К 45-летию усольского «Электроавтотранса». Начало эры городского транспорта
Категория: Усолье-Сибирское : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Первый легковой автомобиль в Усолье появился в начале 30-ых годов в распоряжении изыскателей и руководителей строительства химзавода, а в 1936 году - первый грузовик. В 1947 году открылся автобусный маршрут «Поселок Вакуумный - станция Ангара», а спустя два года организовалась автобаза. В 60-ых годах доставку рабочих на химкомбинат и дальше до каменного карьера осуществлял паровоз с несколькими вагонами. В народе его панибратски называли «Яшкой». Железнодорожная ветка проходила по улице Степана Разина, будущему Комсомольскому проспекту.
В январе 1961 года руководители химического комплекса и города обратились в Совнархоз и Министерство химической промышленности с предложением о развитии внутригородского транспорта, и в июне 1961 года было принято решение о прокладке трамвайной линии, связывающей железнодорожный вокзал с химкомбинатом. К работе приступили проектировщики, а затем и строители.
За год коллектив управления № 5 треста «Востоктяжстрой» уложил 2850 метров полотна. Пути от химкомбината дошли до улицы Менделеева, и строительство остановилось, начались неувязки с проектной документацией по прокладке трамвайной линии в черте города по тяговым подстанциям. Финансовые средства в размере 400 тысяч рублей на год были освоены лишь наполовину из-за отсутствия стройматериалов, рельсов, опор, контактного провода.
Возникли проблемы и со строительством трамвайного депо. Вариант размещения его в районе железнодорожной станции, до которой требовалось проложить шесть километров трамвайной линии, не позволял снять напряженность с доставкой на химкомбинат рабочих и служащих, а также строителей треста «Востоктяжстрой». Второй вариант - построить депо в районе 24 квартала - блокировала санитарная служба. Нужно было искать выход.
Пятого апреля 1963 года исполком городского Совета депутатов трудящихся принял решение «О строительстве первой очереди трамвая в 1963 году». Учитывая резко возросший объем перевозок рабочих и служащих химкомбината, треста «Востоктяжстрой» и других организаций, занятых на строительстве, а также то обстоятельство, что осуществление проекта в полном объеме займет длительный период времени, горисполком утвердил объем работ по строительству первой очереди: трамвайный путь от химкомбината до улицы Ленина; по улице Ленина до Московского тракта; одну тяговую подстанцию в районе химкомбината; одно крыло трамвайного депо с минимальным количеством подъездных путей.
И самое главное, решено было перенести трамвайное депо из еще только проектируемого Привокзального района на 26 квартал. Вопреки всему до конца месяца химкомбинат должен был выдать документацию по привязке трамвайного депо, а в июле проект на трамвайный путь.
Строительство трамвайного пути первой очереди усиленными темпами началось во втором квартале 1963 года.
За ходом строительства был установлен строгий общественный контроль. Работы велись ускоренными темпами, возводимые депо и прокладка трамвайного пути были объявлены общегородской стройкой. Вот что писала тогда газета «Ленинский путь».
Но в срок строители не уложились. И для этого были причины. Вмешался Госстрой СССР, который выдал заключение о том, что размещение трамвайного депо в 26 квартале нецелесообразно: «...так как наличие последнего ухудшает организацию застройки жилого микрорайона и санитарно-гигиенические условия проживающего населения вследствие шума, возникающего от движения трамвая. Трамвайный парк следует разместить в соответствии с генпланом города в Привокзальной районе». Но Привокзальный район на 240 тысяч квадратных метров жилья предстояло еще только начать строить. Не было никаких инженерных коммуникаций - канализационного коллектора, водоводов, магистральной теплотрассы, автомобильной дороги, высоковольтной линии электропередач. Какой уж там трамвай! Поэтому на заключении Госстроя СССР заместитель директора Усольского химкомбината тов. Пахомов пишет свое особое мнение: «Расположение трамвайного депо в квартале 26, согласованное с облисполкомом и санэпидстанцией, вызвано необходимостью в кратчайшие строки решить вопрос перевозки рабочих на площадку химкомбината. Расположение депо на расстоянии 100 метров от жилых домов исключает какое-либо осложнение в организации отдыха и исключает шумы. Депо необходимо оставить на 26 квартале».
Госстрой СССР весь 1963 год настаивал на «включении пункта о необходимости форсирования строительства инженерных коммуникаций и трамвая в Привокзальном районе города». И тем не менее, строительство утвержденной первой очереди продолжалось. Основные работы вело строительно-монтажное управление № 5 треста «Востоктяжстрой», возглавляемое А.Мурашевым. Регулярно выполняли и перевыполняли план бригады тов. Орленко и тов. Окроперидзе.
Строительство трамвайного депо вел участок СМУ-1 под руководством А.Катышева. Все работы планировалось выполнить в октябре 1965 года, но подводил завод ЖБИ с поставкой железобетонных конструкций: колонн, панелей, плит и ферм перекрытия. В итоге по состоянию на 23 января 1965 года не было освоено и половины отпущенных средств. Вопрос о движении трамвая неоднократно обсуждался в горисполкоме. Вторая сессия городского Совета депутатов трудящихся отметила: «Тревожит и строительство трамвайной линии. В тресте «Востоктяжстрой» (управляющий тов. Гришин) не принимают действенных мер по ее форсированию. На трассе затишье. Строителям должны оказать помощь и трудящиеся города. В ближайшее время горисполком разработает мероприятия такой помощи, да и коллектив треста не должен упускать дорогого времени».
На строительство трамвайного депо были направлены две бригады 15-го управления: монтажников Э.Патрушева и каменщиков М.Маслия, которым пришлось форсировать отставание, допущенное их предшественниками из СУ-1, в сложных условиях недостатка строительных материалов и техники. Параллельно шло строительство посадочного павильона и разворотного кольца на улице Загородной. Но срок сдачи первой очереди трамвая - август 1965 года - уже и так неоднократно скорректированный, приближался.
26 июня бюро горкома партии строго указало на низкие темпы сооружения комплекса трамвайного хозяйства управляющему трестом «ВТС» тов. Гришину, представителю заказчика - тов. Зугеру и обязало парткомы трестов «ВТС» и «ВЖПС» взять под неослабный партийный контроль ход строительства трамвайных путей и депо. Но партийное внимание, не подкрепленное организаторской работой, не дало результата.
А.Ильинский, В.Скороход
Газета «Усольские новости» № 6 (904) от 9 февраля 2012