Город Зима Иркутская область. Первое упоминание о поселении относится к 1743 году. Статус города присвоен в 1925 году, в январе 1968 г.

Наследие зиминских купцов Розенбергов

Для меня моей малой Родиной является небольшой сибирский город Зима Иркутской области. Здесь я родилась и живу долгие годы. История нашего города насчитывает почти три столетия, в этом году Зима отмечает свой 280-летний юбилей. По истечении сотен лет очень сложно восстановить его исторические страницы, да и, к большому сожалению, старинная Зима постепенно исчезает, исторические строения разрушаются.

Об одном таком здании мне хотелось бы рассказать. На перекрестке улиц Подаюрова, раньше Московский тракт или Большой Главный Сибирский тракт и Клименко, названной именем Героя Советского Союза Сергея Клименко или Первой улицы находится уникальное здание купцов Исая (Моисея) и Адама Розенбергов. О некогда большом семействе Розенбергов, живших на зиминской земле с ХIХ  века, архивные документы повествуют очень скупо. В основном, это заметки из старых местных газет зиминских краеведов и старожилов города.

Зажиточных людей купеческого сословия в то время в городе было не мало, с момента возведения железной дороги началось бурное строительство особняков и доходных домов. Братья Розенберги решили перещеголять всех и им это удалось. В народе существует легенда о необычной судьбе этого особняка. Строение обозначено как жилой дом начала ХХ века. Это уникальный старинный исторический памятник архитектуры, очень красивое деревянное здание, которое украшало и до сих пор украшает город. Бревенчатое сооружение представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. Двухэтажный дом с деревянными наличниками, несмотря на свою, уже вековую жизнь, до сих пор привлекает внимание прохожих. Розенберги внесли в архитектурный облик сибирского провинциального городка нечто, что до сих пор вызывает разговоры и споры среди потомков. Дом, выстроенный по приказу владельцев по голландской технологии на просмоленных лиственничных столбах, которые отличаются долговечностью. Пристройка к дому была выполнена из бруса. Планировка вполне традиционная для Сибири. Особняк пережил революцию, Гражданскую войну и становление Советской власти.

 Усадьба Розенбергов была построена и огорожена одной из первых на улице. Рядом проходил Московский тракт. В прошлом, как и сейчас, это бойкое и людное место. Проезжающих было очень много, по тракту постоянно двигались обозы, конные упряжки, почтовые кибитки, цыганские таборы, переселенцы, ссыльные и простые лихие люди из беженцев. По архивным материалам, известно, что братья Исай (Моисей) Маркович и Адам Маркович Розенберги были состоятельными купцами, имели свой магазин, постоялый двор и конюшни.

 Исай, старший брат из Розенбергов, поселился в Зиме в середине 60-х годов ХIХ века. Был женат на дочери известного иркутского купца Феодосии Леонтьевне Шепшелевич. В семье родилось восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

Поселившись в зиминском поселении Старой Зимы, он был одним из самых богатых и уважаемых людей. Купец занялся торговлей, которое стало приносить хорошие доходы. Все члены семьи помогали вести торговые и хозяйственные дела.

Торговое дело у Исая постоянно и последовательно расширялось. Он уже просто не успевал за всем многообразием своей деятельности и поэтому подключил к ней своего младшего брата Адама. Вдвоем стало легче управляться. С прибытием первого паровоза на станцию Зима, купец с семьей перебрался на станцию, где построил сначала один большой двух - этажный дом, а позднее и второй. Капитально ремонтировался этот дом лишь в пятидесятые годы, тогда от первоначальной постройки оставили остов, а стены поменяли.

На первом этаже первого дома размещался магазин, семья жила на втором. Здесь располагались зал и жилые комнаты членов семьи, отдельные для каждого. Ассортимент товаров в магазине был весьма широк, что нашло отражение в местной поговорке «Розенбергский магазин мое сердце поразил».

Очень оригинальным и красивым по своей архитектуре был и второй особняк. Двухэтажный дом с мезонином, построенный по моде того времени, способ постройки этого здания не сибирский. Это был единственный дом с мезонином в Зиме. Деревянное строение богато украшалось резьбой, ажурными наличниками и имели свой неповторимый облик. Дом сдавался внаем железнодорожным служащим.

