Город Усолье-Сибирское Иркутской области
Город Усолье-Сибирское занимает площадь – 7,4 тыс.гектаров, из них 28% - земли природоохранного назначения. Численность населения города Усолье-Сибирское составляет на 01.01.2007 г. – 86,04 тыс. человек

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Новости, статьи

К 45-летию усольского «Электроавтотранса». Начало эры городского транспорта

Первый трамвай на улицах Усолья

Первый легковой автомобиль в Усо­лье появился в начале 30-ых годов в распоряжении изыскателей и руково­дителей строительства химзавода, а в 1936 году - первый грузовик. В 1947 году открылся автобусный маршрут «Поселок Вакуумный - станция Анга­ра», а спустя два года организовалась автобаза. В 60-ых годах доставку ра­бочих на химкомбинат и дальше до ка­менного карьера осуществлял паровоз с несколькими вагонами. В народе его панибратски называли «Яшкой». Же­лезнодорожная ветка проходила по улице Степана Разина, будущему Ком­сомольскому проспекту.

В январе 1961 года руководители химического комплекса и города об­ратились в Совнархоз и Министерство химической промышленности с пред­ложением о развитии внутригородско­го транспорта, и в июне 1961 года было принято решение о прокладке трамвайной линии, связывающей же­лезнодорожный вокзал с химкомбина­том. К работе приступили проектиров­щики, а затем и строители.

За год коллектив управления № 5 треста «Востоктяжстрой» уложил 2850 метров полотна. Пути от химкомбина­та дошли до улицы Менделеева, и строительство остановилось, начались неувязки с проектной документацией по прокладке трамвайной линии в чер­те города по тяговым подстанциям. Финансовые средства в размере 400 тысяч рублей на год были освоены лишь наполовину из-за отсутствия стройматериалов, рельсов, опор, кон­тактного провода.

Возникли проблемы и со строи­тельством трамвайного депо. Вариант размещения его в районе железнодо­рожной станции, до которой требова­лось проложить шесть километров трамвайной линии, не позволял снять напряженность с доставкой на хим­комбинат рабочих и служащих, а так­же строителей треста «Востоктяжст­рой». Второй вариант - построить депо в районе 24 квартала - блокировала санитарная служба. Нужно было искать выход.

Пятого апреля 1963 года исполком городского Совета депутатов трудя­щихся принял решение «О строитель­стве первой очереди трамвая в 1963 году». Учитывая резко возросший объем перевозок рабочих и служащих химкомбината, треста «Востоктяжст­рой» и других организаций, занятых на строительстве, а также то обстоятель­ство, что осуществление проекта в полном объеме займет длительный пе­риод времени, горисполком утвердил объем работ по строительству первой очереди: трамвайный путь от химком­бината до улицы Ленина; по улице Ле­нина до Московского тракта; одну тя­говую подстанцию в районе химком­бината; одно крыло трамвайного депо с минимальным количеством подъез­дных путей.

И самое главное, решено было пе­ренести трамвайное депо из еще толь­ко проектируемого Привокзального района на 26 квартал. Вопреки всему до конца месяца химкомбинат должен был выдать документацию по привяз­ке трамвайного депо, а в июле проект на трамвайный путь.

Строительство трамвайного пути первой очереди усиленными темпами началось во втором квартале 1963 года.

За ходом строительства был уста­новлен строгий общественный конт­роль. Работы велись ускоренными темпами, возводимые депо и проклад­ка трамвайного пути были объявлены общегородской стройкой. Вот что пи­сала тогда газета «Ленинский путь».

Но в срок строители не уложились. И для этого были причины. Вмешался Госстрой СССР, который выдал заклю­чение о том, что размещение трамвай­ного депо в 26 квартале нецелесооб­разно: «...так как наличие последнего ухудшает организацию застройки жи­лого микрорайона и санитарно-гиги­енические условия проживающего на­селения вследствие шума, возникаю­щего от движения трамвая. Трамвай­ный парк следует разместить в соот­ветствии с генпланом города в При­вокзальной районе». Но Привокзаль­ный район на 240 тысяч квадратных метров жилья предстояло еще только начать строить. Не было никаких ин­женерных коммуникаций - канализаци­онного коллектора, водоводов, магис­тральной теплотрассы, автомобильной дороги, высоковольтной линии элект­ропередач. Какой уж там трамвай! По­этому на заключении Госстроя СССР заместитель директора Усольского химкомбината тов. Пахомов пишет свое особое мнение: «Расположение трамвайного депо в квартале 26, со­гласованное с облисполкомом и са­нэпидстанцией, вызвано необходимо­стью в кратчайшие строки решить воп­рос перевозки рабочих на площадку химкомбината. Расположение депо на расстоянии 100 метров от жилых до­мов исключает какое-либо осложнение в организации отдыха и исключает шумы. Депо необходимо оставить на 26 квартале».

Госстрой СССР весь 1963 год на­стаивал на «включении пункта о необ­ходимости форсирования строитель­ства инженерных коммуникаций и трамвая в Привокзальном районе го­рода». И тем не менее, строительство утвержденной первой очереди про­должалось. Основные работы вело строительно-монтажное управление № 5 треста «Востоктяжстрой», возглавля­емое А.Мурашевым. Регулярно выпол­няли и перевыполняли план бригады тов. Орленко и тов. Окроперидзе.

Строительство трамвайного депо вел участок СМУ-1 под руководством А.Катышева. Все работы планирова­лось выполнить в октябре 1965 года, но подводил завод ЖБИ с поставкой железобетонных конструкций: колонн, панелей, плит и ферм перекрытия. В итоге по состоянию на 23 января 1965 года не было освоено и половины от­пущенных средств. Вопрос о движе­нии трамвая неоднократно обсуждал­ся в горисполкоме. Вторая сессия го­родского Совета депутатов трудящих­ся отметила: «Тревожит и строитель­ство трамвайной линии. В тресте «Во­стоктяжстрой» (управляющий тов. Гри­шин) не принимают действенных мер по ее форсированию. На трассе зати­шье. Строителям должны оказать по­мощь и трудящиеся города. В ближай­шее время горисполком разработает мероприятия такой помощи, да и кол­лектив треста не должен упускать до­рогого времени».

На строительство трамвайного депо были направлены две бригады 15-го управления: монтажников Э.Патруше­ва и каменщиков М.Маслия, которым пришлось форсировать отставание, до­пущенное их предшественниками из СУ-1, в сложных условиях недостатка строительных материалов и техники. Параллельно шло строительство поса­дочного павильона и разворотного кольца на улице Загородной. Но срок сдачи первой очереди трамвая - ав­густ 1965 года - уже и так неоднок­ратно скорректированный, приближал­ся.

26 июня бюро горкома партии стро­го указало на низкие темпы сооруже­ния комплекса трамвайного хозяйства управляющему трестом «ВТС» тов. Гришину, представителю заказчика - тов. Зугеру и обязало парткомы трес­тов «ВТС» и «ВЖПС» взять под нео­слабный партийный контроль ход строительства трамвайных путей и депо. Но партийное внимание, не под­крепленное организаторской работой, не дало результата.

 

А.Ильинский, В.Скороход

Газета «Усольские новости» № 6 (904) от 9 февраля 2012

Усольские новости

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 



Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved