Колористика улиц Иркутска
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
О проекте комплексного цветового решения фасадов зданий центральных улиц города Иркутска, представленном на заседании Градостроительного совета при администрации г. Иркутска 9 декабря 2008 г.
Именной Указ императора Александра I от 13 декабря 1817 г. Параграф 46: «…вообще дозволяется красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно розовым, сибиркой, но большею примесью белой краски и желто-серым».
Разработка концепции цветовой колористики улиц Свердлова, 5-й Армии, Литвинова, Богдана Хмельницкого, Карла Либкнехта выполнена на основании муниципального контракта № 010-64-000658/8 от 26.03.2008 года с комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
При выполнении данной работы учитывался опыт разработанного ранее проекта концепции цветовой колористики основных городских улиц Ленина, Карла Маркса, Урицкого, выполненный в 2004 году, а также цветовое решение фасадов улиц Степана Разина, Желябова, Горького, выполненных в 2007 году. При разработке проекта учитывалось, что данные улицы формируют градостроительную структуру города, имеющую статус исторического, крупнейшего административно-хозяйственного, культурного, учебного и научного центра Сибири.
Существовавшая цветовая среда исторического центра, как правило, представляла случайно возникший конгломерат исторических и современных пластов. Цветовая среда неизбежно будет видоизменяться, поэтому важнейшая задача в области колористики города – это постоянный контроль над ее изменением, поддержание и развитие ее преемственности. Этой фиксации служат паспорта отделки фасадов, утверждаемые главным архитектором города и выдаваемые для исполнения собственникам и арендаторам зданий.
Для Иркутска, как исторического города, большое значение имеет анализ эволюции структуры и палитры его архитектурной полихромии в прошлом. На протяжении трех веков цвет деревянной застройки составлял основу цветовой ткани города. Темный коричневый массив постепенно разбавлялся вкраплениями светлых каменных зданий и белых храмов, обретал желтовато-красновато-охристые, зеленые и синие оттенки.
В последние десятилетия цветовое лицо города резко изменила колористика новых районов. Существующая цветовая среда города оказалась хаотичной, разбитой на разрозненные фрагменты. В историческом ядре, среди кварталов деревянной застройки, цветовой активностью выделяются улицы Карла Маркса, Ленина, Урицкого. Основу цветовой палитры Иркутска составляют две контрастные области: теплые темные тона и узкий диапазон холодных.
Улица Литвинова (бывшая 6-я Солдатская) располагается перпендикулярно улице Карла Маркса (бывшая Большая) и улице Дзержинского (бывшая Арсенальская). В центре улицу, по четной стороне на две равных половины, делит переулок Пионерский (бывший Власовский). На углу улиц Карла Маркса и Литвинова в 1903 году было построено здание «Гранд-Отеля» – доходного дома по проекту А.И. Кузнецова. Здание традиционно окрашивается в теплые охристые тона. Трехэтажное здание в стиле классицизма построено в 1901 году по проекту архитектора В.И. Коляновского (Литвинова, 15). В доме располагалась Казенная палата и Служба пути Забайкальской железной дороги. С 1923 года здание передано ВЧК, в настоящее время ФСБ. Первый этаж здания решен в темно-синих тонах, два верхних в бежевых, с выделением архитектурных деталей белым цветом. Современное торговое здание «Пассажа» окрашивается в теплые сиено-умбристые тона. Исторический памятник (Литвинова, 16), с арочным проездом, окрашивается в два тона. Верхний этаж – сиренево-серый, с выделением пилястр белым цветом, первый этаж – табачный. В целом, в отличие от улицы Карла Маркса, улица Литвинова не представляет единого архитектурного ансамбля. Авторы колористического решения фасадов стремились объединить разные по стилям, объему, времени постройки здания в единое архитектурное решение.
Улица Карла Либкнехта (бывшая Саломатовская) образована от улицы Карла Маркса до улицы Советской (бывшая 1-я Иерусалимская). По левой стороне улицы исторически располагались в основном усадьбы евреев, к 1882 году лицам иудейского вероисповедания принадлежало 113 усадеб. В начале улицы до перекрестка улицы Дзержинского располагается синагога, поостренная после пожара, к концу 1882 года. Монументальное здание окрашено по проекту реставрации в цвета изумрудный и охристый.
По правую сторону улицы селились лица мусульманского вероисповедания. Между улицей Горной и Ямской расположена мусульманская соборная мечеть, построенная на пожертвования верующих в 1902 году. Здание из тесаных блоков песчаника сохраняет естественный охристый цвет камня. Двухэтажные деревянные доходные дома-памятники по обе стороны улицы традиционно имеют свой теплый коричневый тон, разбавленный светлыми цветами новой застройки на пересечении с улицей Советской.
Улица Свердлова (бывшая Баснинская) первоначально названа в честь В.Н. Баснина, иркутского купца первой гильдии, известного мецената и общественного деятеля второй половины XIX века. Улица протянулась от бульвара Гагарина (бывшая Набережная) до улицы Каландаришвили (бывшая Грамматинская). Через перекресток с улицы Пролетарской расположены два монументальных здания, построенных в середине прошлого века (Свердлова, 28), фасады которых красятся в теплые светлые охристые и бежевые тона.
На углу улиц Свердлова и Ленина расположено два монументальных здания. Здание мужской классической гимназии построено в 1907 году по проекту архитектора Г.Д. Магидея. Ныне это Художественный музей им. В.П. Сукачева. Здание выстроено в стиле классицизма, фасады окрашиваются в традиционные охристо-горчичные цвета. Второй этаж и детали – стронцианово-желтый, почти белый.
На противоположной стороне улицы Ленина, далее по Свердлова, расположено здание бывшего Базановского воспитательного дома по проекту архитектора В.Г. Розена. Комплекс зданий решен автором в стиле «неоготика», окрашивается по уличным фасадам в контрастные резкие тона. Основной тон стен терракотовый, карнизы, фризы, наличники, пилястры – цвет светло-бежевый, почти белый.
Улица Богдана Хмельницкого (бывшая 5-я Солдатская) расположена от улицы Карла Маркса до Тимирязева (бывшая Преображенская). Решением Иркутского областного исполнительного комитета № 149 от 25.03.1985 года улица Богдана Хмельницкого утверждена заповедной.
Четная сторона улицы начинается со здания училища искусств (К. Маркса, 28), бывшего здания Иркутского отделения товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Торговой фирмы “Треугольник”». Каменное трехэтажное здание выполнено по проекту петербургского архитектора В.Ю. Иогансона. Строилось в 1911–1913 годах под наблюдением иркутского архитектора В.И. Коляновского. Одна из лучших построек в городе в стиле модерн. Первый торговый этаж здания облицован розовым гранитом и покраске не подлежит. Пилястры второго и третьего этажей облицованы светлой сине-сиреневой глазурованной плиткой и также окраске не подлежат. Парапеты, фризы, карнизы здания окрашиваются.
Нечетная сторона улицы начинается с четырехэтажного дома (Б. Хмельницкого, 1), перестроенного в начале 50-х годов прошлого века по проекту архитектора Б.М. Кербеля, два нижних этажа фасадов – фисташковые цвета, верхние – светлая охра. Здание нового магазина «Золотое время» (Б. Хмельницкого, 1б, 3) – реконструкция усадьбы конца XIX – начала XX века. Три смежных жилых дома, доходный дом, флигель и службы – цветовое решение по проекту архитектора Л.М. Гуревской. Здания предусмотрено покрасить в темно-бежевые, краснокирпичные, фисташковые цвета.
Улица 5-й Армии (бывшая Троицкая) простирается от Цесовской набережной на берегу реки Ангары до улицы К. Маркса. Улица была названа в честь церкви Пресвятой Троицы (5-й Армии, 8). В 1718-1721 годах на берегу Ангары, в болотистой местности, которая называлась Потеряихой, была построена первая деревянная Троицкая церковь. Троицкая церковь – памятник федерального значения – характерный пример декоративного убранства в стилистике сибирского барокко. Традиционно стены Троицкой церкви красились (белились), купола, главки – изумрудно-зеленого цвета, подкрестные яблоки, кресты – золоченые. Троицкая улица от реки Ангары начиналась с Николаевского понтонного моста. Справа – двухэтажный каменный особняк, построен до пожара 1879 года, известен как прогимназия Гайдук, которая арендовала помещения в 1915-1917 годах. После реставрации 1984-1985 годов здесь располагается Центр сохранения историко-культурного наследия. Здание и ограда традиционно красятся в теплые охристые тона (5-й Армии, 2). Следующее здание, через улицу Чкалова, – торговый центр «Галерея “Планетарий”» (Степана Разина, 6) и проектный институт «Промстройпроект», панели которых окрашены в серый цвет. Жилые пятиэтажные здания типовой застройки начала 60-х годов ХХ века № 31 и 37 традиционно окрашены в теплые охристые тона. Фасады школы №17 после недавнего ремонта на облицовке приобрели теплый светло-серый цвет.
Двухэтажные дома-памятники, стоящие в ряд по обе стороны улицы 5-й Армии, окрашены в теплые охристые и терракотовые тона.
Церковь Михаила Архангела (Св. Харлампия) (5-й Армии, 59) 1777-1790 годов постройки и реконструируемая ограда и стены фасадов по проекту реставрации окрашиваются в светло каштановый, почти белый цвет, кровля изумрудно-зеленая, подкрестные яблоки и кресты золотые.
Здание бывшего юнкерского училища постройки начала XIX века (архитектор А.И. Лосев) предложено окрасить: первый этаж – темно-пурпурный, второй этаж – бежевый. Следующий ряд домов, от переулка Ярослава Гашека до Карла Маркса – жилые здания железной дороги постройки начала 50-х годов ХХ века. Первые этажи этих построек – цвет терракотовый, верхние – охристые теплые, бежевые, архитектурные детали – белые.
В колористическом решении фасадов улицы 5-й Армии в основном присутствуют теплые охристые, бежевые, терракотовые цвета гражданских и жилых зданий и светлые цвета культовых построек.
Реализация проекта цветового решения фасадов убедила городские власти и жителей в значении колористики, радикально изменившей не только цветовой облик, но и ощущение пространства улицы 5-й Армии, его художественную содержательность. К сожалению, единственным негативным пятном в строе отреставрированных фасадов смотрится здание бывшего юнкерского училища.
Александр Яковлев
журнал "проект байкал/project baikal"
№19, 2009 год стр. 155-157