В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Колористика улиц Иркутска

О проекте комплексного цветового решения фасадов зданий центральных улиц города Иркутска, представленном на заседании Градостроительного совета при администрации г. Иркутска 9 декабря 2008 г.

Фрагмент ул. Степана Разина

Фрагмент ул. Желябова

Фрагмент ул. Урицкого

Фрагмент ул. Карла Маркса

Фрагмент ул. Ленина

Фрагмент ул. Урицкого

Фрагмент ул. Карла Маркса

Именной Указ императора Александра I от 13 декабря 1817 г. Параграф 46: «…вообще дозволяется красить дома  нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно розовым, сибиркой, но большею примесью белой краски и желто-серым».

Разработка концепции цветовой колористики улиц Свердлова, 5-й Армии, Литвинова, Богдана Хмельницкого, Карла Либкнехта выполнена на основании муниципального контракта № 010-64-000658/8 от 26.03.2008 года с комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

При выполнении данной работы учитывался опыт разработанного ранее проекта концепции цветовой колористики основных городских улиц Ленина, Карла Маркса, Урицкого, выполненный в 2004 году, а также цветовое решение фасадов улиц Степана Разина, Желябова, Горького, выполненных в 2007 году. При разработке проекта учитывалось, что данные улицы формируют градостроительную структуру города, имеющую статус исторического, крупнейшего административно-хозяйственного, культурного, учебного и научного центра Сибири.

Существовавшая цветовая среда исторического центра, как правило, представляла случайно возникший конгломерат исторических и современных пластов. Цветовая среда неизбежно будет видоизменяться, поэтому важнейшая задача в области колористики города – это постоянный контроль над ее изменением, поддержание и развитие ее преемственности. Этой фиксации служат паспорта отделки фасадов, утверждаемые главным архитектором города и выдаваемые для исполнения собственникам и арендаторам зданий.

Для Иркутска, как исторического города, большое значение имеет анализ эволюции структуры и палитры его архитектурной полихромии в прошлом. На протяжении трех веков цвет деревянной застройки составлял основу цветовой ткани города. Темный коричневый массив постепенно разбавлялся вкраплениями светлых каменных зданий и белых храмов, обретал желтовато-красновато-охристые, зеленые и синие оттенки.

В последние десятилетия цветовое лицо города резко изменила колористика новых районов. Существующая цветовая среда города оказалась хаотичной, разбитой на разрозненные фрагменты. В историческом ядре, среди кварталов деревянной застройки, цветовой активностью выделяются улицы Карла Маркса, Ленина, Урицкого. Основу цветовой палитры Иркутска составляют две контрастные области: теплые темные тона и узкий диапазон холодных.

Улица Литвинова (бывшая 6-я Солдатская) располагается перпендикулярно улице Карла Маркса (бывшая Большая) и улице Дзержинского (бывшая Арсенальская). В центре улицу, по четной стороне на две равных половины, делит переулок Пионерский (бывший Власовский). На углу улиц Карла Маркса и Литвинова в 1903 году было построено здание «Гранд-Отеля» – доходного дома по проекту А.И. Кузнецова. Здание традиционно окрашивается в теплые охристые тона. Трехэтажное здание в стиле классицизма построено в 1901 году по проекту архитектора В.И. Коляновского (Литвинова, 15). В доме располагалась Казенная палата и Служба пути Забайкальской железной дороги. С 1923 года здание передано ВЧК, в настоящее время ФСБ. Первый этаж здания решен в темно-синих тонах, два верхних в бежевых, с выделением архитектурных деталей белым цветом. Современное торговое здание «Пассажа» окрашивается в теплые сиено-умбристые тона. Исторический памятник (Литвинова, 16), с арочным проездом, окрашивается в два тона. Верхний этаж – сиренево-серый, с выделением пилястр белым цветом, первый этаж – табачный. В целом, в отличие от улицы Карла Маркса, улица Литвинова не представляет единого архитектурного ансамбля. Авторы колористического решения фасадов стремились объединить разные по стилям, объему, времени постройки здания в единое архитектурное решение.

Улица Карла Либкнехта (бывшая Саломатовская) образована от улицы Карла Маркса до улицы Советской (бывшая 1-я Иерусалимская). По левой стороне улицы исторически располагались в основном усадьбы евреев, к 1882 году лицам иудейского вероисповедания принадлежало 113 усадеб. В начале улицы до перекрестка улицы Дзержинского располагается синагога, поостренная после пожара, к концу 1882 года. Монументальное здание окрашено по проекту реставрации в цвета изумрудный и охристый.

По правую сторону улицы селились лица мусульманского вероисповедания. Между улицей Горной и Ямской расположена мусульманская соборная мечеть, построенная на пожертвования верующих в 1902 году. Здание из тесаных блоков песчаника сохраняет естественный охристый цвет камня. Двухэтажные деревянные доходные дома-памятники по обе стороны улицы традиционно имеют свой теплый коричневый тон, разбавленный светлыми цветами новой застройки на пересечении с улицей Советской.

Улица Свердлова (бывшая Баснинская) первоначально названа в честь В.Н. Баснина, иркутского купца первой гильдии, известного мецената и общественного деятеля второй половины XIX века. Улица протянулась от бульвара Гагарина (бывшая Набережная) до улицы Каландаришвили (бывшая Грамматинская). Через перекресток с улицы Пролетарской расположены два монументальных здания, построенных в середине прошлого века (Свердлова, 28), фасады которых красятся в теплые светлые охристые и бежевые тона.

