В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Белорусское товарищество отмечает праздник «Грамнiцы» (Иркутск, 2 февраля)

Белорусский обряд «Грамнiцы» уходит в далёкое прошлое наших предков, в древнеславянскую эпоху. Обряд имеет и второе название «Стрэчэньне».  

Итак, давайте разберемся, почему этот обряд так называется и каково его значение.

Белорусы издревле заметили удивительную особенность Природы. После сильных январских морозов обычно наступает резкое потепление. Позже во второй половине февраля, начале марта вновь могут ударить морозы, замести метели. Конечно же, это явление народный календарь наблюдательных наших предков обойти не мог. Возник целый Обряд, который несёт множество различных поверий, поговорок, примет.

2 февраля каждый год белорусы отмечают «Грамнiцы». Почему? Да потому, что в этот День Зима с Летом встречается – отсюда и второе название «Стрэчаньне», т. е. «Сустрэча» (бел.) – «Встреча». А вот Вам и вариант белорусской обрядовой песни в этот День:

А щ нас сёньня Стрэчаньне, Стрэчаньне,

Зима з летам стрэлася, стрэлася,

Лета зiму пихнула, пихнула,

И ножачку зьвихнула, зьвихнула.

Зима пайшла плачучы, плачучы,

Лета пайшло скачучы,скачучы.

Итак, почему «Стрэчаньне» понятно. А вот почему основное название «Грамнiцы». Кто-то скажет от слова «Гром». Но разве зимой в феврале кто-нибудь из Вас слышал Гром? Лично я нет. Так в чём же дело?

Ответ кроется в древнем миропонимании белорусов. Многим из вас известно, что в белорусской мифологии есть Бог грома и молнии – «Пярун». До сих пор в белорусских деревнях (я это помню с детства) если прогремит сильный гром, то люди говорят: «Во Пярун жахнуў». А если увидят молнию, могут добавить «Гэта Пярун пускае стралу».

«Пярун» - грозный богатырь с сивыми волосами и длинной бородой. Хотя он и пожилой, но очень сильный. В руке держит каменный топор, при помощи которого высекает молнии, также мог бросать камни – метеориты. Пярун ездит на колеснице по небу и высматривает, не творит ли кто из людей беззаконие. А если увидит, то может среди ясного неба и громом прогреметь, чтобы предупредить несправедливость, а иной раз и молнию пустить, чтобы наказать. Поэтому то в народе и укрепилась пословица-предупреждение: «Как гром среди ясного неба». «Пяруна» почитали и поклонялись ему все белорусские князья и дружинники.

Но была у «Пяруна» жена, которую звали «Грамаўнiца», или «Грамнiца» (второе её имя «Цёця») – Богиня лета. По представлению белорусов, это была красивая полная добрая мягкая женщина с головой украшенной спелыми колосьями и с плодами в руках. Она покровительствовала крестьянам, и именно её просили о дожде в нужное время.

Белорусы верили, что когда «Пярун» с «Грамаўнiцай» ложились на зиму спать, то именно «Грамаўнiца» просыпалась среди зимы и всматривалась на землю: не сильно ли лютует Зюзя (Бог зимы и морозов). Самое главное, что белорусы ждали, чтобы «Грамаўнiца» проснулась. Надеялись на это. Связывали с этим множество народных примет: «Калi на Стрэчаньне певень пад страхой нап’ецца, то на Юр’я вол травы наесца»; «Калi адлiга на Грамнiцы – Вясна будзе цёплая, калi марозы завярнуць, то халодная»; «Капеж на Стрэчаньне – добры будзе ўраджай пшанiцы» и т.п.

Итак, мы с Вами разобрались, почему праздник называется «Грамнiцы» - в честь жены «Пяруна», которая просыпается среди зимы. А почему она просыпается именно 2 февраля? Неужто наши предки так точно (день в день) вычисляли середину зимы. Возможно.

Но есть и более логичное, более сакральное объяснение этому факту.

И чтобы более чётко объяснить данное обстоятельство, вернёмся к предыдущему празднику, который празднуется белорусами очень широко и по сей день – это «Каляды».

Дело в том, что для земледельца средней географической полосы время с октября по декабрь – период замирания Природы. В его сознании зима ассоциируется с господством злых сил, которые уничтожают всё живое. Более того, Тьма побеждает Свет. День становится всё короче, а ночь всё длиннее. С этим нужно бороться. Белорус-селянин использует магическое действие. В следующую за самой длинной ночь с 24 на 25 декабря группы «Калядоýшчыкаý» носят «Зорку» - искусственный символ Солнца от дома к дому и исполняют множественные ритуальные действия. Белорусы верили, что их «Зорка» помогает родиться вновь (возродиться) настоящему Солнцу и победить Тьму. Ведь только после их активного «калядования» и ношения «Зорки» День начинал увеличиваться, а Ночь сокращаться. Таким образом, начинался новый солнечный цикл, а вместе с ним и Новый аграрный год, который обещал приход тепла, света, пробуждения плодоносной силы Земли. Но чтобы Солнце победило Тьму наверняка, белорусы «калядовали» в течении двух недель – с 24 декабря по 7 января. Правда, каждому вечеру придавалась своя особенность.

Адам Киркор (этнограф 19 века) в своей работе «Следы язычества в празднествах, обрядах и песнях» писал, что «Колядки празднуются с 24 декабря…» и отражают «… рождение нового Божича (солнца), победа света над тьмой, первый радостный праздник солнца, торжество солнцеворота». («Живописная Россия. Том 3., часть 2: «Белорусское Полесье», стр. 251. 1882г.).

В белорусской мифологии Бог Солнца имеет имя – «Дажбог», т. е. «Дающий Бог» или более точно можно расшифровать как «Дающий блага Бог». Наши предки видели, что природа в своём развитии имеет определённые циклы. Именно поэтому белорус верил, что каждый год 24 декабря Дажбог должен переродится. Если этого не произойдёт, то нарушится цикличность и наступит полный Хаос.

Именно поэтому наши предки придавали такое большое значение Калядам. Но мы прекрасно знаем, что когда рождается «дитя», оно является очень слабым и малоподготовленным к этому миру, подвержено многим болезням. До сих пор в народе говорят, что новорожденного нельзя показывать даже родственникам и друзьям пока он не окрепнет (оберегать «от сглаза»). Белорусы верили, что младенец ещё 40 дней после рождения сохраняет связь с потустороннем миром.

Поэтому «агледзiны» («смотрины») проводятся после 40 дня от роду. На «агледзiны» приглашаются все родственники и друзья. Считалось, что если ребёнок прожил 40 дней, то он адаптировался к нашему миру. Значит, ему уже не так страшны «дурной сглаз» и другие болезни, которые могут возникнуть при посещении большого количества людей. Я думаю, что и с современной научно-медицинской точки зрения мы найдём этому логичное обоснование. Ведь, действительно микробы, которые сопровождают каждого из нас, могут вызвать у неподготовленного дитя серьёзные вирусные заболевания.

Но это люди. А что же Боги?

Согласно древнему миропониманию белорусов: Боги не сильно отличались от людей! Более того, они были как люди, и выглядели как люди, и могли быть разозлены или наоборот смягчены какими-нибудь делами или действиями. Как нет людей абсолютно злых или добрых, так нет и Богов абсолютно злых или добрых. С каждым, даже самым страшным и «нехорошим» Богом можно «договориться» и даже получить от него покровительство. В общем, Боги наши старшие Братья, только с большими возможностями.

Дажбог (Бог солнца) – сын Сварога (Бога неба и света) и Лады (Богини весны) – также чувствует себя уязвимым 40 дней. Поэтому силы Тьмы и Холода властвуют на земле. День всё также пока короток, а ночь длинна. Но 2 февраля Дажбогу исполняется 40 дней. Значит, его сила и устойчивость увеличиваются. Значит, его можно показать людям и пригласить на «агледзiны» его тётю «Грамаўнiцу». Вот и объяснение второго имени «Грамаўнiцы» - «Цёця»!

