Город Усть-Илимск ведет свое летоисчисление с 27 декабря 1973 года, со дня преобразования, Указом Верховного Совета РСФСР, рабочего поселка Усть-Илимск в город областного подчинения.

Моделирование школьного образовательного пространства в условиях города Усть-Илимска

Музей и школа – социальные партнёры

22 октября Краеведческий музей Усть-Илимска принимал гостей из 32 территорий Иркутской области – участников областного педагогического семинара «Моделирование школьного образовательного пространства в условиях города Усть-Илимска».

Музей стал той территорией, где учреждения культуры и образования города продемонстрировали пример социального партнерства в воспитании и образовании детей. Такие инновационные подходы к организации образовательного процесса выдвигаются требованиями современных образовательных стандартов.

Партнером музея в рамках стажировочной площадки стала школа № 13 имени М.К.Янгеля, с которой у музея заключён договор о социальном партнерстве, подразумевающий совместную культурно-образовательную и просветительскую деятельность.

В этот день учебными классами были все залы Краеведческого музея. В зале современности школьники показали, как они умеют собирать информацию, анализировать её и обобщать, делая выводы. Дети смогли попробовать себя в роли музейных работников-экскурсоводов, которые собирают материал по теме «Люди Усть-Илима» и представляют его слушателям.

У экспозиции, посвященной юбилею Комсомола, школьники проводят комсомольское собрание с рапортами о жизни усть-илимских строек. Удивительно, что подростки, которые никогда не видели подобные мероприятия, смогли погрузиться в историю, прочувствовать дух социалистического соревнования. Такой правдоподобности способствовали и сама обстановка музейного зала и умение детей хорошо говорить, держаться на публике, артистические навыки, привитые им в школе. Это же было продемонстрировано и в зале природы, где школьники делились своей исследовательской деятельностью по изучению природы сибирского края.

В этнографическом зале на фоне музейных экспонатов, которые на время стали театральными декорациями, был разыгран мини-спектакль. Его главный герой – маленький Минька Янгель. Имя этого человека для учащихся школы № 13 прекрасно знакомо. Школа носит его имя, и каждый ученик знает об этой личности. Духовные истоки Янгеля берут начало в маленькой сибирской деревне. Дети ярко и выразительно рассказали, что влияло на формирование этого уникального человека. Музейная экспозиция «Негромкий разговор вещей» помогла школьникам наглядно погрузиться в то время, когда Михаил Янгель был мальчиком, и наглядно увидеть, какие вещи его окружали.

Личность М.К.Янгеля стала основой для работы школьников и в зале Боевой славы. Там ребята собирали материал для экспозиции «Наш земляк М.К.Янгель на защите Родины». Одним из экспертов в этой группе, была наша коллега Р.Г.Рафаэль, директор историко-художественного музея имени М. Янгеля города Железногорска-Илимского. Она не только показала учащимся, как правильно строить музейную экспозицию, как работать с историческим материалом, но и много интересного и нового рассказала о личности человека, имя которого носит их школа. Раиса Григорьевна позже отметила, что такие практические семинары напрочь опровергают мнения некоторых ученых мужей, которые еще несколько лет назад утверждали о невозможности сотрудничества между школами и музеями, считая, что музей не является образовательным учреждением. Прошедший семинар наглядно и в очередной раз подтвердил, что одна из задач музеев – вести образовательную, воспитательную и просветительскую деятельность. И Усть-Илимский Краеведческий музей с этой задачей прекрасно справляется. Школы города и музей давно и плодотворно ведут совместную деятельность, реализуя совместные проекты. Примером тому могут быть и уроки мужества, проводимые в зале Боевой славы, и уроки по истории города, по истории комсомола, другие тематические уроки.

Прошедший же семинар показал то лучшее, что есть сегодня в арсенале культурных и образовательных учреждениях города по воспитанию и образованию подрастающего поколения.

- Эта совместная деятельность очень ценна и для усть-илимских школ и для музея. Неслучайно, что в вашем городе организована стажировочная площадка, на базе которой наглядно продемонстрирован ресурс взаимодействия школы и учреждения культуры – отметила представитель Иркутского Института повышения квалификации работников образования Т.В.Авгусманова.

 

Елена Труфанова, сотрудник Краеведческого музея Усть-Илимска