Отчет Владыки Евгения о поездке по Илимскому краю. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Нижнеилимский район : История
| Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Вот что пишет об обитателях Илимского края в своем отчете Преосвященный Владыка Евгений: «Религиозно-нравственное состояние насельников Илима можно признать удовлетворительным. Но при этом нельзя не отметить, что народ в общей массе темен и в религиозном и в нравственном отношении.
Главный порок — пьянство, на почве которого растут и развиваются все другие пороки и преступления — распутство, убийства, дерзость и своеволие молодежи. Духовенство в меру своих сил стремится поднять религиозно-нравственную жизнь своих прихожан и к отправлению своих пастырских обязанностей относится с усердием и самоотвержением. Условия, в которых живет и работает духовенство, весьма тяжелые и в культурном, и социальном, и климатическом, и топографическом отношении и требуют большого подвига от священника. Приходы, например, кроме Нижне-Илимского, разбросаны на большие пространства — есть селения, отстоящие на 100 верст от приходского храма. Отсюда понятно, сколько тратится священником времени и труда (о трудности и лишениях в пути, о холоде и непогоде я уже не говорю) лишь на то, чтобы посетить своих прихожан со святынею на праздниках Рождества Христова и Пасхи, а равно для совершения треб — исповеди, причащения, крещения и иногда погребения (в большинстве, за отдаленностью, отпевание совершается заочно). Прихожане тоже за отдаленностью редко посещают свой приходский храм. При таком условии пастырское влияние священника невольно ослабляется, и священник часть своей паствы никогда не видит и не может видеть в своем приходском храме, а значит, и лишен возможности достаточно научить всех ее членов вере и нравственности.
Единственною пособницею в пастырской просветительной работе священника остается церковная школа. Их в крае 7; шесть мною посещены. Все они довольно благоустроены и достаточно снабжены учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. Произведенные мною выпускные экзамены в школах Коченгской, Тубинской и Кеульской и спрос учеников в остальных школах дает мне основание заключать, что учебное дело в них поставлено удовлетворительно. Удовлетворительно поставлено и дело воспитания: дети производят своим поведением и внешностью доброе впечатление. Где школы находятся около приходских храмов, церковные службы по праздникам и воскресным дням учащими и учащимися посещаются неопустительно, а равно те и другие исполняют долг исповеди и св. причащения. Где же школы далеко от приходского храма (наприм. Кочергинской), там учащие собирают детей в школу и ведут религиозные беседы. Но это дело бесед и чтений не достаточно организовано и не ведется систематически. Мною на это было обращено внимание учащих и о.о. заведующих и предложено обязательно вести при школах религиозно-нравственные и литературные чтения и, где возможно, иллюстрировать эти чтения картинами волшебного фонаря. Школа, неся свет в среду подрастающего поколения, почти не касается народной взрослой массы, но чрез чтения религиозные, литературные и по сельскому хозяйству она могла бы свет и знание вносить и в темную крестьянскую семью, привлекая взрослых на эти чтения, давая им на дом читать полезные книжки из школьной библиотеки и поддерживая, таким образом, живую связь со школьниками, оставившими уже школу, а чрез них и с семьями, проводя туда все доброе и полезное. Но надо сознаться, что пока школа далека от народа. Да и народ не умеет ценить пользы просвещения и зачастую отрывает ребенка от школы для своих домашних работ. Радует, однако, то, что в школах учится много девочек. Это будущие матери-христианки, ибо церковная школа стремится воспитывать своих питомиц в духе православной веры и Церкви.
Кроме церковных, посещено мною 7 училищ министерских. Общее впечатление от посещений такое, что в большинстве школ Закону Божию уделяется очень мало внимания; отдел религиозно-нравственный в школьных библиотеках крайне ничтожный, — житий святых, даже сокращенных — в изложении Бахметевой41, нет. Учителя преподают Закон Божий без всякого руководства со стороны священников, и преподавание сводится в лучших случаях к заучиванию учебника, а то наблюдается и полное отсутствие всяких знаний…
Итак, положительное влияние пастырей и школы на народ нельзя признать на Илиме достаточным и сильным, особенно если иметь в виду, что параллельно ему идет другое влияние — отрицательное, распространяемое уголовными преступниками и политическими ссыльными…
Вообще жизнь на Илимском крае тяжела. И священнику приходится терпеть много лишений, так что подвиг пастырский — там подвиг особенно трудный, сопряженный не только с лишениями культурных удобств, но с дороговизною жизни и с затруднениями достать предметы первой необходимости.
К этому еще надо прибавить, что дело медицинской помощи поставлено весьма слабо. Врача на Илиме в мой приезд не было, и нет его давно, фельдшерский персонал очень ограничен (на весь Илимский край 3, из них двое появились только за последние годы), аптеки и больницы медикаментами бедны.
Обеспечение духовенства, в большинстве скудное, приходские доходы ничтожны, а казенное жалованье 600 р. — священнику и 200 р. — псаломщику, конечно, крайне недостаточно. Необходимо ходатайствовать об увеличении жалованья священнику хотя до 900 р. и псаломщику до 400 р. в год. К чести духовенства Илимского края, я приятным долгом считаю еще раз отметить, что оно самоотверженно мирится со всеми лишениями и делает в меру своих сил и способностей Божие дело, отличаясь доброю нравственностию»…
Этими глубоко справедливыми словами Владыки Евгения я заканчиваю свои заметки об Илимском крае, искренно сожалея, что недостаток времени и ограниченный размер нашего епархиального печатного органа не позволяют мне шире использовать весь материал, который имеется у меня под руками об этом захолустном уголке Киренского уезда...
Примечание:
41 Имеется в виду книга в 12 томах: Бахметьева А.Н. Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьи-Минеи (М., 1912). В тексте публикации фамилия духовной писательницы искажена.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области