На углу улиц Свердлова и Ленина расположено два монументальных здания. Здание мужской классической гимназии построено в 1907 году по проекту архитектора Г.Д. Магидея. Ныне это Художественный музей им. В.П. Сукачева. Здание выстроено в стиле классицизма, фасады окрашиваются в традиционные охристо-горчичные цвета. Второй этаж и детали – стронцианово-желтый, почти белый.

На противоположной стороне улицы Ленина, далее по Свердлова, расположено здание бывшего Базановского воспитательного дома по проекту архитектора В.Г. Розена. Комплекс зданий решен автором в стиле «неоготика», окрашивается по уличным фасадам в контрастные резкие тона. Основной тон стен терракотовый, карнизы, фризы, наличники, пилястры – цвет светло-бежевый, почти белый.

Улица Богдана Хмельницкого (бывшая 5-я Солдатская) расположена от улицы Карла Маркса до Тимирязева (бывшая Преображенская). Решением Иркутского областного исполнительного комитета № 149 от 25.03.1985 года улица Богдана Хмельницкого утверждена заповедной.

Четная сторона улицы начинается со здания училища искусств (К. Маркса, 28), бывшего здания Иркутского отделения товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Торговой фирмы “Треугольник”». Каменное трехэтажное здание выполнено по проекту петербургского архитектора В.Ю. Иогансона. Строилось в 1911–1913 годах под наблюдением иркутского архитектора В.И. Коляновского. Одна из лучших построек в городе в стиле модерн. Первый торговый этаж здания облицован розовым гранитом и покраске не подлежит. Пилястры второго и третьего этажей облицованы светлой сине-сиреневой глазурованной плиткой и также окраске не подлежат. Парапеты, фризы, карнизы здания окрашиваются.

Нечетная сторона улицы начинается с четырехэтажного дома (Б. Хмельницкого, 1), перестроенного в начале 50-х годов прошлого века по проекту архитектора Б.М. Кербеля, два нижних этажа фасадов – фисташковые цвета, верхние – светлая охра. Здание нового магазина «Золотое время» (Б. Хмельницкого, 1б, 3) – реконструкция усадьбы конца XIX – начала XX века. Три смежных жилых дома, доходный дом, флигель и службы – цветовое решение по проекту архитектора Л.М. Гуревской. Здания предусмотрено покрасить в темно-бежевые, краснокирпичные, фисташковые цвета.

Улица 5-й Армии (бывшая Троицкая) простирается от Цесовской набережной на берегу реки Ангары до улицы К. Маркса. Улица была названа в честь церкви Пресвятой Троицы (5-й Армии, 8). В 1718-1721 годах на берегу Ангары, в болотистой местности, которая называлась Потеряихой, была построена первая деревянная Троицкая церковь. Троицкая церковь – памятник федерального значения – характерный пример декоративного убранства в стилистике сибирского барокко. Традиционно стены Троицкой церкви красились (белились), купола, главки – изумрудно-зеленого цвета, подкрестные яблоки, кресты – золоченые. Троицкая улица от реки Ангары начиналась с Николаевского понтонного моста. Справа – двухэтажный каменный особняк, построен до пожара 1879 года, известен как прогимназия Гайдук, которая арендовала помещения в 1915-1917 годах. После реставрации 1984-1985 годов здесь располагается Центр сохранения историко-культурного наследия. Здание и ограда традиционно красятся в теплые охристые тона (5-й Армии, 2). Следующее здание, через улицу Чкалова, – торговый центр «Галерея “Планетарий”» (Степана Разина, 6) и проектный институт «Промстройпроект», панели которых окрашены в серый цвет. Жилые пятиэтажные здания типовой застройки начала 60-х годов ХХ века № 31 и 37 традиционно окрашены в теплые охристые тона. Фасады школы №17 после недавнего ремонта на облицовке приобрели теплый светло-серый цвет.

Двухэтажные дома-памятники, стоящие в ряд по обе стороны улицы 5-й Армии, окрашены в теплые охристые и терракотовые тона.

Церковь Михаила Архангела (Св. Харлампия) (5-й Армии, 59) 1777-1790 годов постройки и реконструируемая ограда и стены фасадов по проекту реставрации окрашиваются в светло каштановый, почти белый цвет, кровля изумрудно-зеленая, подкрестные яблоки и кресты золотые.

Здание бывшего юнкерского училища постройки начала XIX века (архитектор А.И. Лосев) предложено окрасить: первый этаж – темно-пурпурный, второй этаж – бежевый. Следующий ряд домов, от переулка Ярослава Гашека до Карла Маркса – жилые здания железной дороги постройки начала 50-х годов ХХ века. Первые этажи этих построек – цвет терракотовый, верхние – охристые теплые, бежевые, архитектурные детали – белые.

В колористическом решении фасадов улицы 5-й Армии в основном присутствуют теплые охристые, бежевые, терракотовые цвета гражданских и жилых зданий и светлые цвета культовых построек.

Реализация проекта цветового решения фасадов убедила городские власти и жителей в значении колористики, радикально изменившей не только цветовой облик, но и ощущение пространства улицы 5-й Армии, его художественную содержательность. К сожалению, единственным негативным пятном в строе отреставрированных фасадов смотрится здание бывшего юнкерского училища.

Александр Яковлев

журнал "проект байкал/project baikal"
№19, 2009 год стр. 155-157