Поездка Владыки Евгения по реке Лене: сёла Улькан, Красноярово, Потаповское
Шинковой Анатолий
Категория: Киренский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
К Улькану, в 22 верстах от Марково, — прибыли в 6 час. вечера. Село все на берегу. В приписном Введенском храме Владыка совершил молебен Пресвятой Богородице и св. Иннокентию с акафистом; затем осмотрел здание местной церковной школы, одобрив заботливость ульканцев о своей школе: к прежнему небольшому зданию они делают такое же помещение для класса, оставляя прежнее для квартиры учащего и школьного сторожа. Из крестьянок здесь выделяется Агафья Иван. Арбатская, ревностно радеющая к храму Божию. В Улькане храм с 1898 г., построен при ее деятельном участии, утварию снабжен из Петербурга через личную переписку ее с разными столичными благотворительницами… Бдительно следит она за доходностию храма, тщательно сберегая всякий грош на его благоустройство и благоукрашение… Пред односельчанами Владыка отметил ее радение, благословив ее образом св. Иннокентия.
Через час — последнее село Марковского прихода — Красноярово. Берег пологий, потому село отдалено от реки и расположено по склону горы. Храм сгорел года два тому назад; богослужение совершается в старом молитвенном доме. Издавна краснояровцы чтут Сибирского Угодника св. Иннокентия, поэтому и храм, и молитвенный дом посвящены его имени. Не падая духом, они набирают силы для постройки нового храма. Из Петербургского братства св. Иннокентия55 им присланы большого размера местные иконы — Спасителя, Божией Матери, свв. Николая и Иннокентия. Иконы хорошего письма. Краснояровцы смотрят на этот дар, и сердца их горят нетерпением видеть скорее свой новый храм… Как было бы благодетельно, если бы и Иркутское братство56, соименное Петербургскому, шире раскинуло свою деятельность по необъятной территории Иркутской епархии и под своим кровом приютило приходскую нужду… Помощь со стороны, участие, сочувствие — способны влить энергию и помочь делу. Кто знает — без помощи Братства, быть может, и краснояровцы отложили бы свое благое намерение на многие годы. Не то же ли было в Голиково на Илиме, где только при постороннем содействии построен теперь храм Св. Иннокентия. После молебна с акафистом св. Иннокентию Владыка сказал слово о житии Святителя и выразил пожелание, чтобы скорее воздвигнут был новый храм, убеждал усерднее молиться св. Иннокентию и просить его в этом помощи. Остался очень доволен Владыка зданием церковной школы: хороший класс, просторная квартира для учащего. Мужичкам Владыка предложил избрать к школе попечителя; хоть и не особенно охотно, но дали согласие.
В 10 час. вечера прибыли в с. Потаповское Макаровского прихода, растянувшееся на значительном расстоянии вдоль правого берега Лены; противоположный берег высок и крут. Из ближней горы вытекает ключ, богатый водою и никогда не замерзающий. По руслу его построена целая группа гнездообразных мельниц; все они имеют один тип, заимствованный если не от самого Дедала57, то от правнуков его, что ясно показывает, что обитателей этого края не коснулась европейская техника и ее спутница — роскошь. Желания, труд и забота определяются здесь (говорю о всем уезде) условиями первой необходимости. Однако, как бы то ни было, но столь трудовая жизнь крестьянина имеет и свою добрую сторону: природа дарит человека душевным спокойствием и довольством, которые редко выпадают на долю современной утонченной цивилизации… Не видим ли, как многие из наших крезов58, пресыщенные, горюя и тоскуя от преизбытков, пеняют на свою судьбу? В то самое время ленские иры59, с веселием сердца, благодарят Бога за даруемый им насущный хлеб… Храм около версты от берега, посвящен в честь образа Казанской Божией Матери. После встречи и краткого молитвословия Владыка благословил народ и осмотрел здание церковной школы. Достаточно прочное, но для села маловатое; квартира для учащего также очень тесная — одна небольшая комната. Около полуночи Владыка вернулся на пароход для ночлега.
Примечания:
55 Петербургское братство во имя Святителя Иннокентия Иркутского было основано в 1896 г. В день торжественного открытия Братства — 24 апреля 1896 г. — в приделе Святителя Иннокентия Иркутского в храме Александра Невского при Первом реальном училище Александра Невского в Петербурге служил Божественную литургию священник Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергеев — о. Иоанн Кронштадтский. На заседании учредителей были избраны два первых почетных члена Братства: о. Иоанн Кронштадтский и иркутянин Иннокентий Михайлович Сибиряков, пожертвовавший более 30 тыс. р. на деятельность Братства. На счету Братства множество благотворительных дел, в том числе и помощь храмам Иркутской епархии.
56 Иркутское церковное братство Святителя Иннокентия Иркутского действовало два десятилетия. 2 декабря 1901 г. состоялось первое организационное собрание, на котором председателем Братства избран священник Иркутского Богоявленского собора Ф.Ф. Верномудров. Членами Братства могли быть правоспособные люди обоего пола всякого звания православного вероисповедания. В уставе Братства была обозначена главная цель — взаимное общение членов Братства на почве религиозно-нравственного просвещения и распространение такового просвещения в среде местного населения. Первым делом было организовано несколько библиотек. Регулярно Братство организовывало религиозно-нравственные беседы и чтения. С 1905 г. Братство начало вести свое издательское дело. За два десятилетия было издано значительное количество книг и брошюр. С 1906 г. стали выпускаться «Записки Иркутского Церковного Братства во имя Святителя Иннокентия». Также в значительном количестве выпускались «Братские листки» в 4 страницы текста, которыми Братство откликалось на события в стране и в мире. При Братстве существовал благотворительный отдел. Он содержал богадельню для престарелых и бездомных бедняков, а также временное убежище для лиц, впавших в нужду. В 1910 г. при Братстве была учреждена детская бесплатная столовая, при которой существовала церковно-приходская школа. Значительная часть средств отдела использовалась для поддержки и обеспечения необходимыми богослужебными предметами храмов Иркутской епархии, а также для участия в возведении новых церквей. В 1910-е гг. Братство Святителя Иннокентия территориально расширило рамки своей деятельности, сосредоточив внимание на организации филиалов в сельских приходах.
57 Дедал — легендарный строитель и художник. Считается основателем столярного мастерства, изобретателем рубанка, отвеса, клея и др. На острове Крит построил лабиринт для чудовища Минотавра. Древнейшие постройки и скульптуры часто считались работой Дедала.
58 Крезы — в переносном смысле последователи последнего лидийского царя Креза (560–547 до н.э.), который покорил многие народы Малоазийского побережья, но впоследствии Лидийское царство было захвачено персидским царем Киром II и присоединено к Персии. Афинский мудрец Солон предупредил Креза, что не стоит считать себя счастливейшим из людей, пока жизнь не подошла к концу.
59 Иры — в переносном смысле обитатели Ирии (Иреи, Вирии) — чудесного рая языческого времени, средоточия всякой жизненной силы.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области