Столыпинские переселенцы в истории Аларского района
Категория: Аларский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
История, этнография, архитектура переселенческих сел периода столыпинской реформы: материалы научно-практической конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области. Иркутск, 2011.
Обстановка в России в начале ХХ в. была сложной и напряженной. Постоянные забастовки, волнения рабочих, сложная экономическая ситуация свидетельствовали о необходимости срочных мер и ряда реформ. Центральное место во внутренней политике России занимал аграрный вопрос. В его решении большую роль сыграл П.А. Столыпин, ставший инициатором проведения аграрной реформы, названной впоследствии столыпинской.
Правительство стремилось направить энергию крестьян из политической сферы в экономическую, отправить самых беспокойных из них осваивать Сибирь. Учитывалась и необходимость освоения экономически перспективной, но слабозаселенной Сибири, к тому же в центральной России был уже земельный голод.
Переселенческая политика была явлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности, ни земельного голода в деревнях европейской части страны. Несмотря на большие наделы, предоставляемые в Сибири, денежное пособие переселенцам, освобождение мужчин от воинской повинности, предоставление транспорта, решились уехать из центральной России лишь 3 млн человек, 500 тыс. из них вскоре вернулись.
Однако сельское хозяйство в начале века добилось огромных успехов, а Сибирь в 1913 г. дала 90 % экспортного масла России, началась конкуренция хозяйств различных типов собственности, что дало толчок для развития аграрного сектора страны.
После окончания революции 1905 г., когда выяснилось, что прирезки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились в Сибирь. За 1906-1916 гг. в Сибирь уехало 3 млн человек. В основном это были крепкие молодые люди. Они принесли много пользы краю. Были распаханы лежавшие впусте земли, появились новые города и деревни. Большинство переселенцев сумело устроиться на новом месте, завести хозяйство более прочное, чем на родине.
Но не всех встречала удача. Трудно приходилось тем, кто получал участок в лесных и заболоченных местностях. Многие переселенцы, растратив силы в борьбе с природой и жизненными обстоятельствами, возвращались в родные места, где у них уже не было ни надела, ни дома. Поток обратных переселенцев возрос в 1910 г.
Столыпин сам совершил поездку в Сибирь. Многое увидел, осознал. У него возник грандиозный замысел приватизации сибирских земель. По его инициативе был начат пересмотр законодательства о переселенцах. Столыпин говорил, что «главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». Он считал, что «Сибирь — страна сырья и вывоза, развивать промышленность в ней не выгодно. Наша экономическая политика в Сибири должна быть основана на признании той истины, что Сибири еще много лет предстоит быть страной, главным образом, сельскохозяйственной, добывающей и поставляющей на мировой рынок сырье».
Сельское хозяйство Сибири переживало процесс усиления монополизации. Большинство переселенцев осталось в Западной Сибири, но часть их добралась до Иркутской губернии. С 1906 по 1914 г. переселилось более 100 тыс. человек. Переселенцы своим упорным трудом обживали, осваивали новые земли, овладевали ремеслами и промыслами коренного населения, привносили в быт и нравы осваиваемых территорий свою культуру.
В переселенческие годы много семей приехали в Аларский район и остались здесь. Устроились, обжились, дали потомство.
В 1910 г. из Харьковской губернии приехало 10 семей переселенцев на совершенно безлюдное место, где в настоящее время находится с. Иваническ. Главный интерес переселенцев был в том, что на новом месте они получали по 12 десятин земли на каждого мужчину, освобождение от налогов на время, подъемные, и это все давало государство. Интенсивное заселение и основание сел Иваническ, Ключи, Отрадное прошло в начале ХХ в. За ХХ в. сменилось четыре поколения. Сохранились у правнуков первопоселенцев добрые отзывы их предков о поддержке их местным населением. Жители бурятских улусов помогали одеждой, обувью, продавали юрты, муку, мясо, давали возможность работать с землей, продавали в рассрочку лошадей, коров, овец.
Из воспоминаний старожилов д. Отрадный мы узнали, что деревня приняла два семейства переселенцев — Иосифа Ткаченко и Петра Губко. Первоначальное название колхоза было «Бедняк». В 1930-х гг. он стал называться «Сталино». Первым председателем был Александр Иосифович Ткаченко. После войны колхоз стал состоять из трех бригад и соединился с Киркеем. Бригадиром проработал 30 лет Михаил Иосифович Ткаченко.
