Листвянка - Лиственичное. «Ривьера по-сибирски» вместо сибирской деревни…
Категория: Иркутский район: Туризм
Предыдущая статья | Следующая статья
Записки о туризме ностальгические
В 80-х годах уже, получается, прошлого столетия я работал в Бюро Международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома комсомола. Когда новым председателем Иркутского «Спутника» стал Валерий Кислов (в годы строительства Байкало-Амурской магистрали работавший первым секретарем Казачинско-Ленского райкома ВЛКСМ), то он, проанализировав ситуацию с маршрутами и услугами «Спутника», решил сделать ставку на развитие внутреннего въездного туризма за счет Байкала. Кислов перевел меня с престижного, по тем временам, направления по отправке советских туристов за рубеж, решив при этом, по моей просьбе, вопрос о назначении меня завотделом маркетинга БММТ «Спутник». Понятие «маркетинг» в те времена было едва ли не ругательным «капиталистическим термином» (а вообще я впервые о маркетинге узнал из книги «Международный туризм: вчера, сегодня, завтра» только за пару месяцев до того…), но в Москве нашу инициативу поддержали. В письме-обосновании, помню, мы написали примерно так: «Задачами отдела маркетинга будут являться разработка туристского продукта (маршрутов, услуг) и его продвижение на внутренний и зарубежный рынок». Так у меня в трудовой книжке и появилось слово «маркетинг»!..
Одной из важнейших на тот момент задач мы действительно поставили перед собой необходимость продвигать Байкал как престижную, говоря современным языком, дестинацию, формируя спрос на поездки к нам не только среди иностранных туристов, но и у советской молодежи.
Такое ностальгическое вступление мне понадобилось для того, чтобы сказать, что готовя к изданию буклеты, посвященные Байкалу, и туризму на Байкале, мы писали о Листвянке, что: «Посещение села Лиственничное с небольшой деревянной церковью на берегу речки, впадающей в Байкал, даст возможность составить представление о типичной сибирской деревне».
И действительно, к тому времени Листвянка местами еще сохраняла какой-то свой особый, но истинно русский визуальный образ: избы, на берегу можно было увидеть большие деревянные рыбачьи (их называли «байкальская сетовая») лодки, баркасы и мотодоры (так на Байкале переименовали американский проект морской лодки «дори»), а также легкие и быстрые, обычно из кедра лодки-«дощанки»…
Местные жители, потомки судостроителей, рыбаков-сетовщиков и неводчиков, были, в большинстве своем, хоть и пьющие, но доброжелательные, щедрые – могли запросто отдать сетку рыбы каким-нибудь изголодавшимся туристам-байдарочникам. Массовый туризм в Листвянке начал развиваться с того момента, как в рекордные сроки к предполагаемой встрече Никиты Хрущева и президента США Эйзенхауэра был сооружен Байкальский тракт – до того добраться до Листвянки было основательной проблемой….
С того же времени Листвянка начала постепенно превращаться в дачное место, привлекающее тех, кто смог не только каким-то образом купить себе автомобиль, но и накопить на покупку дома на берегу Байкала, или в одном из распадков. Эти старые дома обновлялись, туда приезжали на выходные, отвозили детей на летние каникулы, но процесс преображения села Лиственичного в нынешнюю квази-курортную Листвянку шёл неспешно. Туристы получали обещанное в наших, и в интуристовских буклетах «представление о типичной сибирской деревне», омуль можно было купить по вполне умеренным ценам. Но вот наступили приснопамятные 90-е годы, многие тогда, верно сориентировавшись в «мутной воде», заработали приличные деньги, и прикидывали, куда бы их вложить?!.. Вкладывать начали, в том числе, и в строительство объектов, я бы сказал, двойного назначения, а именно – дача на Байкале для себя, и она же должна была служить гостиницей для туристов. Так и начали появляться, как грибы после дождя, в Листвянке объекты, вполне соответствовавшие культурному уровню и доходам своих хозяев. Уровень этот был, естественно, очень разный, и объекты получились такими же. В итоге мы получили то, что получили… - основательное сибирское село Лиственичное превратилось, и уже, очевидно, безвозвратно, в забавное, как я уже раньше писал, недоразумение с претензиями на морской курорт, при этом насквозь пропитанное духом наживы на всем, на чем только можно. При этом из сферы бизнеса местное население вытесняется приезжими из Иркутска, и других российских окраин.
Возможно, когда-нибудь именно туризм начнет возрождать былой облик Лиственичного, но для этого надо, чтобы потенциальные инвесторы в сферу байкальского туризма поняли, что ни «розовые замки», ни иноземные шале, или коттеджи с претензиями будут привлекать сюда туристов, а те объекты размещения и показа, которые будут основаны на сибирских русских традициях. Что турист, прилетевший на Байкал за тысячи километров, скорее выберет для проживания объект в национальном стиле и духе, также как все те, кто приезжает в Монголию, предпочитают жить в юртах, категорически отказываясь от всех других форматов размещения. Тем более что великолепные образцы таких объектов находятся неподалеку, в музее «Тальцы», где собраны воедино усадьбы и дома, характерные для Восточной Сибири. Правда, цена такой усадьбы будет приближаться к 15 млн. рублей, но это вопрос уже, можно сказать, технический…
А пока…. Прощай, Лиственичное! Процветай и хорошей, Листвянка!..