, прекрасно ориентируясь во всех тонкостях и теоретических проблемах исследуемого им материала. Неудивительно, что и оппоненты, и члены специализированного совета остались полностью удовлетворены защитой и прониклись к соискателю уважением и симпатией…» (6, с. 115).

Александр Бадмаевич обладал разносторонним талантом. Гуманист и мыслитель, он был человеком-самородком, как слиток чудесного золота, вобравший в себя высокое природное дарование. Редкое явление в жизни. Поэт, певец, златоуст-оратор, художник, танцор, шахматист, музыкант… Причем в каждой из этих областей деятельности он выступал на должном уровне. Писал стихи вполне прилично, даже свои публичные выступления сопровождал ими… Обладая приятным голосом (баритоном), он пел, например, дуэтом с прославленным певцом, народным артистом Бурятии и России Бадмой Балдаковым, который, восторгаясь им, вполне серьезно предлагал: «Бросай науку, переходи к нам в театр…». Он был и классным игроком в шахматы, проводившим с сильнейшими соперниками целые часы своего досуга.

И в творческих делах Александр Бадмаевич, знаток культуры Востока и Запада, являлся исследователем многогранным. Педагог. Литературовед. Литературный критик. Искусствовед. Историк. Фольклорист. Этнограф. Психолог… И как человек, он обладал доброй душой, был отзывчивым, чутким, полным благородства. Об этих чертах характера говорят и многие его статьи, опубликованные в различных изданиях, — о Хоца Намсараеве, Мунко Саридаке (Будажапе Найдакове), Д.Д. Лубсанове, В.Ц. Найдакове, М.В. Мохосоеве, алтайском ученом С.С. Суразакове, якутском — Н.В. Емельянове…

Среди ученых Бурятии и Сибири, да и страны в целом фигура А.Б. Соктоева была заметной, крупной и яркой. В начале 1980-х годов академик А.П. Окладников, директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, предложил Александру Бадмаевичу переехать в Новосибирск и возглавить специально создаваемое здесь подразделение по изданию серии книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», инициатором которой тот и был.

В 1983 году А.Б. Соктоев переезжает в Новосибирск, становится организатором сектора фольклора народов Сибири и первым директором Института филологии Сибирского отделения, единственного в системе Российской академии наук. Он основывает серию «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», выполняет обязанности заместителя главного редактора этой серии книг. Так волей судеб и в результате глубокой эрудиции в вопросах культуры и науки Александр Бадмаевич выдвигается на высокую арену подвижнической и звездоносной деятельности… Его авторитет на прежней должности в Бурятии был настолько высок, что в кулуарах иркутские А.Б. Соктоев с супругой Инессой Ильиничной ученые-филологи и в шутку и всерьез говорили: а как Улан-Удэ будет жить без Соктоева?! Такое значение придавалось нами в ту пору личности этого незаурядного человека…

Говорят: большому кораблю большое и плавание. И в сибирской фольклористике, как на флоте, А.Б. Соктоев стал верным и достойным флагманом — командующим всеми делами солидной и сложной научной организации специалистов в области поэзии и музыки народов громадного региона страны.

Глубоко вникнув в содержание фольклора народов, он понял необходимость сохранения во всем объеме удивительных по красоте и содержанию произведений устной поэзии. Народы, независимо от того, большие они или малые по численности, воздвигли нерукотворные памятники, создали выдающиеся устно-поэтические произведения, бессмертные документы времени, ума и гения их творцов. Они хранят в себе «пленительную сладость», а обретя печатный вид, говоря словами Пушкина, «пройдут веков завистливую даль»… Это была глобальная научная задача.

И что интересно и важно — в прошлом, скажем, эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», как и многие другие образцы фольклора народов мира, остались без записей их мелодий, живого голоса певцов-поэтов, раскрывающих их исполнительские особенности и творческие портреты со всеми нюансами и характерными чертами звучания речи и песен действующих лиц и героев поэм.

Книги серии «Памятники…» в своем роде уникальные, редкостные, звучащие. Они издаются на языках подлинников и с параллельными переводами на русский, с обстоятельными вступительными статьями, комментариями, нотными записями произведений, с грампластинками с голосами исполнителей эпических поэм, песен, сказок, передающими живое, раздающееся, слышимое всеми слово современников и предков, открывающими их душу, волнение и радость, историю народа.

А.Б. Соктоев провел большую, прямо-таки титаническую работу по подготовке и налаживанию издания произведений народной поэзии, что явилось, без всякого преувеличения, его научным подвигом.

Книга — всегда радость, как говорится в народе, она ярче звездочки светит… Серия «Памятники…» рассчитана на выпуск 60 томов. К 2004 году выпущено 23 тома, некоторые же находятся в производстве. Опубликованы «Эвенкийские героические сказания», бурятский эпос «Аламжи Мэргэн», «Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока», образцы якутского, тувинского, нанайского, алтайского, хакасского, удэгейского и шорского фольклора. Такие издания осуществляются впервые во всероссийской и мировой практике публикации фольклорной классики. В составе серии — памятники устного творчества многих народов Сибири и Дальнего Востока, включая, конечно же, образцы русского, белорусского, украинского, еврейского, татарского фольклора, носители которого проживают в названном регионе.

В подготовке материалов участвуют все научные, педагогические, искусствоведческие и культурные силы страны, «мобилизованные и призванные» Соктоевым совершить это чудо. Их труд оценивается по достоинству. 5 августа 2002 года издан Указ президента Российской Федерации «О присуждении Государственной премии Российской Федерации 2001 года в области науки и техники». За цикл работ из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (разработка концепции академического издания и ее реализация в выпущенных в свет 18 томах) удостоены Государственной премии Российской Федерации восемь человек: Н.А. Алексеев, С.П. Рожнова, В.М. Гацак, А.П. Деревянко, А.Н. Мыреева и трое наших земляков — Е.Н. Кузьмина, М.И. Тулохонов и А.Б. Соктоев (ему премия присуждена посмертно).

