Аларский район - один из бывших районов Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа (УОБАО).

Статьи

Столыпинские переселенцы в истории Аларского района

История, этнография, архитектура переселенческих сел периода столыпинской реформы: материалы научно-практической конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области. Иркутск, 2011.

Обстановка в России в начале ХХ в. была сложной и напряженной. Постоянные забастовки, волнения рабочих, сложная экономическая си­туация свидетельствовали о необходимости срочных мер и ряда реформ. Центральное место во внутренней политике России занимал аграрный вопрос. В его решении большую роль сыграл П.А. Столыпин, ставший инициатором проведения аграрной реформы, названной впоследствии столыпинской.

Правительство стремилось направить энергию крестьян из поли­тической сферы в экономическую, отправить самых беспокойных из них осваивать Сибирь. Учитывалась и необходимость освоения экономиче­ски перспективной, но слабозаселенной Сибири, к тому же в центральной России был уже земельный голод.

Переселенческая политика была явлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности, ни земельного голода в деревнях европейской части страны. Несмотря на большие наделы, предоставляе­мые в Сибири, денежное пособие переселенцам, освобождение мужчин от воинской повинности, предоставление транспорта, решились уехать из центральной России лишь 3 млн человек, 500 тыс. из них вскоре верну­лись.

Однако сельское хозяйство в начале века добилось огромных успе­хов, а Сибирь в 1913 г. дала 90 % экспортного масла России, началась конкуренция хозяйств различных типов собственности, что дало толчок для развития аграрного сектора страны.

После окончания революции 1905 г., когда выяснилось, что прирез­ки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились в Сибирь. За 1906-1916 гг. в Сибирь уехало 3 млн человек. В основном это были крепкие молодые люди. Они принесли много пользы краю. Были распаханы лежавшие впусте земли, появились новые города и деревни. Большинство переселенцев сумело устроиться на новом месте, завести хозяйство более прочное, чем на родине.

Но не всех встречала удача. Трудно приходилось тем, кто получал участок в лесных и заболоченных местностях. Многие переселенцы, рас­тратив силы в борьбе с природой и жизненными обстоятельствами, воз­вращались в родные места, где у них уже не было ни надела, ни дома. Поток обратных переселенцев возрос в 1910 г.

Столыпин сам совершил поездку в Сибирь. Многое увидел, осознал. У него возник грандиозный замысел приватизации сибирских земель. По его инициативе был начат пересмотр законодательства о переселенцах. Столыпин говорил, что «главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». Он счи­тал, что «Сибирь — страна сырья и вывоза, развивать промышленность в ней не выгодно. Наша экономическая политика в Сибири должна быть основана на признании той истины, что Сибири еще много лет предстоит быть страной, главным образом, сельскохозяйственной, добывающей и поставляющей на мировой рынок сырье».

Сельское хозяйство Сибири переживало процесс усиления моно­полизации. Большинство переселенцев осталось в Западной Сибири, но часть их добралась до Иркутской губернии. С 1906 по 1914 г. пересели­лось более 100 тыс. человек. Переселенцы своим упорным трудом об­живали, осваивали новые земли, овладевали ремеслами и промыслами коренного населения, привносили в быт и нравы осваиваемых террито­рий свою культуру.

В переселенческие годы много семей приехали в Аларский район и остались здесь. Устроились, обжились, дали потомство.

В 1910 г. из Харьковской губернии приехало 10 семей переселен­цев на совершенно безлюдное место, где в настоящее время находится с. Иваническ. Главный интерес переселенцев был в том, что на новом месте они получали по 12 десятин земли на каждого мужчину, освобож­дение от налогов на время, подъемные, и это все давало государство. Интенсивное заселение и основание сел Иваническ, Ключи, Отрадное прошло в начале ХХ в. За ХХ в. сменилось четыре поколения. Сохра­нились у правнуков первопоселенцев добрые отзывы их предков о под­держке их местным населением. Жители бурятских улусов помогали одеждой, обувью, продавали юрты, муку, мясо, давали возможность ра­ботать с землей, продавали в рассрочку лошадей, коров, овец.

Из воспоминаний старожилов д. Отрадный мы узнали, что дерев­ня приняла два семейства переселенцев — Иосифа Ткаченко и Петра Губко. Первоначальное название колхоза было «Бедняк». В 1930-х гг. он стал называться «Сталино». Первым председателем был Александр Иосифович Ткаченко. После войны колхоз стал состоять из трех бригад и соединился с Киркеем. Бригадиром проработал 30 лет Михаил Иосифо­вич Ткаченко.