Основателями д. Ключи были буряты, которые жили там с 1900 г., а может и раньше. В деревне имелись своя кузница, колодец, жители занимались скотоводством. По одну сторону Ключевского тракта земля принадлежала бурятам, по другую сторону разрешили селиться русским. В 1909 г. в Ключи из Украины приехал Арсентий Гаврилович Чер-венко.
В 1912 г. приехал из Белоруссии Андрей Антонович Ланкович с семьей. В 1927 г. приехали спецпереселенцы: Егины, Бариновы, Фомичевы, Быстровы. В 1930-х гг. организовали коллективное хозяйство.
Заселение д. Слава, что находилась в 18 км от центральной усадьбы коммуны «Идеал», произошло в 1908 г. Приехали сюда переселенцы из Харьковской области. Земляные наделы были небольшие, всего по несколько десятин. А семьи Безымянных, Корняк, Телегиных прибыли из Воронежской области. Через два года из Курской области приехала семья Василия Толстова, а также братья Реутовы (Илларион, Алексей, Егор, Никита). С большими трудностями обживались переселенцы. Строили дома, надворные постройки, заводили скот. Жили единоличными хозяйствами. Некоторые мужчины на зиму уходили в город на заработки.
Уже к 1930 г. в деревне было 43 дома, а в 1932 г. организовали колхоз «Красная Слава». Он имел около 400 га земли, обобществили скот, землю. Но и в личных хозяйствах оставили по корове, теленку, несколько овец, а также кур, свиней.
Первым председателем был посланец партии Е.С. Матвеев. Строили амбары, конные дворы. В колхозе было 12 семей. Остальные жили единолично. Зато через год в колхоз добровольно вступили все жители ближней Красной Куйты. И снова сеяли, пахали. Урожаи были богатые, 25-30 ц зерна с гектара при полном отсутствии механизмов и тракторов. Из пшеницы мололи муку и пекли вкусный хлеб. К тому времени в колхозе был табун лошадей в сто голов. В 1935 г. своими силами построили клуб, школу, магазин, в 1936 г. получили два трактора, конные косилки, жатки. Работать стало легче и интереснее. Звезда былой Славы закатилась в 1970-х гг., когда деревня попала в разряд неперспективных. Закрыли школу, магазин. Семьи стали покидать деревню. Разъехались кто куда. Потомки столыпинских переселенцев сами стали переселенцами. И с теми накрест перехлестнутыми досками на окнах своих изб закрыли люди историю Славы.
Изучая историю д. Бурятск, школьники обращались к старожилам деревни и в архив Аларского района, Государственный архив Иркутской области. В результате мы имеем историю д. Волынск, позже переименованную в Бурятск.
В 1911 г. на разведку и обживание новых земель были отправлены первые ходоки, которые осмотрели местность и признали ее годной для проживания и занятий земледелием. Таким образом была основана д. Ново-Волынск, названная в честь губернии, откуда прибыли переселенцы. Переехавшие в основном были из Улучного уезда Волынской губернии.
Впоследствии деревню стали называть Бурятск, так как вокруг нее были земли, принадлежавшие бурятам и называвшиеся бурятскими. Отсюда пошло название, хотя школа до сих пор называется «Волынская начальная школа».
В 1912 г. было построено две улицы, поставлена мельница, распаханы наделы земли. В первую очередь в новых селах строили церковь, но жители Волынского на сходе решили построить школу, и в 1914 г. Волынская начальная школа начала обучать детей. Школа в Волынске прожила все этапы истории своей большой родины. Первой учительницей этой школы была Прогачевская Софья Андреевна — дочь попа.
В Волынской школе с целью возрождения украинской культуры и приобщения детей к изучению истории народных традиций, культуры и быта создан Украинско-славянский общественно-культурный центр.
Интересна история возникновения поселения Маниловск.
По документам, представленным Государственным архивом Иркутской области, значится: переселенческий участок Маниловский образован в 1910 г. Землеотвод утвержден 25 января 1911 г. Заселение произошло не позднее 1912 г. Сельское общество Маниловское на переселенческом участке Маниловский образовано в октябре 1913 г. Данные были получены по запросу руководителя краеведческого кружка, учителя истории Альбины Васильевны Мироновой. Непосредственно архивные данные найдены сотрудницей областного архива Л.И. Шрайнер (Петровой), бывшей жительницей с. Маниловск.
