Из жизни коренных народов Сибири
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутская область : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Бурятский этнос самый крупный из коренных народов Сибири. Многие столетия этот народ селился на обширных территориях воеводств и уездов Восточной Сибири - Енисейской, Красноярской, Иркутской, Илимской, Нерчинской и других.
Иркутские фотографы, ученые этнографы по заказам Восточно-Сибирского Императорского Географического общества собрали богатейший научный, исторический материал о жизни, быте и культуре бурят, проживающих в Прибайкальских районах. в фондах Иркутского областного краеведческого музея, Научной библиотеки госуниверситета, Государственного архива области и других хранилищах собраны уникальные коллекции снимков, выполненных исследователями бурятского этноса, фотографами XIX нач. XX вв. П. Милевским, Р. Пророковым, А. Кузнецовым, И. Портнягиным, Р. Ивановым, Р. Зонненбургом и другими. Их интересовали быт, культура, религия населения.
Летом 1891 года во время пребывания в Иркутской губернии наследника русского престола Николая Александровича ему был преподнесен подарок от бурят Балаганского округа. «В мастерской Шульца выполнена из серебра модель юрты, окрашенной под дерево. Внутренность отделали мелкими деталями: занавесками, постелями, прибор для перегонки браги, различные предметы утвари. Юрта установлена на подставку из полированного бурого угля. По окружности - золотой вензель, герб Иркутской губернии».
Н. С. Романов Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. В.-С.Кн. Изд. Иркутск. 1993. с 243
Охоте как части хозяйственной деятельности этноса придавалось особое значение не только как источнику питания, но и как форме социальной организации семьи и общества.
«Отборные люди» - так называли охотников, обладающих добротными лошадьми, ловкостью в стрельбе. Они, как правило, в облавной охоте ехали впереди двух крыльев загонщиков, оглашая леса протяжными криками.
«Газарша» - проводник, знаток - подыскивал место для охоты, стоянок и последующего ночлега. Охотников, находившихся в глубине облавы, называли «доторчин». К ним относились в основном знатные и богатые люди, занимавшие удобные для стрельбы места, били дичь по выбору и забирали большую часть трофеев. Простолюдины же выполняли скромную роль загонщиков.
«По прибытии на место охоты каждый род или улус разжигал свой огонь, совершал обряды; ночь проходила в играх и развлечениях, а днем (с рассвета до заката) добывали зверя, вечером делили добычу, разрешали спорные вопросы, устраивали трапезы и проводили обряды».
Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 69. (Народы и культуры).
Традиционные наряды местного населения являлись высшей формой «выражения не только этнического сознания и стойким определением, отличавшим «своих» от «чужих», соплеменников, сородичей от чужеродцев, но и материальным воплощением традиционных архаических представлений об окружающем мире. Система кроя, пропорции и манера ношения одежды, характер отделки, выбор материала, цвет, украшения каждой этнической группы отмечали индивидуальное своеобразие и неповторимость среди других».
Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 151. (Народы и культуры).
«При изготовлении национальной одежды особое внимание уделялось целесообразности, удобству, практичности с учетом климатических и хозяйственно-бытовых условий. Чаще в качестве материала для одежды и обуви использовали шкуры, шерсть домашних и диких животных и зверей, а также сырье и товары, купленные и обмененные на рынке.
Массовые религиозные бурятские праздники устраивались всем обществом улуса или несколькими населенными пунктами одного рода. Целями коллективных «жертвоприношений», ритуальных обрядов были «вымолить у божеств урожая, хорошего травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежание бед и несчастий».
Кн. «Буряты». М. Наука, 2004. - с. 485. (Народы и культуры).
Места проведений религиозных национальных праздников у каждого рода свои: эхириты - на горе Байтог, баргузинские буряты собирались на горе Барагхан, для прибайкальских бурят священным стал Большой Шаманский камень в истоке Ангары. Скала считалась не только хозяйкой реки, вытекающей из Байкала, но и грозным судьей во время дачи присяги на Шаманском камне. Буряты считали, что все эти символы являлись владыками гор и рек, рассматривались на уровне ханов, пользовались непререкаемым авторитетом.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги