Владыка Евгений в сёлах Казачинское, Кутимское, Подкаменское. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Казачинско-Ленский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
В день св. апостолов Петра и Павла утром прибыли в село Казачинское. Пароход остановился далеко от берега, пришлось добираться до села в лодке. О. Подгорбунский совершил уже утреню, мы прибыли к началу литургии. Владыке сильно нездоровилось, болело горло и лихорадило.
Служить не мог. Придя в храм, он вскоре же почувствовал себя нехорошо и вынужден был выйти. В пустом здании школы, выпив несколько глотков воды, отдохнул и к моменту совершения таинства вернулся в храм. Немного оправившись, кое-как пробыл момент Пресуществления Даров и вновь, почувствовав худо, вышел в школу, где оставался до конца литургии. Видно было: он внутренне скорбел, что болезнь мешает его пастырскому деланию. Когда окончилась литургия и народ числом до 400 челов. столпился в церковной ограде, сожалея о болезни своего Архипастыря, Владыка собрал последние силы и решил для духовного утешения казачинцев помолиться вместе с ними. На открытом воздухе, под колокольней, отстоящей отдельно от храма, совершен молебен свв. апостолам Петру и Павлу, свв. Николаю и Иннокентию, и сказал пред молебном краткое слово о жизни и подвигах апостолов, с нравственными выводами для селян. После молебна, видя неумение многих подходить для благословения, учил, как надо складывать руки, и говорил о необходимости испрашивать благословение не только у епископа, но и у священника, ибо чрез благословение подается благодать Самого Господа. Осмотрев церковную библиотеку и храм, призывал казачинцев к постройке нового храма. Настоящий построен в 1864 г.; для прихода в 2500 душ он давно уже мал. Затем Владыка посетил псаломщика Кутимского81 и осмотрел дом священника, преподав указания, какие нужно сделать исправления в причтовых помещениях. Отказавшись от угощения, которое предложил один мужичок, Владыка посетил его хижину и поспешил на пароход. Состояние здоровья ухудшилось, появился жар.
Вечером проезжали мимо с. Кутимского. Остановки здесь не предполагалось, тем более, что здоровье Владыки стало еще хуже. Но когда он увидел собравшийся народ (челов. 450), решил выйти. Здесь приписной, в честь Кирика и Иулитты, просторный храм, большой алтарь с иконостасом из Киренского монастыря. Совершена встреча, затем Владыка благословил народ, раздал крестики и литературу, а детям, кроме того, на пароходе розданы пряники и конфекты.
Не успевшие получить в храме долго еще приходили на пароход, прося Владыку благословить их кого крестиком, кого «книжечкой» (евангелием). Владыка охотно удовлетворял желания всех. Ночью лихорадка и жар увеличились. Что было делать? Помощи медицинской никакой. Ближайший врач в Киренске, с которым нас разделяло многоверстное расстояние. Владыка спокойно и стойко боролся с болезнию, применяя разные способы лечения. Назавтра, 30-го июля82, ему стало лучше. В этот день в Киренском монастыре предположена была литургия, но туман задержал нас в пути на 4 часа, почему опоздали, да и едва ли силы позволили бы Владыке исполнить его желание.
Переночевав в монастыре и несколько отдохнув, 1-го июля двинулись далее вниз по Лене. В 12 час. дня прибыли в последний приход 1-го Киренского благочиния — Подкаменский. Храм во имя св. Николая, построен в 1856 году, прихожан 1950 душ. Священником состоит не окончивший духовную семинарию Евгений Николаевский83, должность псаломщика исправляет Петр Непомнющий84. Из-за мели пароход остановился далеко от берега, добирались на лодке. В храме священник встретил Владыку краткой речью, жалуясь на прихожан за их непослушание и прося Владыку научить их христианскому повиновению и поведению. Совершен молебен свв. Николаю и Иннокентию с акафистом. Владыка служил, чувствуя большую слабость; последний икос акафиста и заключительную молитву св. Иннокентию поручил прочесть старшему священнику. В конце молебна все же сказал поучение о необходимости исполнения прихожанам христианских обязанностей исповеди и св. причастия. При обзоре храма Владыка обратил внимание на большой образ св. Иннокентия, риза которого помята и самый образ содержится неопрятно, а также, что антиминс залит и нуждается в замене новым. При Подкаменской церкви есть школа, но здание ее мало благоустроено. Владыка настойчиво предлагал священнику прилагать большие усердия к благоустроению прихода и вести в церковной школе в воскресные и праздничные дни религиозно-нравственные беседы с народом, «мало говорить и обвинять пасомых в небрежении, — говорил Владыка, — нужно больше пастырю самому работать в приходе на духовную пользу пасомых». Подкаменским приходом, с Божиею помощию, было закончено обозрение 1-го благочиннического округа Киренского уезда. И вот что пишет в своем отчете о состоянии этого благочиния Владыка.
