Критика в творчестве иркутских писателей
Категория: Иркутск : История, Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья

Н.С. Тендитник

А.В. Вампилов

Г.Н. Машкин

Слева направо: В. Киселёв, А. Ляпин

Слева направо: В. Козловский, Л. Тетелев, М. Сергеев, В. Соколов

Слева направо: О. Сергеев, А. Зверев

Праздничное застолье

М. Трофимов

А. Горбунов

А. Байбородин

А. Семенов

В. Скиф
Творчество иркутских писателей всегда находило отражение в критике.
Самое большое количество рецензий, статей, научно-исследовательских работ за всю историю писательской организации приходится на прозу В. Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших интерес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за рубежом.
Немало отзывов за пределами Иркутска имели произведения К. Седых, И. Молчанова-Сибирского, Г. Кунгурова, П. Маляревского, Г. Маркова, Ф. Таурина, М. Сергеева, П. Реутского, Дм. Сергеева, Г. Машкина.
Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоенные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A. Гуревич, С. Баранов. В основном это литературоведы, преподаватели иркутских вузов.
На страницах журнала «Будущая Сибирь» печатали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М. Гудошников — о творчестве Ис. Гольдберга, «Угрюм-реке» B. Шишкова.
В «Новой Сибири», а затем в «Ангаре» часто выступает A. Абрамович, член Союза писателей, автор книг «Критические статьи и очерки о творчестве сибирских писателей» (Ирк., 1958); «Поэты стороны сибирской» (Ирк., 1963), публикуются B. Гайдук, Н. Кузнецова, В. Трушкин и др.
Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг. преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соответствия авторского мировоззрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на второй план. Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альманаха «Ангара» появляются статьи, положительно освещающие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П. Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибирский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).
Во второй половине 60-х впервые за много лет публикуются статьи проблемного характера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единстве идейного и эстетического анализа при оценке художественного произведения («Что такое хорошо и что такое плохо». Ангара, 1968, № 3).
Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литературоведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, рецензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики». Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодушным оком следит за творчеством писателей-земляков, исходя из требований художественного мастерства, неотделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщательно исследовано творчество В. Распутина (кн. «Ответственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск, 1979), а также
A. Зверева, несправедливо обойденного вниманием столичной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,
B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др. После строгого отбора имена иркутян вписывались в общероссийский литературный процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энергия писательского сердца». Ирк., 1988).
Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н. Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжающих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признательность одних, недовольство других.
Большой вклад в литературоведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму литературных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978. Биобиблиографический 2-томник «Литературная Сибирь» (1986; 1988), составителем которого (вместе с В. Волковой) и автором ряда статей выступил этот увлечённый исследователь, охватывает творчество писателей Восточной Сибири от середины ХVII до второй половины ХХ столетия и остаётся на сегодня единственным полным справочником.
Литературный критик П. Забелин брал на себя задачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литературно-критические обзоры («Литературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк., 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собратьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Козлове, Т. Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).
С. Иоффе выпускает две книжки этюдов о поэтах XIX и ХХ вв., популяризируя творчество известных и малоизвестных широкому кругу читателей авторов: И. Аксакова, Ф. Глинки, Н. Крандиевской-Толстой, С. Надсона, А. Твардовского, М. Петрова, Н. Рубцова и др. («Живут стихи». Ирк., 1979; «Стихов мелодия живая». Ирк., 1983).
Сравнительным изучением литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Иркутск из Молдавии. Он исследует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач издаёт в Иркутске книгу «Далече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.
Валентина Семенова
ВМЕСТЕ С БУРЯМИ ВЕКА
Краткий обзор имён и книг к 75-летию
Иркутской писательской организации