Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Наши истоки (прошлое и будущее)

Буряты-земляки в Архангельске

Буряты-земляки в Архангельске. Верхний ряд: второй слева — Асхаев Максим Асалханович, третий слева — Бичаханов Владимир Михайлович. Средний ряд (слева направо): Асхаев Кузьма Асалханович, Асхаев Ангар Асалханович, Асхаев Старик Асалханович. 1916 г.

Асхаевы Илларион Максимович и Татьяна Тыхеевна. 1952 г.

Асхаевы Илларион Максимович и Татьяна Тыхеевна. 1952 г.

Семья Асхаевых . 1978 г.

Семья Асхаевых (слева направо): мать Татьяна Тыхеевна, дети Надежда, Валерий, Алексей, Галина, бабушка Елизавета Табинаевна, отец Илларион Максимович. 1978 г.

Бамхаев (Бичаханов) Валентин Владимирович с дочерьми. Поселок Удачный, Мирнинский район, Саха-Якутия. 1971 г.

Бамхаев (Бичаханов) Валентин Владимирович с дочерьми (слева направо) Валентиной, Ириной, Полиной. Поселок Удачный, Мирнинский район, Саха-Якутия. 1971 г.

Дом М.И. Бичаханова, Качугский район, Иркутская область. 2003 г.

Дом М.И. Бичаханова, Качугский район, Иркутская область. 2003 г. Фото Ю. Лыхина

Галина Илларионовна Асхаева,
заведующая библиотекой
Мирнинского политехнического
института (филиал) Якутского
государственного университета,
г. Мирный, СахаЯкутия

История моих предков

«Прошлое, настоящее и будущее — сообщающиеся сосуды, — писал известный юрист Ю.И. Стецовский, — и чем больше мы обращаемся к истории страны, тем больше понимаем, что нам надо делать сегодня и завтра» (5, т. 1, с. 5). История непрерывна, разнолика, многослойна, но вместе с тем в ней существует своя внутренняя связь.

Сегодняшнее отсутствие осознания того, какие социальные и культурные процессы происходили в прошлом, усложняет понимание не только настоящего, но и образа будущего. Кто мы? Частью какого целого мы являемся? Откуда пришли? Какую историю мы будем продолжать?

Знания о прошлом отрывочны, в них много «белых пятен», мало четкости и определенности. В соответствии с доминирующими социальными и политическими задачами то и дело смещаются смысловые акценты при освещении исторических событий XIX–XX веков.

Глобальный затянувшийся кризис, охвативший страну, стал причиной интереса к подлинной истории жизни наших родителей и дедов. Воссоздание частных историй реальных людей, вокруг которых разворачивались те или иные события местного и государственного масштаба, имеет ценность для последующих поколений. На мой взгляд, это способствует сохранению этнической общности, ее консолидации.

С распадом общности «советский народ» перед каждым этносом встала задача поиска этногенерирующего фактора, способного обеспечить не только сохранение этнической общности, но и ее процветание.

Человеку без индивидуального видения и понимания связи своей личной истории с историей своего рода, семьи сложно достичь полного понимания себя в настоящем и сложно представить себе образ будущего и своего личного, и страны, в которой он живет.

 

ИСТОРИЯ МОИХ ПРЕДКОВ

История предков заключается в бурятском понятии «нэрэ» — краткой истории имен людей. «Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается» — эта поговорка знакома многим бурятам.

В понятие «соло» входит то, к какому роду и племени относится человек. Существует легенда о Барга-баатаре и его трех сыновьях: Илюдэр-тургэнэ, Гур-буряаде и Хоридой-мэргэне. С двумя младшими сыновьями Барга-баатар отправился на восток, а старший — Илюдэр-тургэнэ — остался на старом месте и от него произошли калмыки. Среднего сына Гур-буряада отец оставил в Тунке у озера Ху-нур, на возвышенном месте Хохо-болдок.