«Храмы посещенных приходов 1-го Киренского благочиния значительно обширнее и богаче илимских, что ясно свидетельствует о большей зажиточности насельников берегов р. Лены, этой жизненной артерии Киренского края, по которой беспрерывно движутся баржи и пароходы и тянутся лодки, держа свой путь в русскую Калифорнию — Бодайбо. Содержатся храмы (в общем) весьма опрятно. Церковною утварью и облачениями снабжены вполне достаточно. Имеются при храмах библиотеки, но книгами, как и на Илиме, бедны, и подбор книг в них совершенно случайный. При многих церквах нет собрания проповедей таких церковных витий, как митроп. Филарет85, архиепископы Иннокентий86 и Димитрий87 Херсонские, прот. Путятин88, Нордов89, о. Иоанн Кронштадтский90… Нет ни церковно-исторических, ни догматических сочинений митроп. Московского Макария91. Имеются при храмах приходские попечительства, но, собственно, они пока являются (повсюду в Киренском уезде) какими-то мертворожденными учреждениями, и средства их и деятельность крайне незначительны. Сочувствием прихожан они совершенно не пользуются, ибо обслуживают нужды церкви и причта (ремонт церковных зданий), а не бедноты прихода. Но вопрос о приходской благотворительности — вопрос насущный, и необходимо заняться его серьезной разработкой, а равно и изменением в этом направлении устарелого и мало жизненного устава приходских попечительств 1864 года.
Обращает на себя внимание небрежное содержание сельских кладбищ, которые, в большинстве случаев, не огорожены и по ним свободно разгуливает скот. О.о. настоятелям предложено приложить всяческое старание, чтобы кладбища содержались в порядке. Церковные документы в общем ведутся духовенством аккуратно.
Религиозно-нравственного состояния приходов благочиния нельзя признать высоким. Особенно в этом отношении разнузданностью отличаются приходы Подкаменский и Усть-Кутский; в последнем обычно много оседает отбросов из рабочих артелей, проходящих на Бодайбо и обратно. Эти партии рабочих, вместе с ссыльными уголовными и политическими, сильно деморализуют жизнь местного населения.
Основным и коренным недугом приходской жизни является пьянство, с соединенными с ним грехами — развратом и разбоем, а также холодностью к церкви. Мужички, наприм., в Усть-Куте, очень мало посещают храм и в часы службы проводят время на берегу Лены или около своих домов. Церковь в воскресные и праздничные дни посещается почти исключительно женщинами. Жизнь нравственно-религиозная в ленских приходах, видимо, давно замерла.
Пособницею духовно-нравственного просвещения народа в ленских приходах, как и на Илиме, является церковно-приходская и министерская школа. Как поставлено учебно-воспитательное дело в этих школах, утверждать затрудняюсь, так как был в них тогда, когда уже всякие занятия в школах прекратились и большинство учителей разъехались на каникулы, но полагаю, что та и другая школы имеют недостатки, общие со школами илимскими. Так я думаю на основании моих бесед с о.о. заведующими школами и краткой поверки элементарных знаний учеников, которую я производил, где то представлялось возможным. Касательно церковной школы должен отметить, что она не отличается благоустройством. Насельники Лены «прогрессисты» и к церковной школе не расположены.
Требуется от пастыря разбудить их и повлиять на них, иначе сами они о благоустройстве церковной школы не позаботятся. Вообще надо сказать, что жизнь народа на Лене стала далеко не церковной и идет совершенно самостоятельно…
Паства и пастыри постепенно удаляются друг от друга и, пожалуй, те и другие тяготятся друг другом и входят в общение лишь одни — по долгу службы, другие — по религиозной привычке, нажитой веками… Духовной же, внутренней, отечески сыновней связи незаметно… И если так пойдет дальше, то народ постепенно отвыкнет от пастырей и отойдет от церкви и, конечно, без Бога погибнет, да уже и гибнет — спивается»…
Примечания:
81 Кутимский Исаакий Васильевич (1884 – после 1930). Уроженец д. Кутима Киренского уезда Иркутской губернии. Учился в Киренской второклассной церковно-приходской школе. С 1904 по 1910 г. работал учителем. С 1910 по 1917 г. служил псаломщиком в церкви Святителя Николая Чудотворца с. Казачинское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области). С 1917 по 1924 г. учительствовал. 24 декабря 1924 г. рукоположен в диакона, 24 декабря 1925 г. — в священника и служил по 1930 г. в церкви во имя свв. Кирика и Иулитты с. Кутима Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области). 25 марта 1930 г. был арестован, постановлением тройки ПП ОГПУ СК от 23 августа 1930 г. по ст. 58-10 УК РСФСР подвергнут 10 годам лишения свободы. Домой не вернулся. Реабилитирован заключением прокуратуры Иркутской области от 30 мая 1989 г.
