Владыка Евгений в Киренском уезде. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Киренский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Жуть берет, когда представишь себе все прелести путешествия по Киренскому уезду. Это жутко мне — сибиряку, а что же должен был чувствовать Владыка — пришлец России, уроженец Москвы… Когда он совершал свое продолжительное и многотрудное путешествие, перенося всевозможные лишения на пути [фото 135], недосыпая, недоедая, подвергаясь резким переменам погоды, что нередко весьма чувствительно отражалось на состоянии его здоровья, особенно горла. Были дни, когда, по болезни горла, он едва мог говорить, однако не оставил ни одного селения, ни одной деревни без богослужения и пастырского назидания (молебны почти везде совершались с акафистом1 покровителю Сибирского края Святителю Иннокентию2). Поистине совершен Владыкой подвиг апостола…По заранее составленному маршруту поездка распределена была на весь июнь, июль и часть августа месяца, с объездом района в 6420 верст, в пределах трех благочиний3 Киренского уезда. Когда составлялся маршрут, Владыка сказал: «Нужно составить маршрут так, чтобы я мог посетить все села и деревни Киренского уезда, посетить все церковные и министерские школы и во всех храмах и приписных молитвенных домах помолиться вместе с вверенной Богом паствой». И такое едва, можно сказать, преодолимое намерение Владыка исполнил почти в точности, не посетив лишь всего два прихода, за невозможностью проезда; посетил такие места, где Преосвященный был лет 20–25 тому назад, и даже такие — где Архиерей не бывал совсем, как напр., по р. Киренге, некоторые деревни и села по р. Ангаре, Илиму и Лене. Бывалые люди и видавшие виды положительно удивлялись намерениям Владыки, когда узнавали об его бесповоротном решении побывать во всех темных уголках далекого Киренского уезда и решительно не советовали ему пускаться в столь далекий и рисковый путь, указывая на убийственные пути сообщения, отсутствие медицинской помощи, возможность местами голодовки (в действительности это подтвердилось: однажды во всей, сравнительно большой, деревне по Лене не могли достать себе даже картофеля…), массу мошки, комаров и проч. Но Владыка остался непреклонен… «Господу содействующу, — говорил он, — совершим мы свой нелегкий путь. Нужно же знать, как течет жизнь насельников-христиан мало ведомого культурному миру Киренского края и внести им луч света Христова»… И действительно, слова свои Владыка во все время путешествия исполнял свято, несмотря ни на какие препятствия, встречавшиеся в пути, несмотря на свое не особенно крепкое здоровье и особенно болезнь горла, которая воистину является крестом его жизни… Борясь с болезнию и мужественно мирясь со всеми неудобствами пути, Владыка постоянно помнил то дело святое, ради которого предпринял едва посильный труд. Приходилось в некоторые села прибывать ночью. Храм залит огнями, село не спит, на берегу все — и старый и малый, матери с грудными детьми — ждут выхода дорогого гостя. Впечатление пасхальной ночи… настроение приподнятое, радостное. С удивительным вниманием все выслушивают молебен и акафист, и положительно толпа безмолвствовала, когда Владыка говорил свое властное Архипастырское слово… Замечательно он говорит: свободно, просто, но сильно и вразумительно, заставляя трепетать слушателя-грешника. Главной темой его было раскрытие учения о спасении чрез Иисуса Христа, затем — подражание святым, в честь которых построены храмы, а также на темы злободневные, как, например, о пагубности пьянства. Особенно сильны и жгучи были речи его в приходах с ссыльным политическим элементом, раскрывавшие слушателям всю суетность социальных утопий, настолько сильные, что оставляли глубо кие следы в огрубелых сердцах самих политических, по их собственному признанию.
После богослужения во всяком храме и часовне раздавалась народу религиозно-нравственная, а где было нужно и противосектантская литература, евангелия, псалтыри, житие и литографир[ованные] образки Святителя Иркутского Иннокентия, нательные образки и крестики. В общем, всего роздано очень много: одних крестиков, наприм[ер], более 10 000, литературы 3 ящика, 1 ящик евангелий на русском языке, около тысячи образков Св. Иннокентия и несколько сотен его жития. Нужно было видеть ту духовную радость пасомых, которая рисовалась на их лицах, когда, получив благословение Владыки, они получали от него на память — кто образок, кто Евангелие, кто крестик и т.д. Везде Владыка тщательно осматривал здания храмов и часовен, делая весьма ценные указания, где это было нужно, по вопросам ремонта, пополнения икон, библиотек церковных и под. В случаях крайней бедности Владыка от чистого сердца делал денежные пожертвования то на постройку храма, то часовни и т.д., доводя эти жертвы в некоторых случаях до 100 руб., что при его скромном годовом бюджете нельзя не признать весьма щедрым… Осмотрев храм, Владыка направлялся обязательно в школу, какая бы это школа ни была — министерская или церковная, где производил испытания собравшимся ученикам по всем предметам, затем осматривал школьную библиотеку, обращая главное внимание на отдел религиозно-нравственный; везде настаивал обязательно иметь полное житие святых и чтобы каждый учащийся непременно знал житие своего тезоименитого святого, а то в одной школе (МНП4) на вопрос Владыки к одной девочке — когда она бывает именинница, она ответила: «на третий день Пасхи»; в другом министерском училище ученик сказал, что день его Ангела бывает за два дня до Пасхи и мн. под.
Затем производилась тщательная поверка церковных документов, сумм, свеч и проч. церковных материалов. Владыка вникал во все и делал нужные разъяснения и указания по разным вопросам приходской жизни. В доме священника, в простой задушевной братской беседе со своей духовной паствой и братией Владыка интересовался общим состоянием прихода в отношении религиозно-нравственном, просветительном, в отношении взаимообщения пастыря с паствой, исполнения последнею ее христианских обязанностей, в отношении благотворительности, трезвости прихода и под., преподавая Архипастырские советы и указания со свойственной ему находчивостью, деловитостью и серьезностью. Особенно много ценного Владыкой было высказано в столице Киренского уезда — г. Киренске, где к его приезду был собран благочиннический съезд духовенства по вопросу о возрождении прихода, поднятии деятельности пастыря, религиозно-нравственной жизни прихода и под. Владыкой рекомендована усиленная проповедь вообще, проповедь катехизическая и проповедь-беседа, как научение церковному обряду и дисциплине; усиленная школьная деятельность, богословское самообразование пастыря, добрый пример его в приходе и т.д. Много и убежденно говорил Владыка в приходах по вопросу необходимости борьбы с пьянством, везде располагая заправил деревни объявить этому злу беспощадную войну, открывая общества трезвости, противо-алкогольные чтения с показыванием туманных картин, служение в праздничные дни молебнов с акафистами для отвлечения народа от разгула, устройство с трезвенниками паломничеств и под. Хотелось слушать Владыку без конца… А простота его в обращении невольно располагала к нему всякого, и каждый смело делился с ним своими жизненными наблюдениями и опытом по всяким вопросам приходской жизни. Его желание помочь всякому располагало идти к нему со своим горем, нуждой и скорбями, и приходившие находили у него утешение, ободрение, поддержку, часто и материальную. Но где нужно было, Владыка был строг; особенно, когда замечал за кем-либо из священно- и церковно-служителей нерадение к делу Божию, непослушание со стороны младших членов пастырю, озлобленность во взаимных отношениях клири ков, делая строгие выговоры; еще строже было его отношение к членам клира нетрезвенникам.
Посещать Владыка не гнушался и низшую братию — диаконов и псаломщиков, влазя в их убогие, низкие лачуги. Где замечал неустроенность, тотчас же обращался со словом увещания к прихожанам, прося их внимания к нуждам причтов, на что везде получал обещание, что желание его будет исполнено. В селах, где при церковно-приходских школах не было попечителей, Владыка старался найти кого-либо в своем присутствии, и это, за исключением разве одного-двух случаев, всегда удавалось. Ничто не ускользало от зоркого взора Владыки, и во всем он умел разобраться, всему дать верную оценку, все устроить, направить, куда нужно… Приходилось удивляться его тактичности, знанию людей и жизни, его умению все сделать, никого не обижая, наоборот — поощряя и располагая к духовному деланию и созиданию…
Примечание:
1 Акафист (греч. «акафистос гимнос» — «неседальный» гимн, т.е. гимн, который поется стоя) — одна из форм хвалебного церковного песнопения. Акафист состоит из 12 двойных песен — последовательно чередующихся икосов и кондаков. В кондаке излагается догматическое или историческое значение празднуемого события или лица, в икосе заключается более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Акафист выражает собой догматическое и поэтическое созерцание чуда, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события.
2 Святитель Иннокентий (Кульчицкий), чудотворец, первый епископ Иркутский и Нерчинский (около 1680–1731). Образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1706 г. Через 2 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В 1910 г. был переведен в Москву для преподавания словесности в Славяно-греко-латинской академии, затем вызван в Петербург, где 4 марта 1721 г. посвящен в епископа Переславского и назначен главой Пекинской духовной миссии. Но в результате интриг не был принят китайским правительством. 15 января 1727 г. был определен главой вновь организованной Иркутской епархии, которой руководил 4 года. Скончался 27 ноября 1731 г. и был похоронен в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1764 г. были обретены его мощи. Указом Синода от 1 декабря 1804 г. был причислен к лику святых с установлением 26 ноября (9 декабря по н. ст.) днем его памяти, так как 27 ноября, в день его преставления, отмечается праздник Знамения Пресвятой Богородицы. Мощи святителя Иннокентия Иркутского ныне хранятся в Знаменском соборе Иркутска.
3 Благочиние — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Возглавляется благочинным, назначаемым архиереем. Границы благочиний и их наименование определяются правящим архиереем совместно с епархиальным советом.
4 МНП — Министерство народного просвещения.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области