Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

Статьи

Владыка Евгений в Киренске. Киренский монастырь. 1913 год

Троицкий собор в Киренском монастыре

Алексеевская церковь в Киренском монастыре

Деревянный храм в Киренском монастыре — с северной стороны

Древний храм в Киренском монастыре — с южной стороны

Внутренний двор Киренского Троицкого монастыря

Внутренний вид Киренского Свято-Троицкого монастыря. Налево – собор

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Киренский монастырь расположен на северной стороне города, при устье р. Киренги; основан в 1663 г. Вид от монастыря на Лену угрюм, но величав: скалы левого противоположного берега могли бы с честию занять место хоть у берегов океана. А ближайший к городу утес, отличаясь сановитостью и гладкостью, кажется, только и ждет того, чтобы чья-нибудь рука начертала на нем достопамятности города, на который «от лет многих, от времен давних, он смотрит, смотрит недремлющим оком Аргуса73»… В монастыре 3 церкви — каменная (собор Свято-Троицкий, заложенный в 1784 г.) и две деревянных — одна Алексиевская, недавнего построения, другая — очень древняя. Последняя, построенная над св. воротами, заслуживает особенного внимания. Размер ее, для деревянного здания, огромный. На ней было девять глав; каждая имеет основанием отдельную пирамидальную башенку. А окна и балконы тянутся в несколько рядов, с прихотливыми уступами и резными фигурами. Вообще здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве оно нашло бы почетное место. Благословенная грамота, данная от митрополита Тобольского Игнатия74, показывает, что дозволение на построение церкви последовало 21 мая 1693 года. Строитель — Никита Климов назван в грамоте «человеком гостей Василия да Алексия Филатовых». Других сведений о нем не сохранилось. Но кто бы он ни был, нельзя не отдать ему чести и первенства в ряду строителей его времени. Если и теперь — чрез двести двадцать лет — воздвигнутое Климовым здание еще не перестает удивлять ленских обитателей, то с каким изумлением смотрели на него старожилы?!. Жаль, что храму недолго остается украшать Киренскую обитель: время наложило на него свою тяжелую руку и разрушает часть за частью, скоро здание может рухнуть. Посетители осматривают его не без страха.

Двор монастыря довольно обширный, приосеняется вековыми соснами и лиственницами, какими ранее покрыты были и окрестности. Приосененные деревьями церкви, скромные келии, виднеющиеся на могилах кресты, окружающие скалы и шумящие у подножия их воды — производят на душу, особенно при лунной ночи, необъяснимое впечатление. Тут отовсюду слышится таинственный голос, обращенный к человеку:

Его владычество природа,
Безмолвный лес его чертог;
Его сокровище свобода,
Беседа — тишина и Бог…

Начинателем в деле построения монастыря был священник Илимской Спасской церкви Амвросий Толстоухов. Войдя в соглашение с прихожанами Ленского волока и с промышленниками, он 15 марта 1663 года подал илимскому воеводе Лаврентию Авд[еевичу] Обухову (Киренск долгое время находился в ведении илимских воевод; в силу зависимости к воеводе, а не к другому кому обращались с просьбами) челобитную о дозволении построить монастырь, а настоятельство вручить иеромонаху Гермогену. Воевода, уважив просьбу, указал для монастыря место при впадении Киренги в Лену и назначил кой-какие угодья. После этого Гермоген обратился к своему архипастырю, тобольскому архиепископу Симеону75 (Ленский край со всею Восточною Сибирью входил в состав Тобольской епархии до времен Екатерины I-й, при которой Святитель Иннокентий сделался первым иркутским епископом), испрашивая благословение на созидание пустыни, и когда благословение последовало, была заложена церковь во имя Живоначальной Троицы, и обитель стала устрояться под именем Усть-Киренской пустыни.

О старце Гермогене нелишне сказать несколько слов. Ему не суждено было довершить начатое святое дело. Он сделался жертвою буйной шайки и разделял с нею ее участь. Воевода Обухов имел несчастие возбудить против себя неудовольствие толпы. Недовольные из казаков и всякого негодного элемента, подстрекаемые поляком Никифором

Черниговским, напали ночью на 15-е июля на судно, в котором Обухов возвращался из Киренска в Илимск, и убили воеводу. Совершив злодеяние, преступники решили скрыться в Даурии — обычном в то время притоне злодеев и разных искателей приключений. Отходя в путь, партия увлекла с собою из мирной обители и старца Гермогена, невзирая на его мольбы и клятвы, призываемые на головы наглецов.

