Из истории иркутской писательской организации: 1990-е - 2000-е годы
Категория: Иркутск : История, Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
События 90-х гг. ХХ в. в нашей стране сопоставимы с новой революцией. Реформы, приведшие к распаду Советского Союза и смене государственного строя, оказались разрушительными. Рыночные подходы больно отозвались на культуре; литература была отодвинута на обочину жизни.
Центральные издательства быстро утратили интерес к творчеству современных писателей, выбирая для печати лишь произведения занимательных жанров да те, что были под запретом в советское время. Исчезает Литературный фонд СССР...
Восточно-Сибирское книжное издательство к середине 90-х фактически сняло с себя обязательство выпускать книги иркутских писателей — то, ради чего оно и было создано в 1931 г., а вскоре и совсем свернуло свою деятельность.
Внутри Иркутской писательской организации возникает разлад. Причины носят политический и национально-культурный характер. Непримиримость позиций приводит к выходу из организации к началу 90-х 11 писателей.
Чем-то похожая на московский «Апрель», новая организация оформляется в 1992 г. как Иркутское региональное отделение Союза российских писателей. Этот Союз примыкает к демократическому крылу расколовшейся интеллигенции и возникает в противовес Союзу писателей России, правопреемнику СП РСФСР, стоящему на позициях патриотизма и не отвергающему советского прошлого. Сегодня можно сказать, что здесь остались основные писательские силы.
В новую организацию вошли: А. Шастин (первый ее руководитель), Ю. Самсонов, С. Иоффе, В. Захарова, А. Ко-бенков, Дм. Сергеев, М. Сергеев, Е. Жилкина, В. Марина, Б. Левантовская, В. Трушкин.
В 1992-1995 гг. в неё вступают литераторы, находившиеся на пути в писательский союз, имевшие в большинстве до 1992 г. отдельные книги. Это Ф. Боровский («Здравствуйте, эй!». Ирк., 1987; «Рыжий». М., 1990), А. Просекин («Воспитание по Станишевскому». Ирк., 1988; «Добрый мир». М., 1990), Б. Ротенфельд («Польская кукла». Ирк., 1971; «Земля доброй надежды». Ирк., 1983), Л. Бендер («Барьер высоты». Стихи. Ирк., 1973), О. Корнильцев («События». Ирк., 1982), В. Пла-меневский («Здравствуйте вечно». Стихи. Ирк., 1987; «Попросту: я вас люблю». Стихи. Ирк., 1990), критик В. Камышев, драматург Ю. Князев. Позже приходят В. Шманов, А. Богданов, Т. Андрейко, A. Харитонов, А. Сериков, B. Монахов, А. Карпачев, В. Науменко, В. Тюрин и др. С уходом из жизни представителей старших поколений, к началу 2000-х гг., организация почти полностью обновляется.
Надо сказать, что в это нелёгкое время обе организации понесли множество невосполнимых утрат. За 13 лет, с 1992-го по 2005-й, Иркутск потерял 28 писателей. Жить и работать стало трудно даже тем, кто завоевал в былые годы имя в литературе. Постановление Правительства от 22.04.92, Указ президента Ельцина от 12.11.93 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» были призваны облегчить положение творческой интеллигенции, но выполнялись с трудом. Писатели пытаются сами издавать свои произведения.
При Доме литераторов им. П. П. Петрова открываются негосударственные издательства «Папирус» (Н. Есипенок), «Письмена» (А. Румянцев), Издательский центр журнала «Сибирь» (В. Козлов), затем некоммерческое объединение «Иркутский писатель» (А. Лаптев). Книги выходят на деньги авторов или найденных ими спонсоров, в отдельных случаях — на средства администраций города и области. В основном это то, что было написано раньше и ожидало печатания: Г. Машкин. «Любовь на один сезон», 1994; В. Жемчужников. «Байкальская история». Очерки, 1995; Е. Суворов. «Дом на поляне», 1995 и др.
Гонорары с этого времени не выплачиваются, частично возмещаются книгами, выданными писателю, который не в состоянии заниматься их продажей.
На некоторое время в Доме литераторов находит пристанище детский журнал «Сибирячок» (гл. ред. С. Асламова), учрежденный Восточно-Сибирским книжным издательством (ныне учредитель — Комитет по культуре Иркутской области), позднее — молодёжный «Русская сила» (учредитель — Комитет по делам молодежи администрации Иркутской области, гл. ред. И. Кушелев).
