Поездка Владыки Евгения по реке Лене: сёла Макаровское, Криволукское
Категория: Киренский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
24-го июня в 10 час. утра — приходское село Макаровское.
Храм во имя пророка Илии, построен в 1901 г., очень поместительный, светлый, достаточно чистый; несколько нарушали общее хорошее впечатление тусклые от грязи рамы в верхнем ряду; по словам батюшки, их не успели вымыть после ремонта. Живопись на иконах не особенно удачна. Священником состоит о. Михаил Корсунский60, псаломщиком — Пантелеймон Кашкадамов61; прихожан — 2447 человек обоего пола. Встречало Владыку человек 500. После молебна св. пророку Илии и св. Иннокентию с акафистом Владыка произнес прекрасное слово о ревности прор. Илии, призывал подражать ему, особенно убедительно звал исполнять долг исповеди и св. причащения. Тщательно осмотрел Владыка библиотеку и ризницу, затем ветхий прежний храм и посетил приходское училище. Псаломщику К-ву за неповиновение священнику и неаккуратное ведение церковных документов Владыка сделал строгое внушение.
В 2 час. дня двинулись дальше. Соседний приход — Криволукский.
В районе этого прихода Лена делает большую извилину или луковину. Дугу лука считают в 7 верст, а тетиву его — в полторы. Приходское село — Криволукское. Священником здесь в течение уже более 30 лет служит окончивший курс Иркутской духовной семинарии о. Иоанн Тетерин62 (из наград имеет только скуфью63), псаломщиком — Власий Тетерин64; прихожан — 2063 чел. обоего пола. Храм в честь св. Николая, каменный, красивый, жаль, что не особенно поместительный. Сердечною речью встретил в храме Владыку о. настоятель, свидетельствуя свою искреннюю, неподдельную радость по случаю прибытия Владыки. «Сегодняшняя наша радость, — говорил о. Тетерин, — равна радости нашей в пасхальную ночь!»… Отслужен молебен св. Николаю с акафистом и св. Иннокентию, после чего Владыка убедительно призывал слушателей-богомольцев к подражанию добродетелям св. Николая. Под благословение подошло более 400 человек. Осмотрев тщательно храм, Владыка прошел в здание местной церковно-приходской женской школы. Здание не новое, но довольно поместительное; затем посетил министерское двухклассное училище, новое здание для которого построено местным богатеем Поповым. Переправившись через Лену на моторной лодочке, продолжавшей сопровождать нас, Владыка побывал в дер. Вологиной, где недавно открыта одноклассная церковно-приходская школа. Учащихся — 33 человека, учителем состоит окончивший церковно-учительскую семинарию Никодим Тетерин. Здание пока наемное.
Ночлег на пароходе. Утром 25-го июня Владыка еще раз навестил о. Тетерина, где, за стаканом чая, в живой непринужденной беседе, давал всем собравшимся руководственные советы и указания к поднятию и развитию приходской и церковно-школьной жизни.
В 10 ¾ час. мы покинули Криволукский приход.
Примечания:
60 Корсунский Михаил Платонович (около 1872 – после 1916). Образование получил в Иркутской учительской семинарии. В ноябре 1892 г. держал экзамен в правлении Иркутской духовной семинарии и был удостоен звания учителя церковно-приходской школы. В 1900 г. участвовал в военном походе против Китая. 22 июня 1902 г. рукоположен в диакона сверх штата церкви Одигитриевской иконы Божией Матери с. Усть-Илга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области). 25 декабря 1902 г. перемещен на штатное диаконское место в церковь Спаса Нерукотворного Образа с. Усть-Кут Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 3 апреля 1905 г. рукоположен в священника церкви Пророка Илии с. Макарово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). В 1916 г., будучи священником церкви Преображения Господня с. Яндинское Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области), был назначен катехизатором по благочинию 2-го округа Балаганского уезда.
61 Кашкадамов Пантелеймон Васильевич (около 1890 – после 1914). Родился в крестьянской семье. Образование получил в Иркутской духовной семинарии, из которой 7 января 1907 г. по собственному прошению был уволен из 2-го класса. 12 июня 1908 г. назначен псаломщиком церкви Пророка Илии с. Мартыново (Нижнемартыново) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области). 15 ноября 1909 г. переведен на ту же должность в церковь Пророка Илии с. Макарово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 13 октября 1913 г. резолюцией преосвященного Евгения, епископа Киренского для пользы службы переведен в церковь во имя иконы Казанской Божией Матери с. Бутаково Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области).
62 Тетерин Иоанн Дмитриевич (около 1860 – после 1914). Родился в мещанской семье г. Киренск Иркутской губернии. В 1879 г. окончил полный курс Иркутской духовной семинарии. 21 марта 1880 г. рукоположен в диакона, а 23 марта 1880 г. — в священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). Около полугода заведовал церковью Святых Мучеников Кирика и Иулитты с. Туба Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 8 июня 1882 г. переведен в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Кривая Лука Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области), где служил более 35 лет.
63 Скуфья — головной убор для духовенства и монашества. В древности скуфья представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Позднее она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфьи образуют на голове знамение креста. Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 г. в церковное употребление были введены фиолетовые скуфьи и камилавки как награды белому духовенству.
64 Тетерин Власий Федорович (около 1887 – после 1914). Родился в крестьянской семье в Киренском уезде Иркутской губернии. В 1902 г. окончил Киренскую второклассную церковно-приходскую школу и был назначен учителем в церковно-приходскую школу с. Потапово Киренского уезда Иркутской губернии. С 12 мая 1905 г. исполнял должность псаломщика церкви Казанской иконы Божией Матери с. Подымахино Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 7 ноября 1908 г. был переведен псаломщиком в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Кривая Лука Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 30 июня 1913 г. преосвященным Евгением утвержден в должности псаломщика.
Публикуется на сайте www.pribaikal.ru
с разрешения авторов