Декоративное искусство эвенков (по материалам Этнографического музея народов Забайкалья)
Наталья Валентиновна Монго,
старший научный сотрудник,
заведующая эвенкийским комплексом
Этнографического музея народов
Забайкалья, г. Улан-Удэ
Традиции художественного оформления различных вещей и предметов быта у эвенков зародились в условиях кочевого быта и целиком были связаны с ним. Изобразительное искусство эвенков нашло выражение в резьбе по кости, дереву и железу, изготовлении деревянных фигур, литье фигур из свинца и олова, выковывании разных предметов, нанесении силуэтных рисунков на деревянные предметы, тиснении на бересте, шитье из меховых полосок и квадратиков, вышивках швом с подшейным белым волосом оленя, бисером и шелком и вырезании берестяных фигур. Оформление костяных (роговых), деревянных и металлических предметов было делом мужчин; оформление берестяных, меховых и ровдужных предметов обихода — делом женщин. Эвенкийские мастерицы красили ровдугу в цвет охры. Краску делали из коры ольшаника (дулгиктэ). Отвар готовили из мелкой марниковой ольхи. В старину ровдужные полотнища, которыми покрывали чум, были разрисованы и расписаны. На ровдуге делали орнамент для ряда предметов: унтов, кафтанов, рукавиц, женских коробок, сумок и т. д.
В эвенкийском комплексе Этнографического музея народов Забайкалья можно увидеть предметы старого быта: рукодельные игольницы, вьючные сумы, меховые коврики (кумаланы), одежду, берестяную утварь и т. д. Экспонаты, которые представлены в комплексе, были привезены из Красноярского края, Читинской области, а также из северных районов Республики Бурятия.
Создателями эвенкийского комплекса являются Т.В. Гурка, Н.Д. Доволин и В.Т. Танкиульева, которые внесли огромный вклад в сохранение и развитие эвенкийской культуры. Одежду для эвенкийского комплекса по заказу музея изготовили мастерицы-эвенкийки из села Уоян Северо-Байкальского района В.Т. Танкиульева и М.Н. Ержина. Ими были сшиты два национальных женских халата.
Темы и сюжеты эвенкийского бытового искусства черпались непосредственно из жизни и охватывали обширную область духовной деятельности человека. Сюда входит несколько самостоятельных видов художественного творчества, а именно: декоративное украшение верхней одежды, обуви, головных уборов, рукавиц, изготовление меховых ковриков, резьба по дереву и бересте.
С проникновением в глубинные районы Севера купцов, скупщиков ценной пушнины, появился разноцветный бисер, который выменивался на мех.
Орнамент у эвенков несложный: прямая полоса, уголки, крестики, зигзаг. Чаще всего использовали крестообразные фигуры. Крестообразная фигура на эвенкийском костюме — это изображение водоплавающей птицы гагары. Гагара пользовалась у эвенков особой любовью. Во-первых, их издавна привлекал ее красивый силуэт. Во-вторых, это одна из тех птиц, которые, как аист, выбирают себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара считалась символом любви и семейной верности.
Все народы Севера, в том числе и эвенки, владели искусством меховой мозаики, т. е. сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок.
Среди различных меховых и кожаных изделий эвенков с художественной точки зрения наибольший интерес представляют коврики-кумаланы, очень тщательно и аккуратно сшитые из кусочков светлого и темного меха оленя, нерпичьей кожи или обшитые ровдужной бахромой. Декоративное оформление ковриков построено по принципу чередования контрастных цветов.
Коврик-кумалан имеет форму несколько сплющенного, сдавленного к середине по продольной оси прямоугольника с округленными углами. Меховые ковры по типу и формам бывают разнообразные. Это зависит, с одной стороны, от количества и качества имеющихся шкур и меха, с другой — от изобразительности и вкуса мастерицы. Также шились круглые коврики, в них эвенки воспроизводили образ солнца. Отделывались ковры бахромой.
Изобразительное искусство было представлено также орнаментом на бересте и дереве. Вся посуда и вьючные сумы изготавливались из бересты, реже из дерева. Берестяная посуда была очень удобна при кочевом образе жизни, так как она легкая и ее всегда можно заменить. На бересту наносили орнамент острием оленьего копытца или на раскрашенную основу прикрепляли полоски бересты. Таким орнаментом украшались табакерки из бересты (доскан), туеса для хранения оленьего молока, воды и т. д.
