Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в Киренском уезде: Нижне-Илимск, деревня Большая, село Тубинское. 1913 год

Церковь, церковная школа и дом священника в с. Тубинском

Встреча Владыки Евгения

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

В беседе с духовенством и интеллигенцией Нижнеилим­ска Владыка, между прочим, усиленно рекомендовал от­крытие в селах обществ трезвости для беспощадной борьбы с народным недугом — пьянством, предлагал проводить в жизнь народа сознание необходимости борьбы с алкоголиз­мом, привлекая участниками в этом деле всех членов при­чта, учителей, учительниц и т.д. Чтобы борьба с пьянством была продуктивной, пастырь, говорил Владыка, должен сам показать пример абсолютной трезвости, приглашая к тому и прихожан. Таким образом, под председательством пастыря, для оздоровления прихода создается общество, которое будет иметь целию, под покровом Церкви, вести просветительную работу в приходе. Это общество должно вести религиозно-нравственные чтения, устраивать палом­ничества, распространять религиозно-нравственную литера­туру и брошюры о вреде вина и борьбе с пьянством.

По пути из Нижне-Илимска Владыка в 7 верстах, в де­ревне Большой, навестил уважаемого прихожанина Филип­па Яковлевича Слободчикова, чем ему доставил невырази­мое счастье… Мужичок — примерный прихожанин, очень любит храм Божий и пастырей Церкви.

Еще в Нижне-Илимске Владыка почувствовал легкую боль в горле, появилась краснота, опухоль; по выезде от­туда боль стала усиливаться, и говорить становилось уже трудно. Но, несмотря на это, по пути к Тубинскому прихо­ду он совершил молебен в приписном храме в с. Коробей­никовском, где собралось более 200 человек молящихся, а затем посетил местное министерское училище, осмотрелбиблиотеку; учителю М. П-ву, служащему здесь 7-й год (окончил Жердовскую сельскохозяйственную школу), пре­подал указания о постановке религиозно-нравственного воспитания учащихся.

Рано утром 10-го июня прибыли в с. Тубинское, располо­женное при впадении речки Тубы в Илим. Чуть не с 5 час. утра тубинцы, в числе до 300 человек, собрались на берегу села и нетерпеливо ждали выхода Владыки. Звон, подоб­ный пасхальному, радостно несся, дополняя чувства сельчан в их редкий праздник… Они как будто ожили, проснулись от обычной серенькой жизни, и в своем медвежьем углу по-свое­му желали приветствовать высокого посетителя… Почтенный настоятель прихода о. Павел Тархов29, в полном параде, воз­главлял паству.

На верхнем краю села на протяжении 50–60 саж. уют­но расположились — храм, церковно-приходская школа и квартиры причта. Храм деревянный, очень по­местительный, содержится опрятно; существует с 1870 года. Колокольня отдельно.

Владыка проследовал в храм, совершил молебен свв. муч[еникам] Кирику и Иулитте, которым посвящен храм, и сказал прекрасное слово о любви ко Христу, положив в ос­нование своего слова жития этих мучеников. Художествен­ное описание страданий мучеников, какое сделал Владыка, захватило, умилило и растрогало молящихся настолько, что на глазах некоторых невольно появились слезы… Обреви­зовав храм, Владыка прошел в местную церковно-приходс­кую школу, где произвел экзамен по всем предметам окан­чивающим курс школы ученикам. Успехи оказались очень хорошими, о чем Владыкой сделана запись в визитационной книге школы, с лестной аттестацией трудов о. законоучителя и учительницы А.П. Тарховой30.

В бытовом отношении населения Владыка обратил вни­мание на значительное численное превосходство мужчин пред женщинами. Этим здесь увеличивается ценность жен­щины. И нужно отметить, что они как будто сознают свое положение; нередко по самым ничтожным поводам со сторо­ны мужа оставляют его, даже вскоре после брака и уходят к родителям. Священнику часто приходится быть в роли примирителя, причем муж делает немало уступок жене, и «милая чета» направляется восвояси… нередко… до перво­го недоразумения. Пришлось и Владыке, по просьбе одного мужичка, со слезами жаловавшегося на капризы жены, при­мирять брачную пару.

Примечание:

29Тархов Павел Иоаннович (около 1859 – после 1913). Сын псаломщика. Окончил четырехклассную Тверскую духовную семинарию. 6 августа 1883 г. был определен псаломщиком церкви Пресвятой Троицы в Иркутске. 2 сентября 1883 г. рукоположен в диакона, а через 2 дня — в священника и назначен в церковь Пророка Илии д. Кеуль Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 25 июня 1888 г. переведен в собор Воскресения Господня с. Верхоленск Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области). 14 октября 1888 г. утвержден законоучителем в Верхоленском женском училище. 3 мая 1891 г. назначен священником в церковь Святых Мучеников Кирика и Иулитты с. Туба Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области), где прослужил более 20 лет. 4 сентября 1891 г. назначен духовником духовенства благочиния 3-го округа Киренского уезда.
30Тархова Анна Павловна (1886 – после 1913), дочь священника Павла Иоанновича Тархова.

 

Публикуется на сайте www.pribaikal.ru
с разрешения авторов