По решению российского правительства в Иркутской губернии, как и в других сибирских губерниях, работали поземельно-устроительные партии, которые изыскивали земли, пригодные для переселенцев из России.
Участок Маниловский определен Верхоленской поземельно-устроительной партией, и его полное описание было передано на утверждение заведующему переселением в Иркутской губернии. В описании значилось, что участок Маниловский волнистый, лесного характера, почва суглинистая, много готовых пашен, покосов, есть дорога, обеспечен водой — ручей Кулуруй. От уездного города Балаганска находится в 40 верстах, от волостного правления в с. Залари — в 27 верстах, от церкви в с. Кутулик — в 19 верстах, от школы, от почтового отделения, от ближайшего населенного пункта и от врачебного или фельдшерского пункта в с. Кутулик — в 19 верстах.
Участок был готов принять переселенцев, и первые ходоки (4 человека) прибыли летом 1911 г. Место им понравилось. Они остались зимовать. Приютили их в первую зиму в своих жилищах — юртах коренные жители Сибири — буряты. Их селение находилось между современным Маниловском и Шаховским и называлось Кулуруй. Зимой переселенцы готовили строительный лес для будущих семейных домов. Все мужчины были семейными, а приехали они из нынешней Ленинградской области, Капшинского района, Лукинского сельсовета, из деревень Шигало и Вялг-озеро.
Приехавшие — Лаврентий Иванов, Захар Александров, Гаврила Мастеров (были в родстве между собой) и Ефим Федотов. По национальности они все были вепсы.
Весной 1912 г. они съездили в Россию за семьями. Гаврила и Александра Мастеровы привезли шесть сыновей и двух дочерей: Василия, Тита, Артема, Николая, Антона, Семена, Марию, Ирину. До сих пор в селе стоят дома Василия, Николая, Тита и Артема.
Захар и Матрена Александровы привезли 6 детей: Василия, Марфу, Наталью, Петра, Артема, Евдокию.
Лаврентий Иванович и Мария Андреевна Ивановы привезли 7 детей: Евдокию, Марию, Татьяну, Анастасию, Степана, Василия, Николая.
Ефим Федотов приехал с сыновьями Иваном и Ермолаем.
Захар Александров и Ефим Федотов построили один дом на две семьи. Это был первый дом в поселении. Печка топилась «по-черному». Через несколько лет каждая семья отстроила себе отдельные дома.
Вслед за членами этих семей потянулись в Сибирь их родственники и знакомые. Приехали: Щукины, Васильевы —два брата с семьями, Мощинковы, они все вместе с детьми поселились в д. Маниловск. Селились в одном краю, который до сих пор носит название «Чухарский край». Так началась жизнь переселенцев на Аларской земле.
Приехали также семьи Захаровых, Игнатьевых, Степановых. Сорокины и Ильины — русские, тоже приехали из тех мест, что и вепсы.
Селение пополнялось новыми переселенцами из центральной России — Мордовии, Тамбова, Твери, которые селились в полукилометре от вепсов. За десять лет поселение срослось в одну деревню, которая представляла собой одну длинную улицу, но условно была поделена на три части: при въезде в деревню (со стороны Московского тракта) — Чухарский край, Середина, Байкал.
Сначала жили единолично. Все обзавелись хозяйством, скотом, птицей, лошадьми. Осваивали земли. Работали много: в больших количествах сажали картошку, брюкву, репу. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, горох. Сеяли также лен, который хорошо рос в Сибири. Женщины умели за ним ухаживать и делать из него пряжу и ткани. У всех в домах были ткацкие станки. Ткали зимними вечерами полотно на мешки, простыни, скатерти, полотенца, пологи, на одежду. Ткали дорожки на пол — половики. Этим ремеслом и сейчас некоторые женщины занимаются. Изделия украшали вышивкой. Нити и ткани отбеливали и окрашивали в разные цвета, в основном красный, синий, зеленый, бордовый и черный.
Пряли овечью шерсть, ткали шерстяные ткани, шили мужские и женские костюмы, кафтаны, платья. Сами выделывали овечьи шкуры и шили из них зимнюю одежду. Из шкур крупного рогатого скота шили обувь.
