По реке Илим : Часть 4. Солодкова и Коченга
Лыхин Юрий
Категория: Усть-Удинский район : О районе, Сибирь, Сибирь
Предыдущая статья | Следующая статья
Сто лет назад, в июне 1913 года, иркутский викарный епископ Евгений Зернов в ходе своей поездки по Киренскому уезду Иркутской губернии проплыл по реке Илим.
Столетие спустя, в июне 2011 года, наша небольшая команда (Дмитрий Ступин, Никита Виноградский и Юрий Лыхин) повторила часть пути епископа Евгения по Илиму. Взяв в руки описание поездки епископа Евгения, мы сравнили его с тем, что увидели сами.
Часть 4. Солодкова и Коченга
«В ночь отправились далее. Илим капризно плещется между двумя хребтами, иногда очень значительной высоты. Местами и весьма часто попадаются шиверы (вода падает чрез камни); при оплошности кормовщика лодка наша нередко ударялась о камни; сон был поэтому не особенно крепкий, а с прибытием в приходское село Коченгское с раннего утра начался торжественный звон и пестрая толпа коченгцев нетерпеливо ожидала на берегу выхода высокого гостя. В толпе, прячась за других, выглядывали политические: показать, что и они интересуются приездом архиерея, им не хотелось, а с другой стороны, этот приезд, всколыхнувший жизнь коченгцев, коснулся и жизни ссыльных; они интересовались — каков архиерей, о чем он поучает народ; некоторые из них пришли даже на молебен в храм…
Село Коченгское расположено на левом берегу р. Илима при слиянии двух речек — Коченги и Илима; в нем 53 двора. Приходский храм вне села, в поле, посвящен имени св. Алексия, человека Божия, существует с 1862 года, имея при себе 1210 душ прихожан обоего пола. Храм достаточно прочен и всем нужным снабжен, обнесен хорошей деревянной оградой. По штату положен священник и псаломщик. Священник Мичурин только что приехал, будучи переведен из Шамановой. Бывший священник о. Лыхин выехал из Коченги 20 марта, значит, приход стоял свободным 2 1/2 месяца, заведовал им илимский священник о. Н. Савватеев. О. Мичурин с образованием 3 кл. духовного училища, в сане священника служит 18 лет. Должность псаломщика относит Василий Плетенев, обучавшийся в Киренской второклассной школе, 19 лет. Просил Владыку о рукоположении его в сан диакона; получил отказ, за малолетством и неподготовленностию.
В 8 час. утра Владыка вышел из лодки. По пути к храму он выслушал краткий доклад о. благочинного о состоянии прихода; многочисленная толпа в глубоком молчании сопровождала нас. В храме Владыка отслужил молебен св. Алексию, человеку Божию и св. Иннокентию Иркутскому с акафистом. Народу собралось более 300 челов. Так как Коченгский приход в значительной степени подвержен пороку пьянства, то Владыка признал нужным предложить народу назидание о вреде и пагубности пьянства. Прекрасное слово его было выслушано при гробовой тишине и, несомненно, запало глубоко в сердца слушателей… Храм и все церковные документы найдены в порядке, деньги и свечи в целости. Из храма Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу, где произвел экзамен выпускным ученикам по всем предметам курса, сделавши отметку в визитационной книге, что познания учащихся вполне удовлетворительны. В школе всего обучается 15 мальчиков и 8 девочек. Учащим состоит дочь крестьянина, девица Ксения Попова с 11 февраля 1913 года, с образованием Малышевской второклассной учительской школы. Имущество школы в порядке. Преподавши благословение ученикам и раздавши привезенные гостинцы — пряники и конфекты, Владыка посетил местного благотворителя школьного и церковного К.И. Щегорина, священника о. Мичурина и псаломщика Плетенева. Коченгское было настроено по-праздничному. Мужики и бабы, разодетые, сидели около домов и тотчас вставали, как Владыка показывался на улице. В 2 часа дня отправились дальше. Плыть теперь было безопасно, р. Коченга углубила воды Илима вдвое, шиверы встречались редко, да если и попадались, то камни были на значительной глубине, не представляя опасностей для нашей флотилии. Отсюда мы отправились на четырех крытых лодках: в одной плыл Владыка с сопровождавшим его священником, в другой — свита, в третьей — становой пристав и в четвертой — благочинный. Илим торжествовал праздник… Весело оглашался он всплескиваниями весел и говором ямщиков, перебрасывавшихся деловыми фразами с одной лодки на другую. Лодки наши — то плыли рядом, то привольно разбрасывались в длину и ширь Илима, на расстоянии нескольких сажен. Пить чай, обедать и ужинать Владыка приглашал в свою лодку. Уха подавалась прямо с огня на стол, в задымленном котле. Отдавая несколько запахом дыма, она имела какой-то особенный вкус, заставляя нас с аппетитом кушать одну тарелку за другой. Варили на особо устроенном очаге, в носу лодки, здесь же кипятили самовар и чайник, так что плавание продолжалось без остановок. Особенно очаровательным был ужин, когда кругом окутывала темнота, природа замирала, изредка разве раздавалось в лесу чириканье птички, лодки плавно катились вниз, понуждаемые гребцами. При зажженной свече мы семьей совершали свой поздний ужин, отдыхая от дневного труда в задушевной беседе со своим Архипастырем. Хорошее было времечко. Мне оно будет памятно до гроба… После ужина, одевшись потеплее, Владыка выходил подышать свежим воздухом, пользуясь временем, когда мошка и овод давали вздохнуть их посетителям… Запросто он беседовал с ямщиками, интересуясь их жизнью и занятиями. Они сначала робели, а потом более смелые из них вступали в разговоры и рассказывали своему Архипастырю о наболевших своих нуждах, своих печалях и радостях…»