82 Авторская ошибка в тексте (см.: Иркутские епархиальные ведомости. 1914. № 20. Прибавления. С. 687), правильно: 30 июня.
83 Николаевский Евгений Дмитриевич (1876–1938). Родился в с. Большетоптойское Кабанского уезда (?) Забайкальской области. Сын священника. Обучался в Иркутской духовной семинарии. 2 июня 1892 г. утвержден в должности псаломщика собора Спаса Нерукотворного Образа в г. Киренск. С 1898 по 1906 г. преподавал пение в Киренской второклассной школе. 5 октября 1910 г. архиепископом Тихоном рукоположен в диакона, затем в священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Подкаменка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области), в которой служил до 1930 г. В 1921 г. за антисоветскую агитацию более 2 месяцев сидел в Киренской тюрьме, в 1930–1931 гг. 11,5 месяца — в Иркутской тюрьме, в 1933 г. — 1,5 месяца в Киренской тюрьме. Арестован 1 марта 1938 г. в г. Киренск. Расстрелян на основании решения тройки УНКВД от 19 мая 1938 г.
84 Непомнющий Петр Иванович. Сын крестьянина. Окончил курс Киренской второклассной школы. 20 ноября 1910 г. определен псаломщиком церкви Святителя Николая Чудотворца с. Подкаменка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области).
85 Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783–1867), митрополит Московский. Был деятельным членом Библейского общества и участвовал в издании Библии на русском языке (1858). Проявил себя как талантливый духовный писатель, оставив много ценных трудов: «Православный катехизис», «Начертание церковной библейской истории», «Записки на книгу Бытия», «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви» и др. «Слова и речи» митрополита Филарета были переведены на иностранные языки.
86 Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый богослов и церковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, ректором Киевской духовной академии, затем возглавлял Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую епархии. Им написаны известные церковно-исторические сочинения: «Жизнь ап. Павла», «Жизнь св. Киприана», «Последние дни земной жизни Иисуса Христа». С его участием были изданы: «Собрание церковных правил», «Деяния вселенских и поместных соборов». В Киеве им был основан еженедельник «Воскресное чтение», в котором опубликованы многие его работы.
87 Димитрий (в миру Михаил Георгиевич Ковальницкий) (1839–1913), архиепископ Херсонский, духовный писатель и церковно-общественный деятель. Был ректором Киевской духовной академии, настоятелем Киево-Братского монастыря, затем возглавлял Тамбовскую, Казанскую и Херсонскую епархии. Литературные труды Димитрия помещались в «Трудах Киевской духовной академии». Его главное сочинение «О значении национального элемента в историческом развитии христианства» было опубликовано в 1880 г. в Киеве.
88 Путятин Родион Тимофеевич (1807–1869). Известный проповедник. Окончил Московскую духовную академию, преподавал словесность в Ярославской семинарии, затем был протоиереем в Рыбинске. Его сочинение «Краткие поучения», написанное на доступном для простого народа языке, было переиздано с 1842 по 1901 г. 25 раз.
89 Нордов Василий Иванович (1797–1883). Проповедник, воспитанник Московской духовной академии, протоиерей Вологодского кафедрального собора. Написал: «Церковные поучения», «Беседы на божественную литургию», «Беседы на блаженства евангельские», «Слова и беседы приходского священника к своей пастве», «Беседы в воспоминание празднуемых церковию священных и великих событий, произнесенные на всенощных бдениях», «Поучения православного священника к своим прихожанам по руководству пространного христианского катехизиса», «Краткое изображение церковного устава», «Церковно-проповедническое трехлетие», «Сеятель благочестия» и др.
90 Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергеев Иоанн Ильич) (1829–1908). Канонизирован в 1990 г. Сын сельского причетника Архангельской епархии, после окончания Санкт-Петербургской духовной академии поступил священником в Кронштадтский Андреевский собор, где приобрел широкую популярность как благотворитель и молитвенник за больных. Напечатал много бесед, проповедей, поучений, слов. Наиболее важные из его сочинений: «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», «Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира», «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности», «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н. Толстого», «Правда о Боге, о церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина», «О блаженствах евангельских», «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта», «Благодатные мысли о небесном и земном», «Христианская философия», «Мысли христианина». Память 20 декабря (2 января по н. ст.).
91 Макарий, митрополит Московский и Коломенский, в миру Михаил Петрович Булгаков (1816–1882). Образование получил в Киевской духовной академии, читал лекции по богословию в Санкт-Петербургской духовной академии. Возглавлял Тамбовскую, Харьковскую, Литовскую епархии, с 1879 г. митрополит Московский. Написал большое количество блестящих сочинений по истории и богословию. Среди них наиболее важны: «История киевской духовной академии», «Введение в богословие», «Догматическое богословие» и «История русской церкви».
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области