Слюдянский район Иркутской области
Слюдянский район. Основное направление развития Слюдянского района - туризм. На территории Слюдянского района расположена Кругобайкальская железная дорога. Недалеко от города Байкальск (Слюдянский район) находится горнолыжный комплекс - "Гора Соболиная"

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Слюдянка

Слюдянка : Экономика, ресурсы

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

Окрестности Слюдянки очень богаты раз­личными полезными ископаемыми. Перечислим основные из них.

Слюда. У южной части Байкала располагается крупнейший в регионе Слюдянский флогопитоносный район, который включает шарыжалгайскую, слюдянскую, харагольскую, утуликскую и субутуликскую свиты (первые четыре свиты относятся к архею, последняя — к про­терозою). Здесь залегает железисто-магнезиальная слюда-флогопит, прогнозные ресурсы которой оцениваются в 300 млн т, балансовые запасы — в 34 млн т. Слюдяные жилы расположены неглубоко, среди доломитизированных мраморов архейского возраста. Мощность флогопитовых линз составляет 1-2 м при длине 10-100 м. В каждой линзе находится примерно по 300-400 т высококачественной крупнолистовой слюды. Месторождение было открыто в 1762 г. Геологические особен­ности района детально изучались в период строительства Кругобайкальской железной дороги, а также в 1940-х гг. В послевоенный период уточняющие поисково-разведочные работы проведены более чем на десятке различных участков.

Мрамор. Месторождения белого и серого мрамора были от­крыты здесь одновременно с залежами слюды. Наибольшие его запасы были сосредоточены в так называемой Белой горе. Из этого мрамора в начале XX в. построили железнодорожный вокзал на станции Слюдянка — единственный мраморный вокзал на дорогах страны. Его ослепи­тельно белые стены поражали всех проезжающих по Транссибу. Но с годами паровозный дым и копоть от многочисленных котельных города Слюдянки превратили вокзал в рядовое грязно-серое здание.

В годы Великой Отечественной войны мрамор Слюдянского ме­сторождения употребляли в качестве карбонатного флюса при выплавке стали на машиностроительных заводах Иркутска и Улан-Удэ.

В настоящее время месторождение разрабатывается предприятием «Карьер «Перевал», при этом уникальный белый мрамор используется только как цементное сырье и щебенка для отсыпки дорог, балласти­ровки железнодорожного полотна, а также для целей берегоукрепления вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отдельные мраморные камни идут на облицовку некоторых зданий и сооружений, например спортивного и торгового комплексов в соседнем городе Байкальске.

Цементное сырье. В горных окрестностях города, в между­речье Слюдянки и Похабихи, в 8 км от Байкала, расположено место­рождение мраморизированного известняка (по площади оно полностью совпадает с месторождением белого мрамора). Мощность продуктив­ного горизонта достигала здесь 350 м, протяженность — 10 км. Еще в 1940-х гг. изучалась возможность производства портландцемента из сырья данного месторождения. Поисково-разведочные работы были продолжены в послевоенный период. Балансовые запасы цементного сырья в то время были оценены в 200 млн т. На базе Слюдянского ме­сторождения было создано ныне действующее горнорудное предприятие «Перевал», которое стало структурным подразделением Ангарского цементно-горного комбината.

Добываемое на карьере «Перевал» цементное сырье проходит дробление и предварительное механическое обогащение и по железной дороге отправляется на цементный завод в Ангарск.

Огнеупорная глина. Примерно в 3—4 км от станции Слюдянка, вблизи Сухого Ручья, имеется месторождение огнеупорных глин (запасы — 0,5 млн т), образованных из изверженных пород — пег­матитов — путем их химического разрушения. Его открыли в начале XX в. при строительстве Кругобайкальской железной дороги. В до­революционный период и вплоть до 1927 г. на нем добывалась глина для производства огнеупорного кирпича на местном кирпичном заводе.

Фосфатное сырье. Пример­но в 3 км от города имеется месторож­дение апатитов (с содержанием Р2О5 — 4 %). Балансовые запасы данного место­рождения не утверждены, прогнозные ресурсы оцениваются в 90 млн т. Это месторождение может служить базой для производства фосфорных удобрений. Однако оно находится в водоохранной зоне, и его освоение пока не предусма­тривается.

Кроме вышеперечисленных видов ископаемого сырья в окрестностях го­рода и в Слюдянском районе имеются также залежи волластонита и диопсида (сравнительно новое для России горно­техническое сырье, освоение которого только начинается), а также полудрагоценных поделочных и облицовочных камней (лазурита, лавровита, шпинели и др.), строительного песка, гравия, известны проявления золота и др.

Слюдянский горнорудный узел является одним из уникальных. На сравнительно небольшой площади здесь представлены сотни раз­личных минералов. О минералогических сокровищах данной территории можно узнать в слюдянском музее «Самоцветы Байкала», организо­ванном СВ. Жигаловым.

Экономика. Градообразующей основой Слюдянки является же­лезнодорожный транспорт и горнодобывающая промышленность. Железнодорожный транспорт представлен двумя железнодорожными станциями, локомотивным депо и рядом других подраз­делений ВСЖД. Через станции проходит значительный объ­ем транзитных грузов, здесь обрабатывают и формируют грузовые составы. Отсюда еже­дневно отправляются десятки вагонов с рудным сырьем (для Ангарского цементного заво­да), мраморной крошкой (для отсыпки дорог) и лесом. Вклад

железнодорожного транспорта в экономику города оценивается в 40 %. На предприятиях ВСЖД занято 23 % всех работающих города. Отрасль почти на четверть формирует доходную часть городского бюджета.

Другой градообразующей основой Слюдянки является горнодо­бывающая промышленность. До 1973 г. здесь осуществлялась добыча слюды, до начала 1990-х гг. —добыча и обработка мрамора и производство отделочных и облицовочных материалов (сейчас это производство сохранено лишь в небольших объемах). В настоящее время действует только карьер «Перевал», осуществляющий поставку цементного сырья для Ангарского цементного завода.

Кроме того, с дореволюционного периода в окрестностях Слю­дянки действовал кирпичный завод, работавший на местном сырье огнеупорных глин. Работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод.

В настоящее время этих предприятии нет.

Важное место в экономи­ке Слюдянки занимает торгов­ля. Данная отрасль представ­лена различными магазинами, небольшим рынком и целым рядом ларьков и павильонов.

К числу прочих отрас­лей, вклад которых в экономи­ку города пока незначителен, относятся строительство, быто­вое обслуживание, обществен­ное питание и др. 

 

ЖКХ. Общая площадь жилищ­ного фонда в Слюдянке превышает 460 тыс. м2, или 0,9 % жилищного фонда Иркутской области. Водопро­водом, канализацией и центральным отоплением оснащено примерно 56 % жилья, горячим водоснабжением — 34 %, напольными электроплита­ми — 49 %, примерно 10 % жилья газифицировано.

Возле железнодорожной стан­ции построена крупная котельная, по­зволившая уменьшить число неболь­ших теплоисточников и существенно сократить количество выбросов вред­ных веществ в атмосферу.

ГАЗЕТА СЛЮДЯНКА

Газета "Слюдянка"

Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved