Численность постоянного населения Нижнеудинского района - 35,5 тысяч человек, которые проживают в 3 поселках и 83 сельских населенных пунктах

Статьи

«АРГАМЧИ-ЫРЫ» — большой праздник тофаларского народа

Степан Николаевич Арактаев совершает обряд «Кормление духов».

Степан Николаевич Арактаев совершает обряд «Кормление духов». Фото А. Бызова

Участник фольклорного конкурса Прокопий Иванович Унгуштаев.

Участник фольклорного конкурса Прокопий Иванович Унгуштаев. Фото А. Бызова

Выступление народного ансамбля «Быстроногие олени».

Выступление народного ансамбля «Быстроногие олени». Фото А. Бызова

Бега на оленях.

Бега на оленях. Фото А. Бызова

Соревнование по поднятию тяжести.

Соревнование по поднятию тяжести. Фото А. Бызова

Тофаларские дети.

Тофаларские дети. Фото А. Бызова

Александр Дмитриевич Назаркин,
научный сотрудник Областного центра
народного творчества и досуга, г. Иркутск

 

За последнее десятилетие в этнокультурной жизни тофаларского народа произошли заметные изменения. В детском саду и в школе внедряется тофаларский язык, лингвистами разработана родная письменность, изданысловарь и букварь. В клубных учреждениях насцену стали приглашать знатоков фольклора, создаются тофаларские ансамбли песни и танца, заказываются сценические костюмы с учетом национальной специфики. Каждое лето проводится большой национальный праздник «Аргамчи-Ыры».

Все это стало возможным после принятия в 1990 году постановления исполнительного комитета Нижнеудинского районного Совета народных депутатов и коллегии управления культурыИркутского облисполкома «О возрождении и развитии национальной культурыТофаларии». В приложениик этому документу был план первоочередных мероприятий, предусматривающий разработку положения и устава об Этнокультурном центре, проведение силами Областного центра народного творчества и досуга этнографических экспедиций по изучению народных праздников и обрядов, песенного и танцевального фольклора.

Первая экспедиция в Тофаларию отработала два полевых сезона 1990–1991 годов. В состав экспедиции вошли: методист по декоративно-прикладному творчеству Центра народного творчества Н. Ленкова, фотографы С. Падалко и С. Игнатенко, автор этих строк — этнограф и режиссер, научный сотрудник Центра. Общее руководство осуществляла В.Н. Старжевская, бывшая в то время заместителем директора Центра. Проделанная нами работа нашла отражение в материалах научных отчетов, в рекомендациях по кадровой политике, в решениях вопросов материально-технического обеспечения клубных учреждений. Была оказана методическая и практическая помощь в подготовке и проведении первого национального праздника «Аргамчи-Ыры».

В историческом прошлом, до принятия оседлости в 1927 году, кочевой народ, состоящий из пяти родов, вместе собирался лишь один раз в год — зимнее время, спускаясь в долину на административно-хозяйственный съезд, называемый «Суглан». Там охотники и оленеводы сдавали пушнину, закупали провиант, решали спорные вопросы.

Суглан как средство общения и форма объединения народа включал в себя элементы праздничной культуры. Здесь крестили детей по православной вере, совершались свадебные сговоры, устраивались спортивные состязания и веселые пиры.

С меньшим размахом проходила летняя встреча, когда пара близких родов собиралась со стадами оленей на пастбище в горных гольцах. Правда, эта встреча была продолжительней и разнообразней по содержанию отдыха. Там обязательно заводили круговую игру в аркан — «аргамчи». Ременный аркан объединял всех держащихся за него руками в общий круг. Под сопровождение песни стоящий в центре круга водящий должен был добежать до края и осалить кого-либо, кто и занимал его место. С движением водящего круг перемещался, увлекая всех в веселое кружение.

Так было в прошлом. Сегодня тофалары проводят летний праздник под названием «Аргамчи-Ыры», что означает «Арканьи игры». Праздник этот устраивается и проводится по определенному плану и заранее детально выработанной программе. Вот как выглядел рабочий документ о проведении первого фольклорного праздника Тофаларии.

Цели и задачи: праздник проводится в целях возрождения народной культуры, развития самодеятельного творчества, физической культуры и культуры общения в сфере досуга населения Тофаларии.

Сроки проведения: праздник проводится в летние дни, 6–7 июля 1991 года в поселке Алыгджер.

Участники праздника: в празднике принимают участие делегации от трех поселков Тофаларии в количестве 24 человек разного возраста, в том числе: официальная делегация — три человека, художественный коллектив и спортивная команда.

Порядок проведения: программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание по национальному многоборью на звание «Мэргэн Тофаларии».

Программа этнографического конкурса: устройство чума, устройство очага, приготовление национального блюда, выставка предметов быта (одежда, обувь, головные уборы, украшения, утварь домашнего обихода, работы мастеров декоративно-прикладного искусства).

Программа фольклорного конкурса: исполнение народных песен, танцев, былин, сказаний; показ и разучивание национальной игры; показ обряда (по выбору).