У Гур-буряада было два сына — Булган-дахул (Булагат) и Эхирей-нэгэн (Эхирит). Сыновья являются предками четырех племен: эхиритов, булагатов, хори-бурят и хонгоодоров, и они вошли в генеалогическое древо каждого представителя этих племен.

Эхирит был женат на дочери Халык-хана. В семье был единственный сын Орой-ганса Зонхи. Род продолжили четыре сына: Нэнгэлдэр, Шоно, Нэрхэлдэй, Сууддаг-сагаан. Это предки верхоленских, ольхонских и ленских бурят Верхоленского уезда. Большинство из них селились в верховьях Лены и на берегах притоков Лены, Манзурки и Анги, в пределах нынешнего Качугского района Иркутской области.

Наиболее многочисленным был род Нэнгэлдэра. По одним данным, у него было трое, по другим — четверо сыновей. У самого старшего сына — Хазуухая — было два сына: Хадаалай и Хоргооhон. Из них Хадаалай имел семерых детей, и только этот род наследовал шаманский дар — «утха». «Дархан нэрьер утха» (кузнечный дар) взял его сын Буура, его сыновья-двойняшки Гал и Тумэр продолжили кузнечное и шаманское двойное наследие «дархан-боо» и впоследствии стали именитыми шаманами-кузнецами. У Гала было пять сыновей и среди них Хойбо.

Наш род относится к племени эхиритов, рода Нэнгэлдэра, к потомкам Бууры Хадалаева, внукам Хойбо — потомкам непрерывных кузнечно-шаманских утха.

 

НАША СЕМЬЯ

Значение семьи в формировании духовности чрезвычайно велико. Семья — это большая ценность для каждого человека. В ней приходит осознание себя, национального быта, национальных черт своего народа.

Наш род состоял из трех больших семей, главами которых были три родных брата — Асхе, Биша-нохэ, Бишхан. По бурятскому обычаю фамилия ребенка не всегда определялась фамилией родителей и не всегда наследовалась. Фамилия ребенка могла быть образована от имени отца или деда, чтобы определить, чей именно это сын или чья дочь. Так произошли фамилии семей Асхаевых, Бичахановых, Бишхановых. Отцовская линия считается главной.

Знание родословной в бурятских семьях было обязательным. В каждой семье всегда были родственники («уе тоологшо убгэд»), которые четко знали, кто из какого рода, какая наследственность, кто кому кем приходится. Брак между родственниками по отцу запрещался до седьмого колена. Поколения считали по суставам руки: плечевой сустав — один, локтевой — два, лучезапястный — три и три сустава, отделяющие фаланги пальцев. Для числа «семь» сустава нет, значит, родственники седьмого колена могут жениться между собой.

Детей знакомили с генеалогическим древом еще в детстве. На семейных празднествах старики подзывали к себе детей и заставляли перечислять дедов, прадедов, награждая похвалой и сладостями тех, кто тверже и больше знал. Это был своего рода экзамен по генеалогии, и дети соревновались в лучшем знании семейной родословной. Старики говорили, что каждый бурят должен был знать свою генеалогию. Кто-то даже знал историю своего рода до 20-го колена.

Знание генеалогии было необходимым элементом, так как родовые отношения играли очень важную роль в жизни наших семей, несмотря на ослабление кровнородственных, родоплеменных связей и территориальной замкнутости их. Члены одного рода должны были выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения им проступка. Судьями были старики-родичи. Судили они при всем народе в собрании всего улуса. В важных случаях допускались соприсяжники: по одному от 20–30 родичей обвиняемого, которые давали клятву в невиновности последнего. Соприсяжников выбирал обвиняемый.

«Святость родства, — писал историк Щапов, — священность родового союза, родовой общины, в силу инстинктов единокровно-родовой общинной симпатии признается самой верной и высшей и священнейшей гарантией справедливости и суда и святости клятвы на суде. Старики, главы семей, главы рода являются верховными судьями, хранителями правды в родовой общине». «Солидарность во всех общих интересах» и «общинно-юридическая самостоятельность рода в отстаивании своих интересов проявлялась во многих делах» (цит. по: 2, с. 99). Членам рода оказывалась помощь, все участвовали в общих жертвоприношениях и трапезах, других мероприятиях.