От него получали хороший доход. Между этими домами располагался еще один дом для  прислуги и хозяйственных нужд: прачечная и гладильная комната. К дому еще была пристроена одноэтажная кухня со своими подсобными помещениями. Обширные складские помещения разделялись на секции. В огромном складе хранился большой запас напиленных и наколотых березовых дров, которых хватало на всю студеную сибирскую зиму. Кроме того, для растопки имелся запас лучины из смолистых дров хвойных пород и запас древесного угля для постоянной заправки утюга при глажении.

Около большого хозяйского дома был колодец с воротом, на который наматывалась длинная веревка при подъеме ведра с водой. Имелся погреб-ледник, в котором хранился необходимый запас скоропортящихся продуктов.

Вся территория усадьбы была застелена толстыми плахами-грязи не было. Справа от главного входа в дом, был небольшой палисадник, где росли сирень и малина. А главный сад находился в самом конце дома, там были посажены сибирские яблони-дички и кусты белой обыкновенной сирени.  Главный вход в дом был сделан из прочного тротуара и выделялся высоким крыльцом с широкими ступенями. Несмотря на почтенный возраст, дом никто не красил, он почернел от времени, но, что характерно нисколько не сгнил. Позднее, часть этой усадьбы была разрушена временем и людьми. Она утратила свой первоначальный вид.

Кроме магазина и домов купец имел заимку на озере Халют. Здесь он, говоря современным языком, фермерствовал. На этой заимке делами управлял его сын Миней. Здесь разводили пчел, крупный рогатый скот. Выращивали хлеб, овощи, травы, гречиху, которые продавали в своем, же магазине. Для улучшения ведения хозяйства выписывали машины из-за рубежа и пытались вести хозяйство на научной основе. Это была непросто заимка, а настоящая сельскохозяйственная коммуна. В дело были вложены капиталы не только Розенбергов, но и соседей, проживающих рядом. Торговыми делами в Зиме Розенберг старший занимался до самой смерти.

Озеро Халют окутано тайной. Как гласит народная молва, купцы здесь вели тайную добычу. Под страхом смерти запрещалось рассказывать о том, что там добывали. По рассказам старожилов, они добывали соль. Соль, в те времена была очень дорогим продуктом. Но, тайна была раскрыта, и тогда Розенберг приказал открыть шлюзы и затопить шахту. Погибли все рабочие. Прошло много лет, многие пытались измерить глубину озера, но точно измерить, так и не смогли. Примерная глубина шахты 180 метров. Все признаки указывают на то, что водоем этот не природный, а искусственный. В нем имеется деревянный сруб, верхняя часть которого торчит над водой. Озеро назвали Розенбергским, в честь младшего брата Адама, который погиб при затоплении шахты на заимке Халют, так и не успев завести семью. Вот такая загадочная легенда существует об этом озере.

Местное население увековечило имена купцов в их названиях: заимку стали называть Розенберской, а поле - Моисей-поле. После смерти старшего Розенберга, в 1910 году, его дом купил машинист паровоза станции Зима-Никитин Дмитрий Николаевич. После 40 -х годов, его передали в собственность города, сделали перепланировку и реконструкцию, там стали проживать три семьи. Сегодня дом превратился в социальный объект и служит до сих пор. В этом историческом здании расположен отдел ГИБДД. Вот такие повороты судьбы. Разве сибирские купцы могли предположить, что в доме, который они строили для своих детей и внуков, спустя несколько десятков лет будут трудиться люди в погонах.

Второй построенный дом с мезонином, считался визитной карточкой нашего города. Это настоящий музей под небом. Его судьба, как и многих других очень печальна. Хотя, он  был внесен в список памятников архитектуры Иркутской области и был объектом культурного наследия, в 2017 году его безжалостно снесли. Это была большая трагедия для нашей Зимы.

Дома купцов Розенбергов прожили несколько жизней. Их стены несли и несут память о прошлом, в котором отражается вся история нашей страны. Хорошие они были люди, купцы Розенберги или не очень, не нам судить, но осталась в Зиме память о них. Более того, то, что когда – то было ими построено, приносит горожанам пользу, и по сей день.

Старое и новое, история и современность тесно переплелись между собой. Эти исторические здания на улице Клименко и Подаюрова нравятся не только мне, но я думаю и очень многим жителям нашего города. Так с любви к малой Родине и начинается любовь к Родине великой.

главный библиотекарь читального зала Центральной библиотеки
семейного чтения имени Н. Войновской,
раевед Светлана Владимировна Гаврилова