Из истории иркутской писательской организации : 1970-е - 1980-е годы

Слева направо, сверху вниз: Чуркин, В. Соколов, Ин. Луговской, В. Козловский, ... , В. Гинкулов, Е. Ячменева, В. Трушкин, ... , Е. Жилкина, В. Стародумов, В. Распутин, С. Китайский, А. Зверев, ... , .
Всплеск литературной волны 60-х в 70-80-е гг. приобретает характер уверенного течения, когда заявки молодых на творчество успешно подтверждаются, прибавляются новые таланты. Иркутская писательская организация входит в число самых сильных в стране. Два имени — Вампилов и Распутин получают мировую известность.
Слава А. Вампилова достигает апогея в первое десятилетие после его гибели: все пьесы с аншлагом идут в столичных театрах, спектакли с именем драматурга-сибиряка на афишах в ГДР и ФРГ, США, Франции, Греции, Англии, Японии и других стран; по пьесам Вампилова снимаются кинофильмы. Культурная общественность постепенно приходит к осознанию, что А. Вампилов — это последний классик ХХ в. в драматургии.
Огромную читательскую аудиторию завоёвывает творчество В. Распутина, его проза и публицистика. Проблемы планетарного масштаба нашли своё отражение в новых повестях писателя: отношения человека и природы в условиях наступления технического прогресса («Прощание с Матёрой», 1976), необходимость сохранения духовно-нравственного опыта поколений, совестливого отношения к жизни («Последний срок», 1970; «Живи и помни», 1974). Знаменитые распутинские старухи как воплощение народной мудрости стали открытием литературы; язык коренных русских сибиряков мастерски преображён в высокохудожественную прозу.
Книги повестей и рассказов Распутина выходят в центральных, республиканских и областных издательствах массовыми тиражами, выдерживают по нескольку изданий, переводятся на многие иностранные языки. По произведениям писателя снимаются кинофильмы.
Всё больше времени занимает и общественная деятельность. Распутин страстно выступает в защиту сибирской природы, озера Байкал, ратует за сохранение исторического Иркутска.
Высокая ответственность писателя за своё слово приносит ему читательское признание и уважение властей: он становится лауреатом Государственной премии СССР, Героем Социалистического Труда.
В 70-80-е гг. на общероссийский уровень выходит творчество довольно большой группы писателей-иркутян. Помимо Иркутска они издаются в других сибирских городах, в Москве и за рубежом. Их вдохновляют главные темы времени: судьба сибирского села, нравственное состояние общества, осмысление исторического прошлого. Преобладает «деревенское» направление, при этом каждый прозаик вносит свой неповторимый опыт и свою манеру письма.
Ярко раскрывается талант А. Зверева. В своих повестях и рассказах он заявляет о себе как писатель-фронтовик («Выздоровление». М., 1982; «Раны». М., 1983) и как писатель-«деревенщик» («Как по синему морю». Ирк., 1984), защитник природы («Лыковцы и лыковские гости», Ирк., 1980). Зверев рисует впечатляющие картины народной жизни, обнаруживая владение сочным, колоритным русским языком. Убедительно, с художественной глубиной исследовал писатель характер сибирского крестьянина в сложнейшее историческое время ХХ в. — с 30-х — коллективизации — по 80-е.
Много и успешно, с обширным тематическим охватом работает Дм. Сергеев. Нравственным потерям на войне посвящена его повесть «Позади фронта». Впервые опубликованная в 1967 г., в 70-е она переиздаётся, привлекая внимание всё большего круга читателей правдивостью, чувством сопереживания героям, ищущим на войне временного счастья. Другие повести и романы — о труде геологов, об историческом прошлом Иркутска, а также фантастические и приключенческие для детей.
Становится писателем Ин. Черемных — благодаря горячему желанию рассказать о друзьях-однополчанах. Его повесть «Разведчики» (Ирк., 1970) автобиографична и предельно правдива.
Надо сказать, обращение к пережитому в прошедшей войне повлекло за собой осмысление и более далекого исторического прошлого.
У А. Зверева в повести «Раны» соединились в судьбе главного героя тяготы фронтовых будней с воспоминаниями о великом переломе — коллективизации, которая отражена писателем с сочувствием к простому сельскому труженику. Подвергает сомнению привычный — со стороны красных — взгляд на Гражданскую войну Ст. Китайский в романе «Поле сражения» (М., 1973), а его повесть «В начале жатвы» (Ирк., 1975) — открытое столкновение двух характеров и через них — двух подходов к устройству деревенской жизни: частного, единоличного хозяйствования, с упорным трудом каждого, конкретными и очевидными результатами и коллективно-колхозного, овеянного романтикой революционных преобразований, с надеждой на общее облегчение от общих усилий, плоды которых больше ожидаемы в буду-щем,чем в настоящем, и личная ответственность размыта. К событиям Гражданской войны обращается также А. Гурулёв в романе «Росстань» (Ирк., 1968) и проблеме очередного эксперимента над селом — укрупнения хозяйств в повести «Чанинга» (Ирк., 1970). Сюда же можно отнести повесть Е. Суворова «Не плачь, ястреб» («Дом на поляне») (Ирк., 1982), в которой тема противостояния частного и коллективного труда на земле раскрыта в более мягкой, лирико-поэтической интонации. Социальной ломке в стране, новому отчуждению народа от власти в начале 30-х гг. посвящен роман Дм. Сергеева «Конный двор» (М., 1984), повествующий о жизни иркутской городской окраины.
Так исподволь иркутские прозаики подходили к пересмотру истории 20 — 30-х гг. в Сибири, особенно судьбы крестьянства, ставшего жертвой социально-политических потрясений ХХ в.
О природе Сибири и её людях, Байкале пишет свои повести и очерки В. Жемчужников («Белая лайка». М., 1981). В разных жанрах работает Г. Пакулов: начинает как поэт, пишет детскую сказку, исторический роман «Варвары» (1976), повести из таёжной и геологической жизни («Глубинка». М., 1981), во всем проявляя себя живописцем.
Книги фантастических повестей издаёт с конца 60-х по 80-е в Иркутске и Москве Б. Лапин («Под счастливой звездой», 1978; «Первый шаг», 1985); о разрушительном для души приспособленчестве размышляет А. Шастин («Человек из поезда», 1981), а Г. Николаев рисует драматичные отношения людей на производстве в книгах «Плеть о двух концах» (Ирк., 1970), «Три опоры» (М., 1974) и др. О тружениках сибирских строек пишет Б. Костюковский,адресуя свои книги молодежи («Судьба друга: повесть о Б. Гайнули-не». М., 1963; «Земные братья». М., 1975); В. Марина находит себя в юмористической прозе («Павильон Раймонды». Ирк., 1987; «Верхотуров против Меломана». Ирк., 1999). Публикует в Москве две приключенческие повести для молодого читателя В. Киселёв; три романа — Л. Огневский. В писательский союз вступает очеркист Л. Шинкарев, известный своими книгами: «Путешествие по острову АЕ» (Новосибирск, 1967), «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет» (Ирк., 1974) и др.
Одним из самых издаваемых в столице иркутян становится Г. Машкин — на его счету более десяти московских книг.