Самым азартным мероприятием была охота. Отчим моего отца Елбон Николаев (охотник) рассказывал об артельной охоте («аба»), в которой участвовали только родственники. С осени собирались по 50 и более человек, был общий продовольственный запас. Выбирали старшего, делили людей на небольшие группы и устраивали облаву. Добычу делили поровну. И сегодня крупицы традиций сохраняются, охотятся по такому же принципу, но бурятских поселений почти не осталось в Качугском районе.

Свою родословную знал и мой отец — Илларион Максимович Асхаев, который в свое время передал мне ее записанной на листочке красивым, каллиграфическим почерком. (В то время, когда он учился в школе, правописанию уделяли большое внимание, и все красиво писали.) Там сообщалось, кто по какой линии нам родственник. На сегодня лучшие знания нашей родословной у Георгия Матвеевича Асхаева, работающего заведующим Верхне-Ленской межрайонной юридической консультацией в поселке Качуг.

В истории нашей семьи, как в зеркале, отразилась история России ХХ века. Пережили революцию 1917 года, репрессии 1930-х годов, Великую Отечественную войну, войну с Японией, послевоенное время, перестройку.

Мой дедушка Максим Асалханович Асхаев родился в улусе Алан-Балтай в 1896 году. Дедушка принадлежал к богатому шаманско-кузнечному сословию (роду).

Историк М.Н. Богданов писал: «Кузнечное ремесло у древних бурят было окружено известным ореолом. Кузнец пользовался большим почетом, к которому примешивалось чувство суеверного страха перед его необыкновенным искусством. Звание кузнеца было наследственно, как и искусство шамана, причем потомки кузнеца всегда могли при желании стать шаманами, и наоборот» (2, с. 91).

Кузнечное наследие — это волшебное наследие — утха — от «тэнгэринов» (небесных богов), ремесленное и магическое волшебство заклинаний, волхования, умение материализации волшебного слова. Поэтому шаман-кузнец проходит двойное посвящение. Тех, кто унаследовал утха от западных 55 тэнгэринов, называют «Божинтойн сагаан дархан утха».

Тэнгэрины спустили на землю божественного избранника Дабаан жолоо, сына тэнгэри-дархана Сагаан Божинтоя, с девятью сыновьями и одной дочерью с тем, чтобы они обучили людей кузнечному ремеслу по золоту и серебру. Белые шаманы-кузнецы имеют свой пантеон божеств, ранги и ступени по иерархии, шаманскую и кузнечную одежду. В среде шаманского духовенства кузнец-шаман занимает верховенствующее положение, так как владеет двойным наследием волшебных сил. Он чинит и переделывает не только предметы из металла, серебра и золота, но и «латает» человеческие души и здоровье (в астрале) волшебством, божьей силой.

Шаманы-кузнецы обладали не только магическим даром излечения недугов, но и имели большое влияние на род и семью.

После революции мой дедушка Максим Асалханович Асхаев работал кузнецом в колхозе «Знамя Ленина», пользовался большим уважением. Он делал прекрасные ювелирные ук26 рашения. У меня сохранился бабушкин серебряный браслет, а у сестры были золотые сережки.

Дедушку арестовали 25 февраля 1938 года по статье 58, пункты 8, 10. Ему было всего 42 года. 4 марта 1938 года он был осужден трибуналом УНКВД, 13 марта 1938 года расстрелян. Позже, в 1956 году, его реабилитировали.

В книге Ю.И. Стецовского «История советских репрессий» говорится, что массовые убийства и другие репрессии второй половины 1930-х годов осуществляли в соответствии с директивой Политбюро ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1936 года «Об отношении к контрреволюционным троцкистско-зиновьевским элементам» и решением ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года (приказ НКВД СССР № 00447). Приказ, по существу, являлся секретным планом массированного нападения на различные слои населения Союза ССР. Указывались сроки начала и окончания нападения, необъятный контингент репрессируемых, их разбивка на две категории. К первой категории относились наиболее «враждебные элементы»; они подлежали немедленному аресту и расстрелу по решениям «троек». Ко второй категории относились все остальные, не менее «враждебные элементы»; они подлежали аресту и заключению в лагерь или тюрьму на срок от восьми до девяти лет. Для арестов и обысков не требовалось санкции прокурора. Иркутской области был утвержден лимит по первой и второй категориям. Указывался порядок репрессирования членов семей. Была оперативная группа, которой через каждые пять дней о результатах операций надлежало доносить Центру телеграммой и подробно почтой. Списки «врагов» составлялись по направлениям экономической и хозяйственной деятельности. В НКВД шло социалистическое соревнование в массовых арестах граждан независимо от наличия компрометирующих материалов.

Видимо, именно в эту «мясорубку» и попал мой дед. Только потом, в 1968 году, отцу пришло сообщение о реабилитации и денежная компенсация. Прочитав его, отец горько плакал. Мне было тогда 11 лет, и я впервые видела слезы отца.

После ареста деда бабушка Елизавета Табинаевна осталась одна с двумя детьми на руках: Илларионом (1927 г. р.) и Ниной (1936 г. р.). Кроме них в семье было еще двое детей, но они умерли раньше, в возрасте восьми-девяти лет. Позже бабушка вышла замуж за охотника Елбона Николаева, у них родились две девочки — Валентина и Евдокия.

Мой отец Илларион Максимович родился в деревне Алан, участвовал в войне с Японией, служил в Китае. После демобилизации из армии он поехал в поселок Базой к своему родственнику Александру Михайловичу Бичаханову. По дороге он познакомился с моей мамой Татья ной Тыхеевной Николаевой (уроженкой пос. МРС Ольхонского района Иркутской области). С красивыми длинными косами, она после окончания курсов нормировщиц в Иркутске с подушками и другими вещами ехала в тот же поселок на работу.

В последние годы жизни мой отец получил первое посвящение в шаманы. Шаманом человек не может стать по своему выбору или желанию, этот дар передается из поколения в поколение.

Для шаманизма (традиционная религия западных бурят) характерны обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов, с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

Отец меня всегда удивлял даром предвидения, понимал и разбирался в этом. Помню такой эпизод. После смерти матери я через какое-то время приехала в отпуск в село Харбатово, не успев сообщить ему о приезде. Выйдя из автобуса, была очень удивлена, что он меня встречает. Я его спросила, от кого он узнал о моем приезде. Отец ответил: ему Татьяна сказала, что Галинка приедет. А мамы уже не было…

Отец занимался лечением, особенно хорошо помогал его дар тем, у кого были легочные заболевания. С обрядами шамана мы были знакомы с детства. Видели, как освящали дом, в котором жили, как приглашали шамана по особым случаям. Если я уезжала, отец обязательно разводил огонь в совке и просил, чтобы я «окурила» дымом ноги, а также «брызгал» на дорогу.

У нас был родовой дом Асалхановых в деревне Алан Качугского района. Тюркское слово «алан» — открытая луговая поляна среди леса, эвенкийское «алан» — перевал. Тот и другой признак имеется в природе данной местности: здесь и луговая поляна среди леса, и перевал с реки Манзурки («Баянзурхен» — богатое сердце, сердечный) через Алан на реку Лену. Наше детство прошло там. Вдалеке виднелся бурятский улус, а дальше — русская деревня. Дом был большой, очень добротный и стоял особняком. Имелись просторное подворье, амбары, утуг, постройки для домашнего скота. Все было ограждено прочным забором с тяжелыми высокими воротами. Помню, когда нас из села Харбатово привозили зимой на лошадях в деревню Алан к бабушке Елизавете Табинаевне, мы, укутанные в тулупы, смотрели, как нам открывали эти ворота.

Как-то зимой, когда деда Елбона не было дома, ночью неожиданно громко начали лаять собаки. Баба Лиза взяла обрез, вышла в сенцы и выстрелила несколько раз через специальное отверстие. После этого бабушка зашла в дом, скоро собаки замолкли, наступила тишина. Еще в сенцах был специальный выступ (духовник), который выходил на улицу. Туда баба Лиза выставляла на ночь еду. Когда мы ее спрашивали, зачем она это делает, очень сердилась. Став постарше, я узнала, что в Сибири раньше выставляли еду на ночь для беглых арестантов. Были уже другие времена, но бабушка продолжала это делать, так как дом стоял в стороне.

 

ТРАДИЦИИ И ВОСПИТАНИЕ

Нас было пятеро детей, Илларионовых детей — Людмила, 1953 года рождения, Надежда, 1955 г. р., Галина, 1957 г. р., Алексей, 1959 г. р., Валерий, 1964 г. р. (погиб). Вместе с нами воспитывались племянники мамы — Кеша, Ирина, Геннадий. Было тяжело воспитывать детей в тот период, и мама помогала чем могла своим родственникам. Раньше не было брошенных сирот, не было бездомных стариков. Родственники брали на себя эту ношу. Лишь в последние годы буряты появились в детских домах и в домах престарелых. Издревле для бурят было невероятным бросить стариков или детей в случае трагедии, их забирали к себе родственники.

Традиция почитать родителей, внутренняя тактичность, толерантность у бурят заложены генетически. Если пришел старший, при нем молодой не может сидеть, обязательно встанет и посадит старшего на почетное место. Никогда не обижали младших, за ними ухаживали и поддерживали их в жизни. Такие традиции всегда существовали. Новые поколения западных бурят все больше отдаляются от самобытной культу29 ры, ее традиций, обычаев. Ученые Бурятии констатируют, что в районах, не вошедших в состав Усть-Ордынского округа, бурятская культура фактически исчезает.

К примеру, в Качугском районе Иркутской области в конце XIX века проживало около 20 тысяч бурят, в 80-е годы ХХ века — 1,5 тысячи, а сейчас еще меньше. Многие не владеют письменностью, в школах не изучается бурятский язык. Это уже со временем приходит понимание и осознание большой утраты в познании глубинного мира культуры, своего родового наследия, красоты общения, смысловой мощи языка.

Все духовные ценности приходили к нам через семью, традиции, быт, разговорный язык.

В старину человек начинал жизнь с понятия «сээр» (гнев божественных духов, которые наказывают того или иного человека в прямой пропорции от содеянного) и старался соблюдать его всю жизнь. В это понятие входят такие каноны:

  • не укради, чужое не бери;
  • не убей, не твори варварские дела;
  • не грабь и не влезай в чужую семью;
  • не позорь свой род неумением что-то делать;
  • уважай старших по возрасту, не перечь им и слушайся старших;
  • молись и чти во веки веков своих предков;
  • помоги младшим по возрасту, помоги советами;
  • спиртное не пей, выпил — сиди дома, не показывайся на людях; — помни, что ты родился в роду человеком, чтобы славить и множить благие дела предков, передавать умение потомству;
  • воспитывай своих потомков, чтобы оставили они добрый след во имя своих славных отцов, будь достойным продолжателем своего рода;
  • будь сам примером славы и доблести;
  • помни: дети твои будут жить именем твоим, во имя их здравия и благополучия не переступай порог сээр;
  • не бери мзду, знаешь — укажи, можешь — помоги, ибо чужое добро тебе впрок не пойдет, потому как у каждого добра есть свой хозяин;
  • изучай традиции и языки народов, с которыми живешь бок о бок, ибо сколько языков знаешь, столько будет твоих сторонников и друзей.

Эти истины передавались из поколения в поколение.