Программа спортивного конкурса: национальное многоборье: борьба — «Хуреш», бега на оленях — «Маргыш», стрельба в цель, метание аркана — «Соотуг», поднятие тяжести, камня по затесам — «Мерклер таш», товарищеские встречи по футболу, волейболу, легкой атлетике, эстафета-бег 4 х 100 метров.

Критерии оценок конкурсов: этнографический конкурс — владение традиционными навыками; фольклорный конкурс — исполнительское мастерство, знание фольклора, владение языком; спортивный конкурс — спортивные достижения. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе. Командные места определяются по сумме баллов по отдельным конкурсам.

Коллективы-победители и победители в индивидуальном состязании награждаются призами оргкомитета.

Оргкомитет принимает все решения, ведет подготовку праздника, обеспечивает финансирование, проводит работу по благоустройству территории, организует перевозку участников вертолетами, обеспечивает размещение гостей и правопорядок. Координаторами и исполнителями проекта праздника являются работники учреждений культуры района.

Приводим сценарный план того, самого первого праздника в 1991 году, на котором мы присутствовали. Местом проведения праздника служила большая поляна у опушки леса на краю поселка. Это место, по замыслу организаторов, носило условное название «стоянка». Собравшуюся публику приветствовали и поздравляли представители власти. Под звуки «мургу» (охотничья труба-манок) съезжались делегаты от трех поселков и у могучей лиственницы (условное название «шаман-дерево» или «священное дерево») совершался обряд дарения «хозяина» этих мест (подвязывались разноцветные лоскутки). Старейшина зажигал костер и исполнял песню освящения огня. Затем начиналась концертно-конкурсная программа, которая велась на русском и тофаларском языках. Звучали народные песни на тофаларском языке: «Спускаясь по Додоту», «Летняя стоянка» и др. Исполнялись эстрадно-хореографические номера: «Танец оленей», «Солнечный луч и подснежники», «Легенда о черном орле», «Танец зайца». Тут же рассказывались сказки: «Медведь и собака», «Почему медведь спит», «Почему бурундук полосатый». Загадывались загадки, разыгрывались сценки, пелись тофаларские частушки. Программа завершалась игрой в аркан — «аргамчи», которая объединяла всех присутствующих в общий круг.

После двухчасового перерыва на обед начинались спортивные состязания по национальному многоборью на звание «Мэргэн Тофаларии».

В бегах на оленях — «Маргыш» — задействовано не более шести оленей, отобранных в стаде. Бегают верхами на седлах с подстилкой. Дистанция 500 метров. Кто быстрее пройдет расстояние, тот и победитель.

В стрельбе из карабина по мишени на расстояние в 100 метров все стрелки становятся за барьер и стреляют поочередно. Каждый делает по три зачетных выстрела. Победитель тот, кто больше выбьет очков.

В борьбе «Хуреш» участников разбивают по парам для единоборства. Борцы сходятся, «пробуют» друг друга, хватая за руки, пытаясь обхватить шею, применяют вольные приемы, захват руками головы, ноги и ряд других приемов. Побежденным считается тот, кто первым упадет на землю. Когда все пары переборолись, победители продолжают борьбу между собой на первенство.

Состязание по поднятию тяжести — «Мерклер таш» — проходит у подножия крепкой лиственницы. Поднимается каменный валун весом около 70 килограммов. Валун нужно оторвать от земли, высоко поднять на вытянутых руках и опустить на ствол дерева, оставив след от удара. На эту отметку ориентируется следующий участник. Трое отличившихся продолжают состязаться между собой на первенство.

После награждения призами и подарками победителей спортивного конкурса и после перерыва участники продолжают праздник у конкурсных чумов, где угощают национальными блюдами, сваренными здесь же, на костре, мясным отваром «бухулёр», печеными лепешками, шашлыками. Праздник завершался в сумерках у большого костра, где продолжалось уже неформальное общение молодежи.

Оценивая сегодняшнее состояние празднично-игровой культуры тофов, необходимо иметь в виду, что экономическая ситуация последних лет внесла свои изменения в праздничный процесс. С ликвидацией коопзверопромхоза праздник потерял своего главного спонсора. Дороговизна авиаперевозок заставила отказаться от формы представительного съезда, и праздник проводится, что называется, местечково, по поселкам. Некогда большое стадо оленей в 1500 голов теперь едва насчитывает 300 животных, и на бегах стали использовать лошадей.

Но несмотря на качественный спад, праздник продолжает возбуждать интерес населения, внося все-таки большое оживление в монотонную жизнь тофов. Он по-прежнему объединяет население, обращая его внимание на возрождение и развитие собственной национальной культуры. Люди продолжают участвовать в художественной самодеятельности, растет число творческих коллективов. Этот процесс затрагивает даже детей раннего возраста. Как отрадный пример можно привести работу детского сада поселка Алыгджер, где ведется курс по народоведению и проводится детский праздник «Аргамчи-Ыры».

 

Журнал "Тальцы" №1 (20), 2004 год