Александр Бадмаевич, как и подобает флагману, создавал дружную и сплоченную команду фольклористического «корабля», которая смело и отважно штурмовала твердыни науки о народном слове. На долю Соктоева выпала и животрепещущая задача — организация комплексных фольклорных экспедиций в составе специалистов высочайшего класса, знатоков языка, музыки, вооруженных новейшей техникой по записи текстов народной поэзии, фотомастеров для выполнения документальных фотосюжетов.

Члены экспедиций побывали в самых отдаленных уголках безграничных просторов Алтая, Хакасии, Тувы, Эвенкии, Якутии, Амура, Чукотки… В 1984–1995 годах проведено десять комплексных фольклорных экспедиций, семью из которых А.Б.

Соктоев руководил лично. Дорогих гостей — ученых радостно и восторженно принимали алтайцы и хакасы, тувинцы и эвенки, якуты и юкагиры, нанайцы и нивхи, чукчи и манси… Их встречи со знатоками фольклора выливались в праздники слова, поэзии, музыки. Работа же членов экспедиций в сложнейших условиях отдаленного края, равная прекрасным подвигам, заслуживает высочайшей оценки.

Такой оказалась миссия, возложенная на А.Б. Соктоева самой историей. Своим приездом и всей деятельностью он демонстрировал в дни экспедиционных работ свое внимание и глубокое уважение к сынам и дочерям безвестных доселе стойбищ и селений тайги, степей и тундры… В личности Александра Бадмаевича, яркой и высокой, как манящая звезда, люди видели представителя дружественного бурятского народа. Наш земляк встал с веком наравне и, как и его книги (из великой серии «Памятники…»), будет жить не старея, шагая с годами вперед и вперед… Имя его уже вошло в историю мировой фольклористики, стало быть, и мировой культуры.

Научное творчество А.Б. Соктоева обширно и многогранно, и оно требует, чтобы о нем было написано специальное исследование. В составленном М.К. Миткиновым библиографическом указателе насчитывается 117 названий опубликованных работ Александра Бадмаевича, 22 материала неопубликованных, а всего вместе со статьями о его творчестве и жизни — 158 названий. Работы Соктоева отличаются широтой тематики вообще — не только о бурятской литературе, но и о культуре других народов — русского, монгольского, тувинского, якутского, эвенкийского, алтайского, и фольклоре народов Сибири и Дальнего Востока. Среди неопубликованных работ А.Б. Соктоева имеются материалы об американских и западноевропейских художниках слова.

Бурная и благородная жизнь Александра Бадмаевича прервалась неожиданно. Случилось страшное и непоправимое — 3 июля 1998 года он внезапно умер. Невыразимое и безмерное горе постигло народ и его науку.

…Воздать должное другу, товарищу, сохранить память о добром, заслуживающем всеобщего внимания и уважения человеке можно не только в бронзе и мраморе. Пожалуй, один из наилучших способов сделать это в современных условиях — написать и оставить книгу воспоминаний: она и сохранит более объемно для истории имя человека, книгу не уничтожат ни время, ни пушки. Ученые Сибирского отделения Академии наук поступили 2в высшей степени благородно — подготовили сборник мемуарных и исследовательских статей «Фольклор и литература Сибири. Памяти Александра Бадмаевича Соктоева». В его «Предисловии» указывается, что это — дар памяти ему, «выражение глубочайшей признательности замечательному человеку», в «Послесловии» же проникновенно говорится: «Пусть и наш сборник оставит во времени образ и деяния одного из прекрасных людей России ХХ века — Александра Бадмаевича Соктоева».

Создание Института филологии и начало работы по изданию серии книг «Памятники фольклора…» под руководством А.Б. Соктоева ознаменовали, по существу, новый этап в изучении и публикации произведений народной поэзии в таком широком масштабе, что это сравнимо, наверное, с мыслями и подвигом А.М. Горького, «двинувшего» в тридцатые годы интеллектуальные силы страны на запись и изучение произведений искусства слова народов.

Идеи А.Б. Соктоева и их осуществление в жизнь — явление закономерное и в то же время эпохальное, общекультурного и общемирового масштаба. Серией томов «Памятники фольклора…» Александр Бадмаевич воздвиг памятник и себе, памятник огромный, впечатляющий и вечный. Он был человеком с богатырской душой и светлейшим умом. Говорят, что один в поле не воин. Это, конечно, так. Но если воин с головой, вооружен высокой идеей и уверенностью в своих силах, то он способен совершать чудеса. Такие чудеса и совершил наш земляк из Алари. Он посвятил родной Сибири, Отчизне «души прекрасные порывы», и пусть «Памятники фольклора…» будут песнями и гимном в честь «батора забайкальского», «батора бурятского» и, как поется в удэгейской песне, «великого и умного человека, большого начальника»…

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельхеев М.Н. Происхождение географических названий Иркутской области. — Иркутск, 1964.

2. Миткинов М.К. Библиография научных трудов член-корреспондента РАН А.Б. Соктоева // Творческое наследие ученых-литературоведов. — Улан-Удэ, 2001.

3. Писатели Восточной Сибири. — Якутск, 1978.

4. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. — Улан-Удэ, 1976.

5. Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. Путь к социалистическому реализму. — Улан-Удэ, 1971.

6. Фольклор и литература Сибири. Памяти Александра Бадмаевича Соктоева. — Новосибирск, 2001.

 

Журнал "Тальцы" №2 (21), 2004 год