К концу 90-х иркутские писатели постепенно начинают обретать почву под ногами. Благодаря авторитету В. Распутина и энергии ответственного секретаря А. Румянцева, удаётся привлечь внимание властей, а именно, мэра Иркутска, затем губернатора, Б. А. Говорина к нуждам писателей. Через Комитет по культуре приходит финансовая помощь журналу «Сибирь», который (в то время — альманах), покинув базу Восточно-Сибирского книжного издательства в начале 90-х гг., всё больше терял в объёме и регулярности; стали выделяться средства, хоть и ограниченные, на издание книг, командировки по области, а также небольшая прибавка к пенсиям.
Переживая чувство оставленности и государством и читателем, писатели тем не менее продолжают работать.
В. Распутин обретает новое дыхание как художник в рассказах 1995-1999 гг. «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Видение», «Изба» — они о бедах народных постперестроечной России. В центральной журнально-га-зетной прессе (с перепечаткой в местной) идут его острые публицистические статьи, интервью — «Так создадим же движение встречное», «Дни наши тяжкие», «Прозреть и не отступать» и многие другие, в которых писатель отстаивает право русского народа следовать собственному предназначению: сохранять веру предков — Православие, ставить во главу угла духовно-нравственное, а не материальное, выбирать тот экономический строй, что больше соответствует национальному характеру. Продолжается работа над очерковым полотном «Сибирь, Сибирь...» историко-краеведческого характера (М., 1991; 2000). Книга постоянно пополняется новыми главами.
В 2004 г. выходит новая повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» — о самосуде, совершённом женщиной, потерявшей веру в правосудие.
Г. Машкин создаёт романы об освоении Сибири — открытии месторождений нефти и золота («Таинственные Лены берега». Ирк., 1999), пишет также воспоминания о писателях, вместе с которыми вступал на литературную стезю. Одна из главных фигур — А. Вампилов («Стенкой и в одиночку». Ирк., 1998).
A. Байбородин выпускает сборник повестей и рассказов («Воля». Ирк., 1998), книгу очерков о народной культуре («Яко богиню землю нареки». М., 1991), составляет православный календарь («Русский месяцеслов». Ирк., 1998).
Изломанность человеческой судьбы — как отражение неблагополучных обстоятельств времени — предмет внимания прозаика А. Семёнова («Поминай как звали». Ирк., 1999; «Кара небесная. Ирк., 2004). В 2006 г. по первой повести Иркутским тюзом поставлен спектакль.
B. Хайрюзов пишет новые произведения на материале своего опыта работы в последнем Верховном Совете СССР, в том числе об октябрьских событиях 1993 г. Его книги «Плачь, милая, плачь» (1994); «Без меня там пусто» (2004) издаются в Иркутске. По повести «Сербская девойка» здесь же, Театром народной драмы, в 2005 г. поставлен спектакль.
Обострение социальных, семейных проблем в перестроечное время,критический взгляд автора на такое явление, как шестидесятничество минувшего ХХ в., лежат в основе сборника повестей В. Сидоренко «Дело житейское» (Ирк., 2005). Писательница стала также составителем и автором проекта объёмного тома «Пер-восвятитель Иннокентий I (Кульчицкий) епископ Иркутский», посвящённого 200-летию канонизации сибирского святого.
В новой повести В. Нефедьева «Косовский дневник» художник-сибиряк глубоко сочувствует народу Сербии, который стал в начале ХХI в. жертвой агрессии НАТО. Вместе с лирическими зарисовками «Жаворонки» и очерками о байкальских кораблях по весть вошла в книгу «Ледогон» (Ирк., 2005).
Более двух десятилетий отдал работе над романом «Гарь» — о протопопе Аввакуме — Г. Пакулов; прозаиком художественно воспроизведены события церковного раскола на Руси в XVII в. Книга увидела свет в 2006 г. и была положительно воспринята критикой.
С отдельными рассказами о природе и современной жизни в журнале «Сибирь» выступает А. Гурулёв, тема милосердия звучит в коротких рассказах-зарисовках прозаика В. Соколова, автора сборника повестей и рассказов «Зимние жаворонки» (Ирк., 1999). Верен проблемам села Е. Суворов в книге очерков «Мы вернёмся в деревню» (Ирк., 2005).