И именно «Цёця-Грамаўнiца» 2 февраля показывает Зюзе (Богу зимы и морозов), что его время не вечно. И ему придётся отступить.

Ну вот, теперь мы с вами окончательно разобрались, почему для наших предков так важно было провести Обряд «Грамнiцы» именно 2 февраля.

Белорусские пословицы и приметы в день «Грамнiц»

  •  Да Грамниц не скидай рукавиц, а як прайшли Грамницы, то щжо не патрэбны рукавицы.
  • Кали на Стрэчаньни рана зъявицца сонца, то будзе ранни лён.

  • Кали на Грамницы снег перамятае цераз дарогу, то будзе позьняя восень.

  • Кали на Грамницы растане снег, то на Юръя будзе трава.

  • На Стрэчаньне зима на мароз идзе, а сонца на лета.

  • На Стрэчаньни сьняжок, вясной дожджык.

  • Прагляне сонца скрозь хмары – на цяпло, а не прагляне – чакай моцных марозащ.

  • На Стрэчаньне зима з летам сустрэлася и з дароги не зварочвае, а лета яе щ зубы бъе: зубы трашчаць, дзеци, зьбираючы их, пишчаць (это значит сосульки появились).

  • Раницай на Грамницы выпадзе сьнег, чакай ранняга щраджаю; у пощдзень – сярэдняга, да вечара – позьняга.

  • Кали вецер на Грамницы дзьме, дык з дрэващ нячысьцикащ здымае, летам ураджай фруктащ багаты будзе.

  • Карми на Стрэчаньне курэй ащсом, вясной будзеш з яйцом.

  • Сьвятое Стрэчаньне свечы сукае, лета сустракае.

  • Грамницы – хлеба палавицы, а зимы трэццяя частка.

  • На Грамницы мяцелица, вясна будзе позьняй.


Сценарий обряда «Грамнiцы»

(с пояснениями)

г. Иркутск. Усадьба Сукачёва Молодёжный Клуб «Крывiчы».

1. Парни раскладывают ритуальный огонь. Зажигается он после обрядовых слов, которые произносит выбранный старший: Багіня Грамаўніца, дай нам Перунову іскрыцу!” Огонь разжигается старинным способом (без спичек и зажигалки), от искры, путём высекания её из “крэсiва” (кремневого камня). При этом девушки даже и близко не должны быть. Ибо считается, что “Не дзеўка агонь раскладала”. То есть разжигать «живой огонь», который имеет ритуальное значение, должны только мужчины. После того, как Грамаўнiца услышит просьбу парней и увидит их усилия она посылает «Перунову искру» и огонь взмывается вверх.

2. Приглашаются девушки. Выбранная девушка выходит на пол шага вперёд и говорит ритуальные слова:

А щ нас сёньня Грамницы,

Зимы палавицы.

Няхай Лета щ акенца пастукае,

Громам ясным у небе пагрукае.

Сьвячу грамничную запальвае.

Духащ злых адважвае.

А мы Грамницы шануем,

Разам зьбираемся й сьвяткуем.

Все вместе становятся вокруг костра и, взявшись за руки, исполняют ритуальную песню:

Зима з летам сустрэла… У-у-у!

Сустрэлася,

Зима щ лецечки пытала… У-у-у!

Пыталася:

Ци было лета, ци не быва… У-у-у!

Не бывала,

Маци на вулку не пуска… У-у-у!

Не пускала,

Усё каморачку замыка… У-у-у!

Замыкала,

А щ каморачцы вакеня… У-у-у!

Вакенячка,

А щ вакенячку кватэра… У-у-у»

Кватэрачка,

Ох, кину-гляну щ вакеня… У-у-у!

У вакенячка,

Да й на вулицы пылок мя… У-у-у!