Достигнув пустынных берегов Амура, злодеи, как истые каиниты, основали там город и крепость для защиты и разбойничьих набегов; место водворения своего назвали Албазинским острогом. Старец Гермоген, покорясь судьбе, принялся за обычные свои дела и здесь. Он основал монастырь во имя Всемилостивого Спаса при урочище, именуемом «брусяной камень», а в самом Албазине — церковь Воскресения Христова. Постройки были начаты в 1671 г. Между тем албазинцы, под предлогом зверования, переходили за Амур в Манджурию и причиняли там обиды жителям.

Китайское правительство сначала усовещевало буянов, а потом смиряло их оружием. Бедствия неравной брани продолжались шесть лет (1681–1687 гг.). Старец Гермоген в это лютое время был для албазинцев ангелом-хранителем: он учил их вере в Бога, подавлял своими советами ропоты и взаимную вражду, внушал покорность к старшим и готовность переносить терпеливо то, чем Божественному Промыслу угодно испытать и наказать их. Этим старец приобрел доверие и уважение албазинцев, особенно воеводы их Алексея Иллар[ионовича] Толбузина. Участь Албазина решилась взятием его и сожжением; одни из албазинцев погибли в битвах с китайцами, другие умерли во время продолжительной осады от голода и болезней, остальные взяты в плен и отведены в Пекин. С Албазином погибли и труды Гермогена. Сам он с немногими из албазинцев кое-как добрался до Нерчинска, и так как терялась всякая надежда на восстановление Албазина, старец Гермоген поспешил возвратиться в первое место своего жительства и трудов — Усть-Киренскую обитель76. Из Албазина он принес с собою несколько икон, между которыми первое место занимает Нерукотворенный образ Спаса, сохраняемый как особая святыня. Он напоминает и будет напоминать, что знамение веры Христовой развевалось на берегах Амура еще в XVII столетии; что Русь, хотя и своевольная, все-таки оставалась верною Православию, радела о нем, когда ратовала на земле чужой… Течение своей тревожной скитальческой жизни Гермоген скончал в 1690 году. Могилу его указывают за правым клиросом Алексиевского храма, хотя за последнее время мнения о месте его нахождения стали расходиться: многие утверждают, что могила старца Гермогена давно уже утеряна и нельзя с точной достоверностью указать истинного ее местонахождения в Киренске. Память Гермогена чтится высоко. Почти в каждом синодике киренчанина можно встретить имя иеромонаха Гермогена, в монастыре очень часто по нем служат панихиды, к нему обращаются, как святому, со своими немощами и нуждами… Народное мнение на стороне его святости. В монастыре хранится образ старца [фото 78], с которого, по желанию Владыки, сделаны фотографические снимки.

Примечания:

73 Аргус (Аргос) — в греческой мифологии многоголовый ве­ликан, тело которого было испещрено бесчисленным множеством глаз; в переносном смысле — бдительный страж.

74 Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и То­больский (около 1630—1701). Происходил из древнего дворянс­кого рода Римских-Корсаковых, долгое время состоял на службе у царя Алексея Михайловича стольником. Затем удалился в Со­ловецкий монастырь, где принял монашеский постриг. В 1683 г. был возведен в сан архимандрита, в 1685 г. назначен настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. 2 апреля 1692 г. хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Управлял Тобольской епархией до 1700 г., уехав после тяжелой болезни в Москву, где умер и был погребен в Симоновом монастыре.

75 Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский с 1651 по 1664 г. Родом из-под Нижнего Новгорода, монашество принял в Макарьевском Желтоводском монастыре. 9 марта 1651 г. был хи­ротонисан в архиепископа Сибирского. Способствовал основанию нескольких сибирских монастырей, в том числе Троицкого мужско­го монастыря в Киренске (1663). Во время управления Сибирской епархией Симеоном произошло прославление в Тобольском Зна­менском монастыре чудотворной иконы Божией Матери Казанской и начали совершаться чудесные исцеления различных болезней при мощах сибирского мученика Василия Мангазейского.

76 Подробнее об этом см.: Красноштанов Г.Б. Возвращение черно­го попа Ермогена в Киренск // Известия Архитектурно-этнографи­ческого музея «Тальцы». Иркутск, 2005. Вып. 4. С. 7–24.

 

Публикуется на сайте www.pribaikal.ru
с разрешения авторов