Некоторые писатели делают шаг в драматургию.
Пьеса Н. Матхановой «Из Америки с любовью» по мотивам достоверной иркутской истории была поставлена на сцене Иркутского драматического театра им. А. П. Охлопкова; дважды театр выезжал в США и получил хорошие отзывы американских зрителей. Спектакль по пьесе В. Жемчужникова «Дорогой Саша...», созданный на основе переписки А. Вампилова и Е. Якушкиной, — на сцене Иркутского тюза, носящего имя драматурга; пьеса П. Забелина «Степан Разин» — на сцене Театра Пилигримов (автор музыки В. Соколов).
Среди поэтов, кажется, и на день не оставляет пера А. Горбунов. В годы новых тягот, выпавших на долю сибиряков с приходом «демократии», лирика в его стихах часто уступает место публицистике, обличению перевертышей в политике, легко поменявших лозунги социализма на рыночные: «Эх, не везёт нам с вождями: купле-продажные лбы». Горбунов выступает в разных жанрах, публикуясь в иркутской газете «Родная земля», журнале «Сибирь», в центральной периодике. С увлечением работает над детскими стихами («Журчинки». Ирк., 2000; «Ключики-замочики». Ирк., 2005). Пишет рассказы, бывальщины, сказки, из них в 2006 г. составилась книга «Серебряное эхо».
Для сборника стихов разных лет «Сторона речная» (Ирк., 2004) характерна поэма с запоминающейся концовкой:
Подекабристили
Друзья-приятели,
Покоммунистили,
Подемократили.
Т. Суровцева пишет о пережитом в дни расстрела Верховного Совета в 1993 г. (в это время она училась в Москве, на Высших литературных курсах), когда «вместо выхода исход нам виделся порой», когда «голос сорвала на этом сквозняке» («Снежные птицы. Ирк., 1999).
О провальном для страны времени, бесприютности в душе — «веры нет ни властям, ни вестям» — многие стихи новой книги Р. Филиппова («Красная сотня». Ирк., 2005).
Среди изданного в эти годы можно назвать сборник стихов и прозы В. Забелло «Осенний пал» (Ирк., 2001) — как свидетельство неутихающей боли писателя за Россию, её «скудеющие нивы», убывающую сибирскую тайгу, отравляемый вредными стоками Байкал.
Корявый лес...
Зубцы замшелых скал.
Ползут дымы
спрессованно, горбато.
Во мгле маячит
призрак комбината.
День опустил
свой колокол в Байкал.
Я стал чужим на отчем берегу.
Но не уплыть мне чайкою на льдине,
Я не могу быть жителем пустыни,
Слепой Байкал я видеть не смогу.
В романе в стихах «Второе крещение» (Ирк., 1997) живописал свою судьбу и судьбу своей семьи, сосланной в Сибирь в 30-е гг., П. Реутский. Привлекла внимание читателей непосредственностью воспоминаний и его «Повесть о Вампилове» в журнале «Сибирь» (2004, № 2).
Историческими, национально-патриотическими исканиями наполнены сборники стихов В. Соколова («Господи, это мы». Ирк., 1995; «Русское лето». Ирк., 2000).
Обширен круг тем у В. Скифа. Его стихи — о большой и малой родине, Байкале, о близких людях и выдающихся современниках.
Нет конца мелькающим картинам...
В последнее десятилетие им выпущено шесть поэтических сборников, среди которых «Над русским перепутьем» (Ирк., 1996 («Сиб. лира); «Золотая пора листопада» (Ирк., 2005) и др. В 90-е — начале 2000-х гг., в новой политической и экономической обстановке, Иркутское отделение СП России заметно пополняется.
В конце 80-х в Иркутск из Улан-Удэ переезжает поэт А. Румянцев, затем прозаик К. Балков, из Алма-Аты — прозаик О. Слободчиков. Членами Писательского союза становятся многолетние литобъединенцы.
К. Балков и А. Румянцев — авторы многих книг, изданных в Бурятии и Москве, принадлежат к поколению пришедших в литературу в конце 60-х. Их писательскую судьбу можно считать успешной, что было оценено в Бурятии званиями и наградами.
