Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

История Свято - Троицкого храма в г.Зима

Каждый человек любит свою малую Родину, тот край, город или село, где он родился, провел детство и юность, а очень часто и всю жизнь. Моей малой Родиной является город Зима, который богат своей историей, интересными памятниками архитектуры и деревянного зодчества, а также творческими людьми, зиминскими поэтами и актерами, известными на всю Россию, на весь мир.

1777 г. Первоначальный вид Свято-Троицкого храма

Свято-Троицкий храм

Свято-Троицкий храм

2008 г. Свято-Троицкий храм

2009 г. Свято-Троицкий храм

2021 г. Свято-Троицкий храм

А еще наш город славится православными храмами, где история и современность тесно переплетаются между собой. На Руси невозможно было представить селение без церкви. В Зиме когда-то насчитывалось четыре храма: Покровская церковь, собор Святого Тирона, Свято-Никольский и Свято-Троицкий храмы. История храма отображает историю нашего города.

Самая старая из Зиминских церквей – Троицко-Иннокентьевская или Свято-Троицкая, была возведена во времена Екатерины II, ей уже более двухсот лет. Место для нее выбрали самое красивое, на берегу реки Мура, в переулке Клубный, 2. Это район старой Зимы, откуда пошло наше Зиминское поселение. Церковь является уникальным памятником архитектурного зодчества, построенная в конце XVIII века в 1782 году.

Вначале она была деревянной и простояла без малого 108 лет. В 1861году жители решили на месте деревянного храма построить каменный. Это год отмены крепостного права в России, весть об освобождении крепостных людей каким-то образом повлияло на решение, хотя в Сибири, как известно, ни помещиков, ни крепостных не было. Церковь была построена итальянскими архитекторами и строителями, к большому сожалению, история не сохранила имен искусных мастеров. Стены ее выложены из особого кирпича. Узкие, редко расположенные на фасаде щелевидные окна подчеркивали толщину и массивность ее конструкции. Мощность сооружению придавала и небольшая входная дверь, напоминающая бойницу крепости.

Сбор средств на строительство храма продолжался 19 лет, к весне 1880 года он был закончен. Всего на строительство церкви ушло 30 тысяч рублей.

 Причем, пожертвование на строительство этой церкви принимались не только деньгами, но и продуктами, молоком и яйцами (по 30 штук с каждого двора). Слухи о сверхпрочной кирпичной кладке, замешанной на молоке и яйцах, не легенда, а историческая реальность. Согласно архивным данным, храму помогали не только зажиточные горожане, но и крестьяне. Известен такой факт, что простой крестьянин, имя которого не сохранилось, пожертвовал на храм 3 тысячи рублей, накопленные за всю жизнь.

Участие в строительстве новой каменной церкви принимали около 3 тысяч человек: одни помогали деньгами, другие – своим трудом. При новых стенах у храма осталось старое название: алтарь был освящен в честь святой Троицы и святейшего Иннокентия, первого епископа Иркутского.

Торжественное открытие Свято-Троицкого храма состоялось 14 октября, в праздник Покрова Божьей матери, на котором присутствовали прибывший из Иркутска Архиерей, духовенство из Кимильтея и Заларей. С этого дня и началось богослужение, продолжавшееся до конца 1930-х годов прошлого века, когда в России начались гонения священнослужителей.

Первым приход храма принял Григорий Можаров, возглавлявший до 1867 года. Сохранилась памятная запись за 1863 год. «На сооружение каменного Троицкого храма собрано денег 3098 рублей 83 копейки серебром. Священник Григорий Можаров». Прихожанами церкви стали жители окрестных деревень: Подгорной, Мордино, Ухтуя, Челябы, Услона.

Свято-Троицкий храм был красивейшим архитектурным сооружением, с ажурными крестами и голубыми куполами с золотыми звездами. Его окружала великолепная резная ограда. Внутри стены храма расписаны иконами, а под потолком повисали тяжелые люстры с многочисленными подсвечниками, состоящие из ста пятидесяти свечей. Для них изготовили специальные устройства, чтобы поднимать и опускать светильники. По церковным канонам войти в храм можно было только через Западные ворота. Были там и еще одни, ведущие на кладбище, через которые после отпевания усопших следовала похоронная процессия.

Кладбище, размером порядка 12-14 соток находилось совсем недалеко от храма. Со временем, от старости и отсутствия надлежащего ухода, одни могильные камни осели в землю, других при наводнениях смыло в воду. По рассказам старожилов, еще очень долго, после того, как кладбище перестало существовать, на берегу находили остатки памятников. А священнослужителей и городскую знать хоронили прямо в церковной ограде. До сих пор можно увидеть старые могильные плиты на территории храма.

Церковь располагалась так, что видно ее было издалека. Поэтому, все путники, следовавшие по Московскому тракту, не могли проехать мимо.

А еще дальше плыл по реке колокольный звон. И слышно его было на пару десятков километров. Стоит храм недалеко от места слияния двух рек, Оки и Муры. В теплых ключах в речке Муре вода не замерзала даже в 40-градусный мороз. В Крещение, когда на улице было порой ниже 40 градусов, здесь бурлила вода. Ее и освещали в праздник. Из воспоминаний старожилов, от желающих унести эту «священную» воду  домой не было отбоя.

Свято - Троицкая церковь на своем историческом пути повидала многое. Она свидетельница небывалых потрясений и размеренных будней поселения. В годы Советской власти храм постигла участь большинства российских церквей. Его разграбили, практически уничтожив всю церковную утварь, до наших дней ничего не сохранилось.

В 1936 году начался разгром храма. Вначале сняли колокол. Существует две версии его дальнейшей судьбы. По одной из них, его увезли, разбили на куски и переплавили. Но есть и другая версия, колокол сбросили на дно очень глубокой реки Муры, где возможно он и лежит до сих пор, затянутый илом.

Затем разрушили три главы-маковки, которые венчались ажурными крестами, вышибли оконные проемы. Ломали иконы, топтали их ногами, сжигали на кострах. Верующие горожане тайком забирали иконы и книги, а вернее-просто воровали. Ведь уносить их домой было строжайше запрещено. О судьбе тех, кто принимал участие в разрушении, рассказывали страшные истории. Будто бы почти все рабочие бригады погибли в муках.

 В апреле 1936 года храм передали под нужды Культпросвета, где устроили клуб. По свидетельствам старожилов и архивных документов, в клуб ходило совсем немного народа: не каждый, воспитанный на вере в Бога, сможет плясать под гармошку и петь веселые частушки в священном месте. Тем более об этом клубе ходили нехорошие слухи. Как будто бы, ровно в полночь раздавались здесь непонятные звуки: то конский топот, то сильный грохот. Поэтому учреждение культуры вскоре закрылось. В 1944 году было решено открыть в храме пивоваренный завод, но и этого не получилось. Затем пытались сделать кожевенный цех, но все без успеха. Через два года была попытка разломать здание, но механизмы не справились с творением рук людей. Стены не поддавались, поэтому от церкви на время отступились и вернулись к ней в 1956 году. Здание отдали швейной фабрике. Швейники построили здесь цех по изготовлению матрасов и телогреек, а потом просто сделали из церкви склад.

О восстановлении храма заговорили в начале 1990-х годов прошлого века. На призыв откликнулись коллективы многих предприятий и жители города. Самым активным меценатом был Денис Николаевич Шлыков, удостоенный Ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Не простым оказалось дело восстановления церкви. Не хватало средств, но помогли прихожане. В настоящее время здание приобрело первоначальный вид. Его реконструкция проходила по старым фотографиям, чертежам и рисункам того времени. Удалось установить колокольню, купол и крест. С лета 2014 года, здесь стали проходить богослужения для всех прихожан.

Свято-Троицкий храм вновь стал исторической достопримечательностью города. Это еще одно напоминание о том, что нельзя стирать с лица земли святые реликвии.

Автор работы: Гантимуров Даниил, ученик 6 «б класса» МБОУ «СОШ № 7» Иркутская область, г. Зима. Куратор: Светлана Владимировна Гаврилова, главный библиотекарь ЦБСЧ