Моя мама всегда говорила нам: нашел чужое добро — не радуйся, чужие слезы впрок не идут, потерял — не плачь, откупился от какой-то беды, и т. д. Все жизненно важные каноны передавались нам в иносказательной форме и всегда с примерами. Мы благодарны своим родителям за то хорошее, что они в нас вложили.

 

ГЕНЕАЛОГИЯ БИЧАХАНОВЫХ

Самым известным представителем нашего рода в конце XIX – начале ХХ века был Михаил Иванович Бичаханов, купец 2-й гильдии, происходивший от Биша-нохэ. У него было три жены. На рубеже XIX–ХХ веков основной формой бурятской семьи была патриархальная. Она состояла из мужа, одной жены и детей. Многоженство встречалось только в среде богатых бурят.

Михаил Иванович занимался большой благотворительной деятельностью, был попечителем народной школы. Осуществлял поставки продовольствия на Север. Одним из его приказчиков был Черепанов из Картухая, который занимался поставками мяса на Ленские прииски. Он разбогател путем утаивания прибыли, но впоследствии рассчитался с Михаилом Ивановичем. По словам односельчан, Бичаханов помогал им, выделял зерно для посева, лошадей, продовольствие. Сына своего Николая отправил в Тибет учиться на ламу. По рассказам родственников, он оказал по31 мощь в снаряжении отряда Нестора Каландаришвили в 1922 году, который шел из Иркутска в Якутск. Был арестован и только благодаря записке от Каландаришвили остался жив. Позднее личное имущество М.И. Бичаханова было конфисковано, и его восемь детей выселили из родового дома.

Имена детей Михаила Ивановича Бичаханова: Владимир (1890–?), Кон стантин, Наталья (1903–1993, Варнакова по мужу), Клавдия (Бороева), Августа (?–2000, Александрова), Николай (1912–?), Андрей, Соня.

Самое большое семейство было у Владимира — семь детей: Полина (Прокопьева), Александр (у него дети: Людмила, Зина, Виктор, Тамара), Михаил (погиб под Брянском в 1943 г.), Татьяна (Дембелова, дети: Тамара, Дарима, Сергей, Маша, Михаил), Алексей (дочь Татьяна), Валентин (Бамхаев, дети: Ирина, Полина, Валентина) и Юрий (дети: Игорь, Николай).

Тяжелое было время. Вспоминать о нем без слез и душевной боли невозможно. Дочери и внуки Бичаханова жили, работали, воспитывали детей. Из внуков Михаила Ивановича Бичаханова в Улан-Удэ живет Татьяна Владимировна Дембелова, в Мирном — Юрий Владимирович Бичиханов (последствия грамматической ошибки в метрике). Правнуков очень много.

 

ДАНЬ ПАМЯТИ

Сегодня настало время говорить об истории своего рода, о семье, обычаях, традициях. Надо восстанавливать генеалогическую ветвь-древо своего рода, имена предков, места их проживания и места покоя с целью посещения и поклонения («угаа тахиха, утха узууртаа мургэхэ»). Человек живет, пока о нем помнят.

Составление истории своей родословной может стать памятником тем, кто отдавал всего себя будущим поколениям рода, семьи. Данью благодарности нашим предкам может стать восстановление и поддержание родственных связей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. — УланУдэ, 2003.

2. Богданов М.Н. Очерки истории Бурят-монгольского народа. — Верхнеудинск, 1926.

3. Новейшая история Отечества: ХХ век: В 2 т. — М.,1998.

4. Обряды в традиционной культуре бурят / Д.Б. Батоева, Г.Р. Галданова, Д.А. Николаева, Г.Д. Скрынникова. — М., 2002.

5. Стецовский Ю.И. История советских репрессий: В 2 т. — М., 1997.

6. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы — бурят-монголы? — УланУдэ, 1991.

7. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество. — Иркутск, 1975.

8. http://www.millennium.ru

 

Журнал "Тальцы" №2 (21), 2004 год