Основателями д. Ключи были буряты, которые жили там с 1900 г., а может и раньше. В деревне имелись своя кузница, колодец, жители занимались скотоводством. По одну сторону Ключевского тракта земля принадлежала бурятам, по другую сторону разрешили селиться рус­ским. В 1909 г. в Ключи из Украины приехал Арсентий Гаврилович Чер-венко.

В 1912 г. приехал из Белоруссии Андрей Антонович Ланкович с семьей. В 1927 г. приехали спецпереселенцы: Егины, Бариновы, Фомичевы, Быстровы. В 1930-х гг. организовали коллективное хозяйство.

Заселение д. Слава, что находилась в 18 км от центральной усадь­бы коммуны «Идеал», произошло в 1908 г. Приехали сюда переселенцы из Харьковской области. Земляные наделы были небольшие, всего по несколько десятин. А семьи Безымянных, Корняк, Телегиных прибыли из Воронежской области. Через два года из Курской области приеха­ла семья Василия Толстова, а также братья Реутовы (Илларион, Алек­сей, Егор, Никита). С большими трудностями обживались переселенцы. Строили дома, надворные постройки, заводили скот. Жили единолич­ными хозяйствами. Некоторые мужчины на зиму уходили в город на за­работки.

Уже к 1930 г. в деревне было 43 дома, а в 1932 г. организовали кол­хоз «Красная Слава». Он имел около 400 га земли, обобществили скот, землю. Но и в личных хозяйствах оставили по корове, теленку, несколько овец, а также кур, свиней.

Первым председателем был посланец партии Е.С. Матвеев. Строи­ли амбары, конные дворы. В колхозе было 12 семей. Остальные жили единолично. Зато через год в колхоз добровольно вступили все жители ближней Красной Куйты. И снова сеяли, пахали. Урожаи были богатые, 25-30 ц зерна с гектара при полном отсутствии механизмов и тракторов. Из пшеницы мололи муку и пекли вкусный хлеб. К тому времени в кол­хозе был табун лошадей в сто голов. В 1935 г. своими силами построили клуб, школу, магазин, в 1936 г. получили два трактора, конные косилки, жатки. Работать стало легче и интереснее. Звезда былой Славы закати­лась в 1970-х гг., когда деревня попала в разряд неперспективных. За­крыли школу, магазин. Семьи стали покидать деревню. Разъехались кто куда. Потомки столыпинских переселенцев сами стали переселенцами. И с теми накрест перехлестнутыми досками на окнах своих изб закрыли люди историю Славы.

Изучая историю д. Бурятск, школьники обращались к старожилам деревни и в архив Аларского района, Государственный архив Иркутской области. В результате мы имеем историю д. Волынск, позже переимено­ванную в Бурятск.

В 1911 г. на разведку и обживание новых земель были отправле­ны первые ходоки, которые осмотрели местность и признали ее годной для проживания и занятий земледелием. Таким образом была основана д. Ново-Волынск, названная в честь губернии, откуда прибыли пересе­ленцы. Переехавшие в основном были из Улучного уезда Волынской гу­бернии.

Впоследствии деревню стали называть Бурятск, так как вокруг нее были земли, принадлежавшие бурятам и называвшиеся бурятскими. От­сюда пошло название, хотя школа до сих пор называется «Волынская начальная школа».

В 1912 г. было построено две улицы, поставлена мельница, рас­паханы наделы земли. В первую очередь в новых селах строили цер­ковь, но жители Волынского на сходе решили построить школу, и в 1914 г. Волынская начальная школа начала обучать детей. Школа в Волынске прожила все этапы истории своей большой родины. Пер­вой учительницей этой школы была Прогачевская Софья Андреевна — дочь попа.

В Волынской школе с целью возрождения украинской культуры и приобщения детей к изучению истории народных традиций, культуры и быта создан Украинско-славянский общественно-культурный центр.

Интересна история возникновения поселения Маниловск.

По документам, представленным Государственным архивом Ир­кутской области, значится: переселенческий участок Маниловский об­разован в 1910 г. Землеотвод утвержден 25 января 1911 г. Заселение произошло не позднее 1912 г. Сельское общество Маниловское на пере­селенческом участке Маниловский образовано в октябре 1913 г. Данные были получены по запросу руководителя краеведческого кружка, учителя истории Альбины Васильевны Мироновой. Непосредственно архивные данные найдены сотрудницей областного архива Л.И. Шрайнер (Петро­вой), бывшей жительницей с. Маниловск.