Пылок мяце,

Божая маци танок вя… У-у-у!

Танок вядзе,

Шчэ й з маладыми дзящчата… У-у-у!

Дзящчатами,

А шчэ й з нами сяброщка… У-у-у!

Сяброщками.

Данная песня усиливает магическое свойство ритуального огня. При исполнении песни все идут по кругу «на встречу солнцу» (против часовой стрелки). Песню могут исполнять как девушки, так и парни.

3. Выбранный старший (обязательно мужчина, не молодой, желательно с сединой – прообраз Перуна) подходит к ритуальному костру и говорит следующие слова:

«А Божухна наша Грамаўніца,

Ад холада і сьцюжы заступніца.

Дай нам праз Сьвятое Вогнішча,

Сваю моц і сілу!

Запалі Сьвячу Грамнічную,

Выкажы згоду вялікую”

Затем он зажигает большую «Грамнiчную» свечу (диаметр не менее 7см., высота не менее 15см.).

4. Все участники достают свои свечи (диаметр не менее 2см., высота не менее 20см.). Выбранный старший подходит к каждому со своей большой свечой и, проведя над головой участника круг зажигает его свечу. При этом каждый участник громко говорит своё желание или пожелание, которое он хотел бы, чтобы исполнилось в этом 2010 году.

5. Когда у всех учатсников зажжены их грамничные свечи, вперёд выходит одна из девушек и говорит следующие ритуальные слова:

А щ нас сёньня Стрэчаньне, Стрэчаньне,

Зима з летам стрэлася, стрэлася,

Лета зiму пихнула, пихнула,

И ножачку зьвихнула, зьвихнула.

Зима пайшла плачучы, плачучы,

Лета пайшло скачучы,скачучы.

После этих слов все участники поют следующую обрядовую грамничную песню:

Як пушчу стралу дай па ўсём сялу

Охі вой люлі дай па ўсём ся….. у

Дай па ўсём сялу ў канец вуліцы

Охі вой люлі ў канец вулі….. у

Як паб’е страла добра молойца

Охі вой люлі добра мало…. у

Па тому молайцу плакаць некаму

Охі вой люлі плакаць нека у

Матка старэнька сястра маленька

Охі вой люлі сястра мале у

Дзеткі дробныя жана молода

Охі вой люлі жана мало….у

Жана молода кала города

Охі вой люлі кала гаро….у

Дзе матка плача там рэкі цякуць

Охі вой люлі там рэкі цё….ў

Дзе сястра плача там калодзезі

Охі вой люлі там калодзе….у

Дзе дзеткі плачуць ручайкі цякуць

Охі вой люлі ручайкі цё….у

Дзе жана плача там расы няма

Охі вой люлі там расы не….й

Данную песню все поют статично, без движения, с зажжёнными свечами в руках. Обрядовая песня по преданиям белорусов усиливала магическое свойство грамничной свечи.

Отступление: зажжённая свеча – это отголосок древнего поклонения наших предков Огню. Наблюдая за явлениями Природы белорусы замечали, что от молний очень часто зажигается Огонь, который уже необходим Человеку для согревания и приготовления пищи. В то же время наши предки уже учились добывать Огонь самостоятельно, путём трения двух деревянных палочек, располагая их крест-накрест. Ну а необходимость ритуального обхода дома со свечой убеждал белорусов в отпугивании злых духов, и скорейшего прихода Тепла в этот дом. Причём со свечой наши предки обходили и все хозяйственные постройки (хлев, сарай и т.п.), а также обходили всю живность и всех членов семьи. «Грамнiчныя» свечи несли оберегательный смысл. Они могли использоваться в дальнейшем на Юр’ю (с этой свечой обходили перед выгоном скотину); перед посевом обходили поле; встречали молодых на свадьбе; шли искать Папараць-кветку на Купальле, и т.п.

