Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

Статьи

Поездка Владыки Евгения по реке Лене: сёла Улькан, Красноярово, Потаповское

Приписной Введенский храм в с. Ульканском и церковно-приходская школа

Церковная школа в с. Потаповском

Встреча владыки Евгения в с. Макаровском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

К Улькану, в 22 верстах от Марково, — прибыли в 6 час. вечера. Село все на берегу. В приписном Введенском храме Владыка совершил молебен Пресвятой Богороди­це и св. Иннокентию с акафистом; затем осмотрел здание местной церковной школы, одобрив заботливость ульканцев о своей школе: к прежнему небольшому зданию они делают такое же помещение для класса, оставляя прежнее для квар­тиры учащего и школьного сторожа. Из крестьянок здесь выделяется Агафья Иван. Арбатская, ревностно радеющая к храму Божию. В Улькане храм с 1898 г., построен при ее деятельном участии, утварию снабжен из Петербурга через личную переписку ее с разными столичными благотвори­тельницами… Бдительно следит она за доходностию храма, тщательно сберегая всякий грош на его благоустройство и благоукрашение… Пред односельчанами Владыка отметил ее радение, благословив ее образом св. Иннокентия.

Через час — последнее село Марковского прихода — Красноярово. Берег пологий, потому село отдалено от реки и расположено по склону горы. Храм сгорел года два тому назад; богослужение совершается в старом молитвенном доме. Издавна краснояровцы чтут Сибирского Угодника св. Иннокентия, поэтому и храм, и молитвенный дом посвя­щены его имени. Не падая духом, они набирают силы для постройки нового храма. Из Петербургского братства св. Иннокентия55 им присланы большого размера местные ико­ны — Спасителя, Божией Матери, свв. Николая и Инно­кентия. Иконы хорошего письма. Краснояровцы смотрят на этот дар, и сердца их горят нетерпением видеть скорее свой новый храм… Как было бы благодетельно, если бы и Иркут­ское братство56, соименное Петербургскому, шире раскину­ло свою деятельность по необъятной территории Иркутской епархии и под своим кровом приютило приходскую нужду… Помощь со стороны, участие, сочувствие — способны влить энергию и помочь делу. Кто знает — без помощи Братства, быть может, и краснояровцы отложили бы свое благое на­мерение на многие годы. Не то же ли было в Голиково на Илиме, где только при постороннем содействии построен теперь храм Св. Иннокентия. После молебна с акафистом св. Иннокентию Владыка сказал слово о житии Святителя и выразил пожелание, чтобы скорее воздвигнут был новый храм, убеждал усерднее молиться св. Иннокентию и про­сить его в этом помощи. Остался очень доволен Влады­ка зданием церковной школы: хороший класс, просторная квартира для учащего. Мужичкам Владыка предложил из­брать к школе попечителя; хоть и не особенно охотно, но дали согласие.

В 10 час. вечера прибыли в с. Потаповское Макаровс­кого прихода, растянувшееся на значительном расстоянии вдоль правого берега Лены; противоположный берег высок и крут. Из ближней горы вытекает ключ, богатый водою и никогда не замерзающий. По руслу его построена целая группа гнездообразных мельниц; все они имеют один тип, заимствованный если не от самого Дедала57, то от правну­ков его, что ясно показывает, что обитателей этого края не коснулась европейская техника и ее спутница — роскошь. Желания, труд и забота определяются здесь (говорю о всем уезде) условиями первой необходимости. Однако, как бы то ни было, но столь трудовая жизнь крестьянина имеет и свою добрую сторону: природа дарит человека душевным спокойствием и довольством, которые редко выпадают на долю современной утонченной цивилизации… Не видим ли, как многие из наших крезов58, пресыщенные, горюя и тос­куя от преизбытков, пеняют на свою судьбу? В то самое время ленские иры59, с веселием сердца, благодарят Бога за даруемый им насущный хлеб… Храм около версты от берега, посвящен в честь образа Казанской Божией Ма­тери. После встречи и краткого молитвословия Владыка благословил народ и осмотрел здание церковной школы. Достаточно прочное, но для села мало­ватое; квартира для учащего также очень тесная — одна небольшая комната. Около полуночи Владыка вернулся на пароход для ночлега.

 

Примечания:

55 Петербургское братство во имя Святителя Иннокентия Ир­кутского было основано в 1896 г. В день торжественного открытия Братства — 24 апреля 1896 г. — в приделе Святителя Иннокентия Иркутского в храме Александра Невского при Первом реальном училище Александра Невского в Петербурге служил Божествен­ную литургию священник Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергеев — о. Иоанн Кронштадтский. На заседании учредителей были избраны два первых почетных члена Братства: о. Иоанн Кронштадтский и иркутянин Иннокентий Михайлович Сибиряков, пожертвовавший более 30 тыс. р. на деятельность Братства. На счету Братства множество благотворительных дел, в том числе и помощь храмам Иркутской епархии.

56 Иркутское церковное братство Святителя Иннокентия Ир­кутского действовало два десятилетия. 2 декабря 1901 г. состоя­лось первое организационное собрание, на котором председателем Братства избран священник Иркутского Богоявленского собора Ф.Ф. Верномудров. Членами Братства могли быть правоспособ­ные люди обоего пола всякого звания православного вероиспове­дания. В уставе Братства была обозначена главная цель — взаим­ное общение членов Братства на почве религиозно-нравственного просвещения и распространение такового просвещения в среде местного населения. Первым делом было организовано несколько библиотек. Регулярно Братство организовывало религиозно-нравс­твенные беседы и чтения. С 1905 г. Братство начало вести свое издательское дело. За два десятилетия было издано значительное количество книг и брошюр. С 1906 г. стали выпускаться «Записки Иркутского Церковного Братства во имя Святителя Иннокентия». Также в значительном количестве выпускались «Братские листки» в 4 страницы текста, которыми Братство откликалось на события в стране и в мире. При Братстве существовал благотворительный отдел. Он содержал богадельню для престарелых и бездомных бедняков, а также временное убежище для лиц, впавших в нужду. В 1910 г. при Братстве была учреждена детская бесплатная столо­вая, при которой существовала церковно-приходская школа. Зна­чительная часть средств отдела использовалась для поддержки и обеспечения необходимыми богослужебными предметами храмов Иркутской епархии, а также для участия в возведении новых цер­квей. В 1910-е гг. Братство Святителя Иннокентия территориаль­но расширило рамки своей деятельности, сосредоточив внимание на организации филиалов в сельских приходах.

57 Дедал — легендарный строитель и художник. Считается ос­нователем столярного мастерства, изобретателем рубанка, отвеса, клея и др. На острове Крит построил лабиринт для чудовища Минотавра. Древнейшие постройки и скульптуры часто считались работой Дедала.

58 Крезы — в переносном смысле последователи последнего ли­дийского царя Креза (560–547 до н.э.), который покорил многие народы Малоазийского побережья, но впоследствии Лидийское царство было захвачено персидским царем Киром II и присоеди­нено к Персии. Афинский мудрец Солон предупредил Креза, что не стоит считать себя счастливейшим из людей, пока жизнь не подошла к концу.

59 Иры — в переносном смысле обитатели Ирии (Иреи, Ви­рии) — чудесного рая языческого времени, средоточия всякой жизненной силы.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области