По решению российского правительства в Иркутской губернии, как и в других сибирских губерниях, работали поземельно-устроительные партии, которые изыскивали земли, пригодные для переселенцев из Рос­сии.

Участок Маниловский определен Верхоленской поземельно-устроительной партией, и его полное описание было передано на утверж­дение заведующему переселением в Иркутской губернии. В описании значилось, что участок Маниловский волнистый, лесного характера, по­чва суглинистая, много готовых пашен, покосов, есть дорога, обеспечен водой — ручей Кулуруй. От уездного города Балаганска находится в 40 верстах, от волостного правления в с. Залари — в 27 верстах, от церкви в с. Кутулик — в 19 верстах, от школы, от почтового отделения, от ближай­шего населенного пункта и от врачебного или фельдшерского пункта в с. Кутулик — в 19 верстах.

Участок был готов принять переселенцев, и первые ходоки (4 чело­века) прибыли летом 1911 г. Место им понравилось. Они остались зимо­вать. Приютили их в первую зиму в своих жилищах — юртах коренные жители Сибири — буряты. Их селение находилось между современным Маниловском и Шаховским и называлось Кулуруй. Зимой переселенцы готовили строительный лес для будущих семейных домов. Все мужчины были семейными, а приехали они из нынешней Ленинградской области, Капшинского района, Лукинского сельсовета, из деревень Шигало и Вялг-озеро.

Приехавшие — Лаврентий Иванов, Захар Александров, Гаврила Мастеров (были в родстве между собой) и Ефим Федотов. По националь­ности они все были вепсы.

Весной 1912 г. они съездили в Россию за семьями. Гаврила и Алек­сандра Мастеровы привезли шесть сыновей и двух дочерей: Василия, Тита, Артема, Николая, Антона, Семена, Марию, Ирину. До сих пор в селе стоят дома Василия, Николая, Тита и Артема.

Захар и Матрена Александровы привезли 6 детей: Василия, Марфу, Наталью, Петра, Артема, Евдокию.

Лаврентий Иванович и Мария Андреевна Ивановы привезли 7 де­тей: Евдокию, Марию, Татьяну, Анастасию, Степана, Василия, Николая.

Ефим Федотов приехал с сыновьями Иваном и Ермолаем.

Захар Александров и Ефим Федотов построили один дом на две семьи. Это был первый дом в поселении. Печка топилась «по-черному». Через несколько лет каждая семья отстроила себе отдельные дома.

Вслед за членами этих семей потянулись в Сибирь их родственники и знакомые. Приехали: Щукины, Васильевы —два брата с семьями, Мощинковы, они все вместе с детьми поселились в д. Маниловск. Селились в одном краю, который до сих пор носит название «Чухарский край». Так началась жизнь переселенцев на Аларской земле.

Приехали также семьи Захаровых, Игнатьевых, Степановых. Соро­кины и Ильины — русские, тоже приехали из тех мест, что и вепсы.

Селение пополнялось новыми переселенцами из центральной Рос­сии — Мордовии, Тамбова, Твери, которые селились в полукилометре от вепсов. За десять лет поселение срослось в одну деревню, которая представляла собой одну длинную улицу, но условно была поделена на три части: при въезде в деревню (со стороны Московского тракта) — Чу­харский край, Середина, Байкал.

Сначала жили единолично. Все обзавелись хозяйством, скотом, птицей, лошадьми. Осваивали земли. Работали много: в больших коли­чествах сажали картошку, брюкву, репу. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, горох. Сеяли также лен, который хорошо рос в Сибири. Женщины умели за ним ухаживать и делать из него пряжу и ткани. У всех в домах были ткацкие станки. Ткали зимними вечерами полотно на меш­ки, простыни, скатерти, полотенца, пологи, на одежду. Ткали дорожки на пол — половики. Этим ремеслом и сейчас некоторые женщины занима­ются. Изделия украшали вышивкой. Нити и ткани отбеливали и окраши­вали в разные цвета, в основном красный, синий, зеленый, бордовый и черный.

Пряли овечью шерсть, ткали шерстяные ткани, шили мужские и жен­ские костюмы, кафтаны, платья. Сами выделывали овечьи шкуры и шили из них зимнюю одежду. Из шкур крупного рогатого скота шили обувь.

Во все стороны жизни привносили переселенцы свой колорит, свою культуру.