6. Исполнив песню, все участники дружно переворачивают свечу вниз и тушат её о снег. Дымок при потухании проходит через всю свечу, тем самым, обогащая её полностью магическим свойством. Также важно затушить именно о снег, так как «грамнiчны вагонь» соприкасается с проводниками Бога Зимы – Зюзей. Это также прибавляет обережное значение «грамнiчной свечи». После того как свечу потушат, каждый участник должен увести её домой. Причём обязательно вниз горевшим концом, дабы магия свечи не ушла. Теперь у каждого участника есть своя «грамнiчная свеча». Дома её нужно хранить в укромном месте и не показывать «чужим» людям. Как и когда можно использовать магию «грамнiчной свечи» читайте ниже.

7. После того как все обряд со свечами закончен, «выбранный старший» (ведущий), выходит в центр и говорит ритуальные слова:

Грамницу мы сустрэли,

Песьни добра пели,

Злых духащ адганяли,

Дабрабыт прыдбали.

Выбираются две девушки – Зима и Лето. Между ними идёт шутливый диалог-ссора:

Дзень добры, цёплае лецечка!

Дзень добры, халодная зимачка!

Чаму цябе, лецейка, узвеличваюць, мяне, зимачку, праклинаюць?

Бо ты, зимачка, халодная, луги, балоты памарозила. А я, лецечка, да вясёлае, луги, горы измачыла, луги горы щзвясялила.

Добрага здарощя, табе лецечка з киеньками!

Добрага здарощя, табе зимачка з кастыльками!

После этого Зима и Лето выбирают себе помощников – команду. Все выборы идут случайным способом. Дабы не было “сговора”. Принимают участие все “от мала до велика”. Затем устраивают шутливые соревнования в играх (зимние грамничные игры белорусов – «Кавеньки», «На силки» и др.), танцах (обязательный танец-имитация «Мяцелiца», хороводный танец «Маразуля» и др.), песнях. При этом также загадывали: если в большинстве побеждает команда Зимы, то ещё будут сильные морозы, а если побеждает команда Лета, то скоро наступит оттепель. Поддаваться было категорически запрещено. Ибо Боги сами определят, кому помочь, и кто должен в этом году выиграть!

Магия «грамнiчнай» свечи

«Грамнiчная» свеча (ГС) считается магической, если она зажжена от Сьвятога Вогнiшча, которое в свою очередь зажжено от Перуновой искры. То есть зажечь огонь привычным нам современным способом (от спичек или зажигалки) нельзя.

Освещается ГС следующим способом: вначале от Сьвятога Вогнiшча зажигается Главаная ГС. Главную ГС может зажечь только старейшина рода либо избранный всеми уважаемый среднего или старшего возраста житель села (общины). При этом он говорит определённые ритуальные слова:

«А Божухна наша Грамаўніца,

Ад холада і сьцюжы заступніца.

Дай нам праз Сьвятое вогнішча

Сваю моц і сілу.

Запалі сьвячу грамнічную,

Выкажы згоду вялікую!”

Старейшина затем подходит к каждому участнику Обряда и проводит над головой круг зажженной свечой. При этом участник обряда высказывает какое-нибудь пожелание или желание, которое, как ему хотелось бы, чтобы исполнилось в этом 2010 году. После этого Старейшина зажигает ГС участника и уходит к следующему. Но ГС только наполняется чудодейственной силой. А вот полностью освещённой она будет после того как будет исполнена обрядовая грамничная песня и её потушат, перевернув вниз об землю или снег. При этом энергия (а может и дымок) от огня проходит через всю свечу. Вот теперь ГС освещена и весь год будет сохранять чудодейственную силу.

Огонь ГС приравнивается к “Живому огню” полученному от молнии.

Домой ГС доставляют в рукаве либо во внутреннем кармане перевёрнутой вниз подгоревшим фитилём. Дома её берегут от “чужих глаз”, хране в укромном сухом месте.

ГС по убеждению белорусов наделена очень сильным магическим обережным свойством. Придя домой хозяин дома зажигал ГС и вначале чуть-чуть припальливал волосы всех своих родных, начиная с самого старшего, крест на крест (от виска к виску, от лба к затылку). Как вариант можно было сделать круговое обережное движение над головой “навстречу солнцу”. Это действие помогало уберечь всех членов семьи от сглаза и болезней. Затем хозяин обжигал углы своего дома и всех своих построек. Это оберегало помещения от напастей, пожаров и благославляло на счастливую жизнь. Потом ГС тушили и прятали в укромное место.

Как используют ГС в дальнейшем:

  1. ГС зажигали и ставили на окно при громе и сильной грозе, чтобы молния не сожгла дом.

  2. При первом громе прижигали с четырёх сторон огнём волосы у ребенка. Эта процедура помогала от перепуга и сглаза.

  3. ГС зажигали при приёме новорожденного. Также, если новорожденный плохо спит, ГС зажигали над его головой.

  4. ГС зажигали и ставили рядом при тяжёлых родах.

  5. ГС брали в поле весной на первую борозду, а летом на первый сноп.

  6. Умершему члену семьи ставили зажжённую ГС в сложенные на груди руки.

  7. На Купальле с помощью ГС искали магический Папарать-цветок. И вообще могли на всю купальскую ночь зажигать ГС в доме и ставить на подоконник. Так как именно в купальскую ночь был разгул Нечистой силы, а ГС оберегала дом от «нячысцiкаў».

  8. Весной обходили с ГС поля с озимой рожью, дабы её не побил град.

  9. Чтобы уберечь корову от «хвароб» (болезней) просверливали в рогу маленькую дырочку и заплавляли её воском от ГС.

  10. Из воска ГС делали амулет и носили его целый год. Считалось, что оберегает человека от болезней и нечистой силы.

  11. Если у человека что-то сильно болит, то вылепливали из воска ГС ту часть тела, которая болит и «зашёптывали» данный кусочек ГС. Можно было отнести данный кусочек вылепленного из ГС части тела «чараўнице”, так как ГС действовала и на растоянии.

  12. От зубной боли советовали кусать ГС больным зубом.

  13. ГС могла быть предметом ворожбы на Купальскую и Калядную ночи.

  14. ГС брали с собой (прятали её в рукаве), когда шли в сваты. Считалось, что тогда уж точно не откажут. А девушки брали и прятали ГС с собой, когда шли на свидание с парнем, которого хотели приворожить.

Одним словом, «Грамнiчная свеча» имела очень сильное обережное значение и использовалась нашими предками широко. Можно сказать, что ГС сопровождала человека во всех его делах и событиях. Особенно она была важна при принятии сложных решений и судьбоносных действиях.

Берегите «Грамнiчную свечу»!!!

Список литературы:

  1. Земляробчы каляндар: Абрады і звычаі / Уклад., класіфікацыя, сістэматызацыя матэрыялаў і камент. А. І. Гурскага; Уступ. арт А. І. Гурскага, А. С. Ліса. – 2-е выд., выпр. – Мн.: Бел. навука, 2003.

  2. Зімовыя святы: Нарысы / Аксана Катовіч, Янка Крук; Маст. У. У. Васюк, А. Л. Баранаў. – Мн.: Маст. літ., 2004.

  3. Ліцьвінка В. Д. Святы і абрады беларусаў. – Мн.: Беларусь, 1997.

  4. Беларускі народны каляндар / А. Ю. Лозка. – 2-е выд., перапрац. і дап. – Мн.: Полымя, 2002.

  5. Беларуская міфалогія: Энцыклапед. слоўн. / С. Санько, Т. Валодзіна, У. Васілевіч і інш. – Мн.: Беларусь, 2004.

  6. Сысоў У. М. З крыніц спрадвечных. – Мн.: Выш. шк., 1997.

  7. Живописная Россия. Том 3., часть 2: «Белорусское Полесье». – издание книгопродавца – типографа М.О.Вольфа, 1882г.