Во все стороны жизни привносили переселенцы свой колорит, свою культуру.
С 1930 г. начали образовываться колхозы. Не обошли деревню раскулачивание и репрессии. Попали в опалу и столыпинские переселенцы: Мастеровы Тит, Антон, Артем.
В годы Великой Отечественной войны в списках стояли фамилии переселенцев. Все вехи истории России пережила д. Маниловск, а вместе с ней и потомки столыпинских переселенцев. Берегли, сохраняли, не давали угаснуть частичке далекой, малой родины, своей самобытности. Сохраняли культуру своего народа, плавно перенимая традиции коренных народов Аларского района.
В историю района крепко вплетена нить вепсов. На Мардае проживают династии вепсов: Гордичевы, Аншуковы, Федоровы. Народ работящий, отличные плотники, столяры, животноводы, хлеборобы и художники. Потомки переселенцев, людей смелых, отважных, людей, сохранивших свою культуру.
Четыре деревни — Мардай, Высотский, Мягчи нский, Жизневск — заселились почти одними вепсами. В Иваническе сейчас живут А.С. Ульянов и К.В. Новосельченко. В Мардае 13 домов, здесь остались династии М.И. Крылова, в Высотском — Н.А. Смирнова, Г.И. Аншукова. Близкие их родственники проживают в Карелии, Петрозаводске, Межозерье, Вологде.
В нашем районе проживают представители более 20 национальностей. И все стараются сберечь свои традиции, самобытность, те крупицы культуры, которые еще сохранились в памяти людской, привнося все лучшее в жизнь района.
Династия Захара Александрова из с. Маниловск насчитывает почти 100 человек, многие имеют высшее и специальное образование, награждены орденами и медалями.
Большая семья Воротыновых из Маниловска прославила наш Алар-ский район в 2008 г., победив в отборочном областном конкурсе «Семья в новом веке».
Надежда Ивановна Воротынова отдала в дар музею предметы быта, кухни, старинной утвари, выполненные руками дедов.
Расскажем еще об одном удивительном человеке, художнике, старателе Александре Сергеевиче Ульянове. Родители его в наш район как переселенцы приехали вместе с теми, кто выезжал в Сибирь из центральных губерний Российской империи. Поселились на речке Мардай, стали валить лес, распахивать целину. Обжились. Пустили корни. Жили как все, старались сохранить память о своей национальности, выучить языку сына. Удалось.
Александр Сергеевич пишет картины, очерки, а главное, подвижник он, чуткий учитель для подрастающего поколения, мудрый человек. Ведь это благодаря ему вепсы Аларского района стали часто встречаться, о них узнали в области, округе, в Санкт-Петербурге, Карелии. Сумел Александр Сергеевич проявить волю, терпение, а главное — дал веру людям в то, что доброе дело и мертвый родник оживит. Так и случилось на Мардае. Поставив поклонный крест у засохших источников, Александр Сергеевич возродил их, теперь там бьют подземные ключи. И что бы ни делал он, все у него получается, все идет как по маслу. Благодаря вере и поддержке своих предков, потому что не позабыл он своих корней.
Можно еще много и долго говорить о том, что значат наши предки в истории Аларского района. Как бы ни складывалась ситуация в нашей стране, какие бы события ни происходили, мы, жители Алари, растим хлеб, воспитываем детей и творчески подходим к делу, сохраняя все лучшее для потомков.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в ХХ веке: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Иркутск: Ирк. обл. типография № 1, 2002. 284 с.
- Ковшаров А. Божии источники: [Об А.С. Ульянове, подвижнике, удивительном человеке из д. Мардай Аларского района] // Аларь. 2006. 13 апр. С. 2.
- Ковшаров А. Древо жизни: [О вепсском празднике в с. Иваническ Аларского района]//Аларь. 2003. 9 дек. С. 6-7, фото.
- Ковшаров А. Красная Слава: [Об истории деревни Слава Аларского района] // По заветам Ленина. 1990. 7 нояб. С. 3.
- Миронова А., Богута Н. История возникновения поселения Маниловск. Маниловск, 2002. 9 с.
- Резь С. Волынской школе — 30 лет // Аларь. 1999. 3 нояб. С. 2.
Елена Васильевна Михайленко,
зав. сектором краеведения
Межпоселенческой центральной
библиотеки-музея им. А. Вампилова,
Аларский район
Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы