Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

Статьи

Ленская деревня: Половинная, Подымахино, Казарки (часть 1)

Человек предполагает, а Бог располагает. В прошлом году запланированное продолжение ленского сплава не состоялось. В августе месяце, в отведенное для экспедиции время, выдалась неожиданная возможность побывать в рабочей поездке по Аляске. И лишь в этом, 2007, году по заданию Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» я вновь отправляюсь в дорогу. Тяготы и радости моего пути на сей раз разделяет жена, Лариса Аболина. На новом участке реки Лены наша задача остается прежней: обследовать ленские селения на предмет старинных построек в них. Они повсеместно, неумолимо исчезают. Эту, как говорят в кино, «уходящую натуру» нам и нужно успеть зафиксировать.

Село Подымахино

Баня в Подымахино

Подымахино. Наличники

Палисадник

Клавдия Степановна Таюрская, урожденная Маркова

Село Подымахино, вид с реки Лены

Паром в Казарках

Казарки

Деревенский кот

Амбар в поселке Казарки

Дом в Казарках

Деревенская улица

Школа в Казарках, вид с Лены

Казарки

Казарки, противоположный берег Лены

Самоходка на реке Лене

В поисках уходящей натуры (от Усть-Кута до Петропавловска)

Первая часть обширного очерка Юрия Петровича Лыхина о ленской деревне. 

Другую версию этого же сплава от Ларисы Аболиной см. здесь

 

Деревня Половинная

Глубокой ночью 18 августа поезд Иркутск-Северобайкальск доставил нас на железнодорожную станцию Лена, т. е. в город Усть-Кут. Подремав до рассвета на берегу Лены рядом с речным вокзалом, ранним утром мы спустили на воду нашу маленькую резиновую лодочку, оттолкнулись от берега и пустились в путь.

От первых за портом Осетрово деревень (Балахня, Якурим) остались лишь названия на старой карте. На их месте сейчас располагается протянувшийся вдоль Лены на много километров город Усть-Кут с его непритязательными промышленными и жилыми многоквартирными постройками. После сооруженного во времена БАМа железнодорожного моста через Лену еще тянутся причалы с кранами. Дальше берег обезображен многочисленными галечными «грядами», образованными в результате работ по углублению фарватера реки.

Первой после моста деревни Ефремовой, располагавшейся на правом берегу Лены, также не существует. Вместо нее лишь ровная площадка, на которой высится огромная железная опора ЛЭП.

На противоположном берегу реки, наискосок от Ефремовой, стояла деревня Половинная. Ныне от бывших деревенских построек осталось только два полуразрушенных дома. Остальные строения – это игрушечные летние домики, сколоченные усть-кутскими дачниками. Выйдя на берег, разговорились со встретившейся на деревенской дороге Евдокией Ивановной. Из всех обитателей Половинной лишь она с мужем живет здесь постоянно. Девичья фамилия Евдокии Ивановны – Таюрская, родилась она в этой деревне в 1947 г. Отцом Евдокии Ивановны был Иван Митрофанович Таюрский, матерью – Дарья Федоровна, урожденная Косыгина из с. Орлинги. Евдокия Ивановна по профессии учительница, но работала на БАМе, много лет заведовала складом. Выйдя на пенсию, решила поселиться в родных местах.

Как деревня, Половинная исчезла в 1970-х гг. До начала 1980-х на ее землях совхоз «Осетровский» сеял корма – зеленку. Потом и поля запустели. В 1995 г. Евдокия Ивановна оформила все необходимые бумаги, добившись официального статуса Половинной как вновь существующего поселения. Несколько лет назад она пыталась завести здесь овцеферму, для чего было нужно получить кредит в 300 тысяч рублей. Раз пять ездила для этого в Иркутск, однако чиновники проволокитили ее и, в конце концов, отказали. Евдокия Ивановна до сих пор очень обижена, собирается даже написать Путину.

 На сей невеселой ноте мы прощаемся и отправляемся дальше. Чуть ниже Половинной строится еще один дачный поселок, останавливаться в котором мы не стали. Проплыв полтора десятка километров, располагаемся на ночевку на правом берегу Лены в виду села Подымахино.

 

Подымахино и Казарки 

С утра, переплыв Лену, приступаем к осмотру Подымахино – поселения, отметившего в 1999 г. 300-летний юбилей. До революции Подымахино было селом, что определялось расположением в нем построенной в 1866 г. церкви (Богородице-Казанской или просто Казанской). Ныне же все перемешалось: кто называет Подымахино селом, кто деревней. «Подымахинская сельская администрация» с 1980-х гг. располагается в находящемся рядом поселке Казарки. Там же, в Казарках, построена в 1984 г. «средняя общеобразовательная школа с. Подымахино Усть-Кутского района». А лесничество в Казарках именуется названием несуществующей уже деревни – «Борисовское лесничество». Вот так, все шиворот-навыворот!

Подымахино вытянулось по ровному прямому участку левого берега Лены. До сегодняшнего дня в селе сохранилась приречная рядовая планировка. В первом, прибрежном, ряду (ныне ул. Партизанская) дома стоят, ориентируясь своими лицевыми фасадами, чаще всего трехоконными, на реку. Перед домами, вдоль высокой ленской террасы проложена дорога, а за ней, на самой бровке, выстроилось несколько бань с низкой двухскатной крышей.

В глубине террасы тянется другой, параллельный первому, ряд домов, окна которых также глядят на реку (ул. Школьная). Между собой улицы соединяются частыми проулками.

Особо интересных домов в Подымахино мы не находим. От былой планировки усадеб сохранилась лишь установка амбаров напротив домов. При этом лицевой фасад дома и торцевой амбара выставлены по одной линии вдоль дороги. Остальные хозяйственные постройки в усадьбах сегодня ставятся как угодно, без определенного порядка.

Как вспоминают местные жители, раньше в Подымахино было много двухэтажных четырехкамерных амбаров. Теперь на все село остался лишь один такой, остальные амбары – одноэтажные двухкамерные, большей частью переделанные из двухэтажных. Сегодня новые амбары уже не строятся, их век миновал.

В доме, в котором мы оставили свои вещи, прежде чем начать осмотр села, живет Клавдия Степановна Таюрская, урожденная Маркова из деревни Борисовой. Муж ее, Федор Гордеевич, «с войны раненный вернулся, пожил немного и помер». В 1967 г. Клавдия Степановна перебралась из Борисовой в Подымахино. До сих пор говорит об этом с сожалением: «Не глянется мне здесь!» Живет с сыном по прозвищу Каторга. Всего вырастила 11 детей, разлетевшихся по всей стране. Сейчас ей 87 лет, звали ее жить в Ленинградскую область, но она уезжать отсюда не хочет: «Где родилась, там и помирать буду». Ходит с палочкой, но бойка, разговорчива и страшная при этом матерщинница.

Попрощавшись с Клавдией Степановной, сели в лодку и сплавились до Казарок. 22 июля сего года, в воскресенье, поселок отмечал свое 355-летие. Он отделяется от Подымахино речкой Казарка, через которую лет 20-30 назад был построен мост. Жители поселка разделяют Старые Казарки – от них остался один ряд домов на высоком, образованном поворотом Лены мысу, и Новые Казарки – все остальное поселение, расположившееся ниже по течению реки и вглубь террасы, вплоть до склона невысокого хребта.

При осмотре Новых Казарок удивило, что вся прибрежная улица застроена не старыми, а относительно современными двухквартирными домами. Оказалось, что Новые Казарки, расположившиеся на более низком, чем Старые, участке ленской террасы, пострадали в 1925 г. во время большого наводнения. После него жители перенесли свои дома повыше, а в совхозное время пустующий берег был застроен вновь. Поэтому самые старые дома в Новых Казарках (начало ХХ в.) стоят по второй от Лены улице. При переносе домов трехоконные лицевые фасады часто становились дворовыми, а к дороге (к Лене) дома разворачивались длинным боковым фасадом, в которых прорубались новые окна.

На берегу Лены стоит двухэтажное каменное здание новой школы. В этом году в ней училось 111 человек. Если это число разделить на 11 классов, то получается по десять человек в классе, хотя до выпускного зачастую добирается лишь два-три ученика. 

В школьной ограде расположен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. По списку на нем можно судить, какие фамилии были преобладающими в окрестных поселениях. В Подымахино: Антипины – 11 человек, Таюрские – 6, Подымахины – 5, Наумов – 1. В Казарках: Антипины – 20 человек, Наумов – 1. В Борисовой: Антипины – 12 человек, Аксеновы – 9, Марков – 1. В Кокуе: Антипины – 13 человек. В Таюре: Таюрские – 22 человека, Наумовы – 4, Нечаевы – 4. В Новоселовой: Назаровы – 4 человека, Пшенниковы – 2, Антипин – 1. Всего из Подымахинского сельского совета ушло на фронт более 250 человек, 122 из них не вернулись в родные дома.

Встретившаяся нам по дороге бабушка рассказала о налогах, которыми облагали здешних жителей после войны: «старыми деньгами» – 1 000 рублей, картошки – 5 кулей (3 центнера), мяса – 50 кг, яиц – 30 штук, с коровы – 3 кг мяса и шкуру, со свиньи – 50 кг мяса и шкуру (взамен шкур давали выделанную кожу – на ичиги), с овцы – 200 г брынзы. После перечисления этих налогов бабушка перешла на жизнь сегодняшнюю: «Всю жизнь проработала, 40 лет стажа, а пенсии никакой!» Получает она 2 800 рублей. Машина дров стоит 2 500 рублей. «А машины-то на зиму не хватит, надо две-три».

До 1950-х гг. Подымахино и деревня Перевес (на противоположном берегу Лены) входили в колхоз «Колос». В Казарках был свой колхоз. После взятого партией курса на укрупнение хозяйств был организован единый колхоз имени Жданова, в который входили также деревни Глубокая и Борисова. В 1974 г. колхоз преобразовался в совхоз «Подымахинский». Директором его стал Тарас Боходаевич Алексеев, его имя до сих пор вспоминают с добром. Те годы совпали со строительством БАМа. В Казарках расположилось СМП-266. Были построены двухэтажные общежития для строителей, контора и другие здания. Бывшая деревня превратилась в рабочий поселок. С Казарками ныне слился и поселок Глубокий, в котором при геологоразведочном бурении в 1964 г., через два года после Марково, была открыта ленская нефть. Теперь здесь находится леспромхоз.

Некоторые из жителей Подымахино и Казарок сегодня работают «на трубе» – на строительстве нефтяного трубопровода, прокладываемого километрах в 50 от русла Лены. Работа на трубопроводе ведется вахтовым способом, трубу кладут в траншею и сразу закапывают. Местных жителей используют, в основном, на рубке просеки. Заработки «на трубе» хорошие, 15-18 тысяч там получает дворник, сварщик – 35-40 тысяч. Провинившихся (в первую очередь выпивающих) сразу же увольняют.

В настоящее время в поселениях Подымахинской сельской администрации живет более 1 000 человек. Расстояние от Казарок до Усть-Кута 50 километров. Дважды в день, утром и вечером, в город ходит автобус. В другую сторону по берегу Лены дорога тянется еще 150 километров до с. Марково. Зимником же, как говорят, можно добраться и до Якутска.