В Иркутске К. Балков, разрабатывавший ранее тему деревни и отношений человека с природой, издаёт серию романов по историческим мотивам («Идущие во тьму». Ирк., 1994; «Будда». Ирк., 1995; «За Русью Русь». Ирк., 2000 и др.).
А. Румянцев выпускает книгу об однокурснике и друге — «Александр Вампилов: студенческие годы» (Ирк., 1993). Одним из ее достоинств являются поправки неточностей, допущенных другими авторами в статьях о драматурге. Байкальская тема звучит в сборнике стихов серии «Сибирская лира» «Колодец планеты» (Ирк., 1993). Выходят в свет также сборники поэзии и прозы «Русская звезда» (Ирк., 1996), «Лицом к свету» (Ирк., 2003).
В 1993 г. А. Румянцев становится ответственным секретарём Иркутской организации СП России, а после 2001 г., когда на этот пост был избран А. Лаптев, выходит из неё и создаёт новую, Иркутскую областную писательскую организацию, возглавив её. Кроме А. Румянцева, сюда вошли: прозаики К. Балков, Ю. Балков, Б. Лапин, поэт В. Соколов, позже — поэт И. Новокрещенных, сказочница С. Волкова.
О. Слободчиков предстал перед иркутским читателем как приверженец жанра исторического романа — его «Заморская Русь» (Ирк., 2000) повествует о продвижении русских на восток в XVII в.
Приток молодых сил в последнее десятилетие невелик. Из 29 вступивших в Союз только пятеро в возрасте 34-40 лет — остальные старше. Очевидно падение престижа писательской профессии.
Среди вновь прибывших поэты: Б. Архипкин — искренне уверенный, что «звук родится в недрах тишины», «падение рассчитано на взлёт» и «как было России — так будет Америке»; А. Змиевский — для которого «нет ничего души дороже»; Т. Миронова— обратившая строки нежности к самым близким людям — любимому, детям: «Мне женой твоей больше века быть...»; В. Корнилов — «навек командированный в Сибирь», Н. Кудашкина — подметившая: «Как первый снег похож на снег последний»; С. Эпов — он находит наше положение таковым: «Мы живём в промежутке довольно странном: не впадая в отчаяние, но и не имея веры»; Г. Аксаментов — с его преодолением «онемения души», А. Обухов — жизнерадостно призывающий: «Ломись, весна, в окно — ломись!»; С. Корбут — наконец не выдержавший: «Как долго я молчал, давая всем другим возможность говорить!»; А. Никифоров — со стихами о брошенной ленской деревне, полными смятения: «До заимки добрался огонь мирового пожара»; Н. Вяткин — способный сквозь житейские напасти, «в радуге слёз», разглядеть мгновенья счастья; В.Горчаков — делающий зарисовки рабочих буден; Т. Ясникова — ей близка «пучина умственной стихии»; Г. Гайда — обронивший как бы между прочим: «Каемся со страхом, да грешим без страха...»; А.Столяревский — с его короткими нерифмованными стихами о том, что «дорога туда и обратно — две разных дороги».
Надо заметить, новые, так называемые рыночные времена не привели иркутских писателей на пути лёгкого жанра — детектива, фэнтези и проч. Даже напротив. А. Лаптев, например, начинавший как фантаст, всё больше уходит в социальную тематику (пов. «Как я работал охранником». Ирк., 2004); остро-социален В. Карнаухов, неравнодушный к правоохранительной теме в публицистике и прозе, В. Максимов завоёвывает симпатии молодых читателей повестями о чистой юношеской любви. А. Попов, посвятив несколько повестей молодому, мечущемуся герою, задумывается об историческом прошлом Сибири; Н. Зарубин в одном из рассказов сборника «Послужи земле» (Ирк., 2000) описывает возвращение народа к вере предков — Православию; В. Соин повествует о судьбах жителей Приленья.
Прозаики старшего поколения, вступившие в Союз писателей в 90-е, верны теме сибирской деревни, её трудных военных и послевоенных лет: Г. Замаратский в повести «Приглашение в память» (Ирк., 2005), В. Рудых в повести «Сытая осень» (Ирк., 1991). В. Гинкулов выказывает склонность к природным зарисовкам, жизнеописательным повествованиям («Живи, тайга!» Ирк., 2006).
Валентина Семенова
ВМЕСТЕ С БУРЯМИ ВЕКА
Краткий обзор имён и книг к 75-летию
Иркутской писательской организации