В фондах музея имеются изделия оригинальной формы из бересты: биток (гуявун) для сбора ягоды голубики и манок (оревун) для подманивания изюбря, которые были приобретены в поселке Багдарин Баунтовского района у Н.Д. Доволина.
Редко встречается посуда из дерева. В единственном экземпляре поступил в фонды музея ящик (сэлэрук) для хранения металлических инструментов. Сэлэрук сделан из тонко выструганной березы, к середине сжат, крышка завязывается поперек ремешками. Также из березы делали детские люльки. Зимние люльки орнаментировались и обшивались мехом. В эвенкийскую коллекцию поступили детские люльки из Читинской области, Красноярского края и из Северо-Байкальского района Республики Бурятия. С задней части люльки со стороны головы прикреплена замша, цвета охры и натуральной кожи. Замша окантована бахромой, к ней прикреплены мелкие зубы косули. При движении оленя зубы стучали, под монотонный звук ребенок засыпал, а, по представлениям эвенков, эти зубы отпугивали злых духов.
Некоторые резчики использовали плоскую резьбу — это показано на поняге (заплечная доска для ношения тяжестей). В экспозиции музея есть поняги, украшенные орнаментом растительного и геометрического характера. Имеется поняга с орнаментом в виде фигуры оленя.
Фигуры животных использовались в орнаменте довольно редко; человеческие фигуры не встречались вовсе.
Скульптура из дерева представлена в музее преимущественно шаманскими предметами (предметы шаманского культа). В шаманском комплексе находятся зооморфные деревянные изображения медведя, лося, оленя, где схвачен характер этих животных, фигурки рыб: щука, таймень, налим, использовавшиеся шаманом при камлании. Птицы представлены в основном водоплавающими, особенно выделялась среди них фигурка гагары.
Вся резьба по дереву в шаманском чуме была сделана в 1974 году эвенком Н.Д. Доволиным, жителем Баунтовского района Республики Бурятия.
К моменту создания шаманского чума подлинным экспонатом была утка, вырезанная из дерева и украшенная бахромой. К бахроме прикреплены мелкие зубы косули. Этот предмет привезли из села Холодного Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
Многие предметы делались из металла, например скребок (у) для первичного соскабливания мездры — изогнутый, круглый, на короткой прямой ручке. В единственном экземпляре музеем был приобретен металлический скребок (чучун) для выскабливания мездры, дугообразной формы с зубчиками, орнаментированный, насажен на деревянный черешок.
Для обработки деревянных предметов использовался рубанок-струг (ирэпчинэ), выдолбленный из дерева, с двумя ручками и продолговатым отверстием посередине, в котором укрепляется двусторонне отточенный нож. При помощи этого инструмента из дерева строгали тонкие доски для лыж, полозьев нарт, лук и колыбелей. В эвенкийском комплексе представлены три струга.
Также представлены в музее металлические щипцы (капчур), которые были в каждом жилом чуме, и металлический крюк (олдон) для подвешивания над очагом чайников и котлов. Крюк делался из нескольких металлических звеньев, соединенных между собой. Для ловли рыб использовали металлические трехрожковые остроги (кирамки). Мастера кузнечного дела особенно хорошо выковывали ножи, пальмы, копья и различные подвески для украшения шаманского костюма, изготовляли музыкальные металлические губные инструменты в виде цитры (кордавун). Кузнечеством занимались летом, так как зимой охотились.
Эвенкийские женщины умели хорошо обрабатывать рыбью кожу. Из рыбьей кожи шили сумочки, игольницы, украшенные бисером. В 1978 году в фонды эвенкийского комплекса поступила вьючная сума из рыбьей кожи из села Россошино Баунтовского района, приобретена у жительницы этого села А. Даунеевой. Сума сшита из пластов рыбьей кожи, между соединениями прошита красная ткань, вверху окаймлена ровдугой, пришитой к рыбьей коже на шнуровке, сделанной из ровдуги.
Народное декоративное искусство эвенкийского народа отразило многовековой путь духовного и художественного освоения окружающего мира. Из поколения в поколение передавались и бережно сохранялись традиции художественной обработки, казалось бы, самых немудреных предметов домашнего обихода.
Итак, какую сферу быта, труда и досуга эвенков ни взять, везде можно увидеть, что перед нами народ-художник. К чему он ни прикоснется, за что ни возьмется — все получает в его руках художественное оформление: и лодка, и колотушка, и унты, и коврики-кумаланы, и т. д.
Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год