С 1930 г. начали образовываться колхозы. Не обошли деревню раскулачивание и репрессии. Попали в опалу и столыпинские переселенцы: Мастеровы Тит, Антон, Артем.

В годы Великой Отечественной войны в списках стояли фамилии переселенцев. Все вехи истории России пережила д. Маниловск, а вме­сте с ней и потомки столыпинских переселенцев. Берегли, сохраняли, не давали угаснуть частичке далекой, малой родины, своей самобытности. Сохраняли культуру своего народа, плавно перенимая традиции корен­ных народов Аларского района.

В историю района крепко вплетена нить вепсов. На Мардае прожи­вают династии вепсов: Гордичевы, Аншуковы, Федоровы. Народ работя­щий, отличные плотники, столяры, животноводы, хлеборобы и художники. Потомки переселенцев, людей смелых, отважных, людей, сохранивших свою культуру.

Четыре деревни — Мардай, Высотский, Мягчи нский, Жизневск — заселились почти одними вепсами. В Иваническе сейчас живут А.С. Улья­нов и К.В. Новосельченко. В Мардае 13 домов, здесь остались династии М.И. Крылова, в Высотском — Н.А. Смирнова, Г.И. Аншукова. Близкие их родственники проживают в Карелии, Петрозаводске, Межозерье, Во­логде.

В нашем районе проживают представители более 20 национально­стей. И все стараются сберечь свои традиции, самобытность, те крупицы культуры, которые еще сохранились в памяти людской, привнося все луч­шее в жизнь района.

Династия Захара Александрова из с. Маниловск насчитывает почти 100 человек, многие имеют высшее и специальное образование, награж­дены орденами и медалями.

Большая семья Воротыновых из Маниловска прославила наш Алар-ский район в 2008 г., победив в отборочном областном конкурсе «Семья в новом веке».

Надежда Ивановна Воротынова отдала в дар музею предметы быта, кухни, старинной утвари, выполненные руками дедов.

Расскажем еще об одном удивительном человеке, художнике, ста­рателе Александре Сергеевиче Ульянове. Родители его в наш район как переселенцы приехали вместе с теми, кто выезжал в Сибирь из цен­тральных губерний Российской империи. Поселились на речке Мардай, стали валить лес, распахивать целину. Обжились. Пустили корни. Жили как все, старались сохранить память о своей национальности, выучить языку сына. Удалось.

Александр Сергеевич пишет картины, очерки, а главное, подвиж­ник он, чуткий учитель для подрастающего поколения, мудрый человек. Ведь это благодаря ему вепсы Аларского района стали часто встречать­ся, о них узнали в области, округе, в Санкт-Петербурге, Карелии. Сумел Александр Сергеевич проявить волю, терпение, а главное — дал веру людям в то, что доброе дело и мертвый родник оживит. Так и случилось на Мардае. Поставив поклонный крест у засохших источников, Алек­сандр Сергеевич возродил их, теперь там бьют подземные ключи. И что бы ни делал он, все у него получается, все идет как по маслу. Благо­даря вере и поддержке своих предков, потому что не позабыл он своих корней.

Можно еще много и долго говорить о том, что значат наши предки в истории Аларского района. Как бы ни складывалась ситуация в нашей стране, какие бы события ни происходили, мы, жители Алари, растим хлеб, воспитываем детей и творчески подходим к делу, сохраняя все луч­шее для потомков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в ХХ веке: материалы межре­гион, науч.-практ. конф. Иркутск: Ирк. обл. типография № 1, 2002. 284 с.
  2. Ковшаров А. Божии источники: [Об А.С. Ульянове, подвижнике, удивительном человеке из д. Мардай Аларского района] // Аларь. 2006. 13 апр. С. 2.
  3. Ковшаров А. Древо жизни: [О вепсском празднике в с. Иваническ Аларского района]//Аларь. 2003. 9 дек. С. 6-7, фото.
  4. Ковшаров А. Красная Слава: [Об истории деревни Слава Алар­ского района] // По заветам Ленина. 1990. 7 нояб. С. 3.
  5. Миронова А., Богута Н. История возникновения поселения Маниловск. Маниловск, 2002. 9 с.
  6. Резь С. Волынской школе — 30 лет // Аларь. 1999. 3 нояб. С. 2.

 

Елена Васильевна Михайленко,
зав
. сектором краеведения
Межпоселенческой
центральной
библиотеки
-музея им. А. Вампилова,
Аларский
район

Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы