Туризм как инструмент колонизации Байкала
Сегодня прочитал в интернете следующее сообщение: «Власти Камчатки заявили, что региону не нужны миллионы туристов. Полуостров готов принять «ровно столько туристов, сколько не ухудшат экологическую ситуацию», сообщил глава правительства Камчатского края Евгений Чекин. Чиновник подчеркнул, что «не надо вытаптывать природу». «Это север — восстанавливается все очень долго, проходной двор нам не нужен», — добавил он».
Подумалось, а ведь этот Евгений Чекин прав! Нужны ли действительно Камчатке эти миллионы туристов, если ценой их пребывания станет уникальная природа этого полуострова?! Развивая эту тему, задаю этот вопрос и своим землякам, жителям Байкальского региона: а действительно ли нам нужны на берегах Байкала эти фешенебельные туристические комплексы (о которых сегодня много говорят и пишут), если в результате изменится визуальное восприятие Байкала как сохранившейся в неприкосновенности природной территории, на противоположенное?
И кто их будет строить, кто будет получать прибыль от их эксплуатации? Местные жители? Они, в лучшем случае, будут работать там горничными и охранниками. Это, конечно, уже бы пошло плюсом, если бы не одно «но». А именно: одной из проблем гостиничной отрасли и Иркутска, и Листвянки, и турбаз на побережье Малого моря (по Бурятии не знаю, не берусь утверждать) является нехватка обслуживающего персонала. За те деньги, которые хотельеры готовы платить, местные работать не хотят. А больше турбизнес платить не может, потому что иначе теряется экономический смысл этой деятельности. Некоторые нашли выход в лице мигрантов, которых и наши мизерные зарплаты пока ещё удовлетворяют. Но нам-то они зачем, эти мигранты, и эти фешенебельные туркомплексы?! Ведь стоимость проживания в них летом будет равна отдыху, например, в Таиланде. А судя по прошедшему сезону 2022 года, и в два-три раза выше. А зимой…
А вот что касается зимы, то есть очень большие сомнения, что кто-то зимой, по крайней мере – до февраля, поедет на Байкал, в ту же, например, Турку, что на восточном побережье озера. Даже в том случае, если там действительно в местности Пески будет построен одноименный туристический комплекс. Вместо, кстати, пока ещё естественного участка побережься, расположенного между автодорогой и оз. Байкал, и представляющего собой песчаный пляж с редкой растительностью.
Понятно было бы строительство, например, туристического комплекса (исторический парк, зона аттракционов и проката каких-нибудь экзотических транспортных средств, и пр.) в Большом Голоустном, т.к. с завершением строительства туда нормальной дороги это село стало потенциально интересным с точки зрения воскресного отдыха для иркутян (уже давно «объевшихся» Листвянкой). В сочетании с катанием на собачьих упряжках в Малом Голоустном такой маршрут действительно будет интересен в течение круглого года, особенно молодым семьям. Чуть похуже в этом плане перспективы у Бугульдейки, но они всё-таки есть. И опять таки ни там, ни там не надо будет вторгаться в естественную природную среду, так как это так называемые селитебные земли, или ландшафты, относящиеся к антропогенным.
Сложно возражать и против попыток Олега Дерипаски и К° (точнее – Эн+) создать туристский рай в Байкальске, потому что там территория, уже давно подвергшаяся огромной антропогенной и промышленной нагрузке, и не надо губить дикую природу. Но есть вопросы. Например, где ваш рынок туристов? Иркутск? Улан-Удэ? Москва? Или, может быть, Китай? Но зачем ехать китайцам в Байкальск, если у них есть, например, горнолыжный курорт Чаньбаньшань (где не две-три, а около 20 трасс)? Далее: даже если вы сможете сформировать ажиотажный спрос на ваш турпродукт, то скажите мне, как вы повезёте своих туристов из аэропорта в Байкальск? По опасному Култукскому тракту, где до сих пор при первом снеге идут фуры под откос? Или на электричке? Наконец, а куда делся энцефалитный клещ, из-за которого даже местные жители боятся соваться в тайгу? И что, летний климат там, в Байкальске, улучшился, стал не таким мокрым? А ещё, наверное, унылый антропогенный ланшафт (при этом пересечённый железной дорогой) вдруг, по мановению волшебной палочки, снова стал естественным, природным! Ну да бог с ним, с Байкальском. А вдруг и в правду там что-нибудь получится!
На самом деле меня беспокоит другое. А именно то, что создается впечатление, что через тему развития внутреннего туризма в России будут отмываться, и «осваиваться» огромные средства, будет создано значительное количество новых бесполезных, невостребованных объектов вместо того, чтобы улучшить, благоустроить уже имеющееся, и в первую очередь – уже сформировавшиеся туристские центры. Такие, как, например, если говорить о Байкале, Иркутск и Листвянка. Может быть, те 108.2 миллиона рублей, которые госкорпорация Туризм.рф буквально завтра, через электронный аукцион, передаст победителю конкурса на разработку мастер-плана туристско-рекреационного кластера «Тальцы», использовать как-то по другому, скажем – на благоустройство Листвянки? Или кто-то из местных экспертов, из местных туроператоров всерьёз верит, что действительно этот «кластер» сможет задержать, оттянуть на себя тех туристов, кто и приехал-то к нам только ради Байкала?! Что они довольствуются архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы» (как бы не был он хорош!..) и, руководствуясь гуманизмом и экологическими принципами, откажутся проехать еще тридцать километров, чтобы «не перегружать Листвянку»?! Извините, но это полная глупость! Как и то, что архитектурно-этнографическому музею «Тальцы» действительно, кровь из носу, для развития необходимы те 300 га леса рядом с ныне принадлежащей ему территорией, которые он, по слухам, уже себе оттяпал. Те, кто возит своих туристов на Байкал, и попутно посещает с ними этот музей, подтвердят, что и ныне действующей экспозиции более чем достаточно для того, чтобы их туристы получили полное представление о сибирской сельской архитектуре и быте. И даже поговаривают, что новые объекты уже будут избыточны, потому что времени на их посещение не хватит.
А построить ещё собираются немало. А именно (цитирую):
«Всего же в рамках «дорожной карты» появится 19 исторических объектов. В 2023–24 годах в музее откроют новые объекты трактовой, переселенческой экспозиционных зон. Речь идет о костеле, синагоге, дацане и Введенской церкви, а также домах татарских и украинских переселенцев, этапной тюрьме. Сегодня уже строятся здания волостной управы и пожарного депо, ведется капитальный ремонт дома из села Загатуй Баяндаевского района. Из областного бюджета в 2022 году направлено 100 миллионов рублей.
Кроме того, на въезде в музей проведут ремонт дороги, сделают полосу разгона, четыре дополнительных парковки на 800 автомобилей, установят стилизованные остановочные пункты. На реке Ангаре модернизируют причал и проведут благоустройство территории музея, воссоздадут усадебную инфраструктуру».
При этом, например, парк «Лукоморье» (всего-то в 2 км от музея!), так и не стал востребованным именно по той причине, что на пути от Иркутска до Листвянки вполне достаточно такого туристского объекта, как «Тальцы».
Впрочем, раз есть на это деньги, пусть развиваются, но на собственной территории. Зачем, повторюсь, «Тальцам» ещё 300 га леса рядом?! Того самого леса, который сегодня хоть как-то отделяет музей «Тальцы» и одноименный посёлок от турбазы «Ангара», принадлежащей Роснефти. В случае «освоения» этого леса всё это пространство должно будет слиться в единый антропогенный ландшафт, без всяких там «зелёных зон»! Или, действительно, зачем они, эти зоны?! — только клещи в них плодятся… Короче, вместо леса вскоре здесь может появиться, например, копия Александровского централа! Имея деньги, почему бы и этот уникальный, но заброшенный исторический объект в Боханском районе не перенести сюда, в «Тальцы»?!
Всерьёз воспринимать эти планы по созданию «туристско-рекреационного кластера “Тальцы”» заставляет то, что за музеем маячит неоднозначная фигура корпорации Туризм.рф. Уже пишут о том, что её пытаются использовать с целью «приватизации» самых «лакомых» территорий, и вовсе не обязательно с целью туризма… Не тот ли случай и с этим, прости Господи, «кластером»?! При этом так и не решаются застарелые проблемы Листвянки! А ведь, по наработкам Ассоциации «Байкальская виза», вполне возможно значительно увеличить, скажем так, «туроёмкость» этого посёлка за счёт, например, «высотного», вертикального развития Листвянки. Не в плане строительства там «высоток», а в смысле поднятия инфраструктуры на гору, строительства дороги над посёлком. Может быть, не тратить огромные деньги на новые и новые мастер-планы, а внимательно изучить все старые наработки? Например, разработанный в 1994-1995 гг. за счет средств японского Фонда развития политических и гуманитарных ресурсов человечества (PHRD Fund) «Генеральный план развития экотуризма в регионе озера Байкал», в котором рекреационная емкость озера Байкал была определена в 2 млн. человек в год (я, кстати, принимал участие в его подготовке). А ведь были и другие многочисленные наработки! Знает ли о них вице-премьер Виктория Абрамченко?! — которая недавно «дала поручение "Ростуризму, АО "Корпорация Туризм.РФ" совместно с Минприроды, Минвостокразвития, правительством Бурятии и Иркутской области разработать план мероприятий по системному развитию экологического туризма на Байкальской природной территории с учетом минимизации и перераспределения антропогенной нагрузки на территорию». Сколько можно плодить этих «планов», «программ» и «концепций», когда уже давно всё изучено, и обосновано! Нам что, больше деньги некуда тратить?
Завершая, хочу обобщить вышесказанное. Первое: предлагаю ввести мораторий на новое масштабное туристское строительство в Байкальской природной зоне. Второе: с учётом передачи полномочий Ростуризма в Минэкономразвития пересмотреть стратегию и тактику формирования туристской отрасли, по крайней мере, на западном побережье Байкала с целью экономии значительных средств. И, наконец, третье: более трезво смотреть на туристский потенциал байкальского побережья, вкладываясь только в то, что однозначно будет востребовано, что не нарушает естественной природной среды и в то, что, раз уж оно уже построено, требует серьёзной реконструкции. Например, КБЖД, Порт-Байкал, Листвянка, Большое Голоустное, Бугульдейка.
И, наконец, о названии данного материала. Да, соглашусь, что оно звучит несколько провокационно… — с тем, чтобы привлечь внимание к этому материалу! — это с одной стороны. А с другой — мировой опыт развития индустрии туризма действительно говорит о том, что туризм может стать как инструментом экономического развития, так и особой, «туристской» формой колонизации местного населения, когда оно, и его ресурсы, эксплуатируется пришлыми туристскими (и не только) корпорациями, не получая взамен ничего, кроме унижения быть обслуживающим элементом при чужих интересах.
У меня складывается впечатление, что у нас, на Байкале, мы начинаем потихоньку двигаться именно этим, вторым путём.
P.S. Сегодня, когда волонтёры напрягаются с тем, чтобы собрать деньги на покупку бронежилетов, когда на фронте ощущается нехватка самого необходимого (те же печки-буржуйки!), когда население начинает осознавать, что лучше-то экономическая ситуация в стране в ближайшие годы не будет, и пора подзатягивать пояса, и пр., необходимо пересмотреть «довоенные» грандиозные планы развития внутреннего туризма в стране, отдав приоритет поддержке малого и микробизнеса в этой сфере. То есть, поддержать, в первую очередь, именно местное население, ему «отдать» туристов, приезжающих на Байкал, а не крупным игрокам, которым всё равно, на чём зарабатывать – на энергетике, на алюминии, или на туризме.
Владимир Бережных,
стаж работы в туризме 42 года