Интервью с первым проректором профессором Байкальского университета Александром Суходоловым
Недавно первый проректор профессор А.П. Суходолов познакомил членов ученого совета БГУЭП с основными направлениями оптимизации расходной части бюджета нашего университета. Редакция «Байкальского университета» попросила его ответить на ряд вопросов, которые будут интересны читателям газеты.
– Александр Петрович, начатые еще в августе работы по оптимизации расходной части бюджета университета не остались незамеченными среди наших преподавателей и сотрудников. Скажите, чем они вызваны?
– Главным образом – демографической ситуацией. Дело в том, что сокращение рождаемости населения в кризисные 1990-е годы привело сегодня к резкому уменьшению численности выпускников школ. Соответственно уменьшился поток абитуриентов, и снизилась доходность вузов.
По данным Минобрнауки РФ, в текущем году количество выпускников школ уменьшилось более чем в два раза по сравнению с 2005 г. Сократился прием во все вузы страны. Более 100 из них не набрали студентов даже на бюджетные места. В этой связи в Правительстве РФ рассматривается концепция сокращения российских вузов до 200.
Учитывая эту тенденцию, уже в августе, по поручению ректора, были начаты работы по оптимизации затрат университета. Михаил Алексеевич поручил до марта провести основной комплекс оптимизационных мероприятий.
– Какова их цель?
– Во-первых, повысить конкурентоспособность нашего университета на рынке образовательных услуг. А во-вторых, и это самое главное, мобилизовать дополнительные средства для повышения заработной платы преподавателям и сотрудникам университета.
– Каков же результат?
– Работы по сокращению излишних затрат только разворачиваются, а о конкретных результатах можно будет говорить не раньше весны, когда завершатся и дадут эффект основные оптимизационные меры.
– А почему такой длительный, почти 9-месячный срок, разве нельзя сократить затраты университета быстрее?
– Спешка здесь не нужна. А вот учитывать интересы людей мы обязаны.
– Александр Петрович, чтобы коллектив университета имел представление о деятельности ректората в данном направлении, назовите читателям хотя бы некоторые из уже осуществленных мер по оптимизации...
1. В течение августа месяца была проделана большая работа по выявлению, комплектации и вовлечению в учебный процесс дополнительного аудиторного фонда. В результате в учебный процесс вовлечено 14 новых аудиторий на 603 посадочных места, что дало возможность в текущем учебном году (с учетом двухсменного графика занятий) обеспечить учебными местами 1206 чел. И все это без дополнительных капитальных вложений на строительство.
2. У обновленного состава проректоров не стало служебных сотовых телефонов. Теперь каждый проректор за свой счет оплачивает телефонные, в том числе и служебные, переговоры по сотовой связи.
3. Существенно снижены расходы по статье «автотранспорт». В частности, убраны все персонально закрепленные за проректорами автомобили. Сокращено несколько водителей. Уменьшены лимиты на ГСМ. Поездки на служебном транспорте в аэропорт и из аэропорта в период командировок, практиковавшиеся некоторыми проректорами, отныне считаются некорректными.
4. Практически без закупок, за счет внутренних резервов, меблируются кабинеты и аудитории.
5. Начата оптимизация номерного поля городских телефонов университета. Опция «межгород» снимается у заведующих кафедр и сотрудников. Возможность междугородних звонков будет сохранена у проректоров, деканов, руководителей управлений и некоторых структурных подразделений.
6. В ближайшее время будут подготовлены технические условия и проведен реальный конкурс, благодаря которому будет сделан выбор наиболее эффективного оператора по телефонии и провайдера по предоставлению интернет-услуг.
7. Начата инвентаризация и пересмотр всех договоров аренды и соглашений университета.
8. Обновлен состав и начата системная работа кадровой комиссии. Работа данной комиссии направлена на оптимизацию структуры и штатной численности обслуживающего и вспомогательного персонала, а также на повышение эффективности учебного процесса.
9. Начато сокращение штатной численности ряда подразделений. В частности, упразднено информационное управление, а количество штатных единиц данного подразделения сокращено со 104 до 38. Существенно реорганизован и почти вдвое сокращен полиграфический отдел. Штатная численность хозяйственного управления уменьшена на 28 %.
В связи с внедрением новых информационных технологий, почти на треть сокращена численность библиотечных работников.
При этом сокращение не затронуло профессорско-преподавательского состава. В этом отношении мы строго следуем указанию премьер-министра В.В. Путина, который на встрече с активом Российского союза ректоров обратил внимание на недопустимое раздувание штатов обслуживающего персонала в российских вузах. В частности он отметил, что во многих вузах придумываются различные должности, создаются различные департаменты, отделы… «Получается, что государство финансирует содержание организаций и контор, а не образования».
10. Мы окончательно отказались от обслуживания операторами компьютерных классов. Сейчас в них установлены электронные замки и видеонаблюдение. Часть компьютерных классов будет закреплена за соответствующими факультетами и кафедрами. При этом их техническое обслуживание будет осуществляться обновленным информационным подразделением.
11. Намечены работы по унификации компьютерной и множительной техники, что позволит сократить расходы по ее текущей эксплуатации.
12. Внедряются новые коммуникационные технологии, в числе которых видеоконференции и Wi-Fi. В течение ноября месяца будет существенно обновлен сайт университета.
13. Для более эффективного и быстрого технического обслуживания компьютерной и оргтехники введен единый номер (000) службы быстрого реагирования.
14. C 1 ноября ликвидируются четыре низко-рентабельных подразделения ИПК.
15. Упразднена должность проректора по среднему профессиональному образованию. В ближайшее время будет упразднена должность проректора по международной деятельности.
В заключение Александр Петрович особо подчеркнул, что все работы по оптимизации управления и структуры расходов проводятся исходя из велений времени и тех условий, в которых оказалась российская высшая школа. Байкальский университет начал их одним из первых.
С первым проректором беседовала Анна Васильева
Газета «Байкальский университет» № 20 (95), 17 ноября 2011 года