Возвращение мощей Святителя Иннокентия в Иркутск
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
«...нетленно и целебоносно»
В начале XVIII столетия в Пекине духовная миссия католиков пользовалась большим влиянием. Как правило, во главе ее стояли епископы, тогда как русскую церковь представлял архимандрит, что на две ступени ниже по духовному званию.
Петр I в 1722 году, желая усилить влияние православной церкви в Китае, способствует возведению в ранг епископа Иннокентия Кульчицкого и посылает его на Восток, предварительно отправив депешу о том, что к ним направляется епископ Иннокентий, «наследник бога на земле». Результат получился противоположный задуманному - китайцы оскорбились, обидевшись за свого бога Микадо, и не приняли духовную миссию. Потянулись годы переговоров и ожиданий. В 1727 году в результате интриг со стороны иркутского архимандрита Антония Платковского, который уезжает во главе миссии, Кульчицкий остается в Сибири. Но в июле этого же года Екатерина I решает открыть в Иркутске собственную епархию. До этих пор иркутские духовники подчинялись Тобольску.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд Святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах.
При нем было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округа.
Умер Иннокентий Кульчицкий 27 ноября 1731 года, четыре года спустя после приезда в Иркутск на 50-м году жизни.
О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение Святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.
Погребение Святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева, обитый черным бархатом, водворили в каменный склеп под алтарем Тихвинской деревянной церкви.
Но именно после смерти и пришла к нему настоящая известность.
Вскоре после кончины Святителя жители Иркутска стали свидетелями многочисленных чудес и исцелений, происходивших от его мощей.
Одно из чудес описано в летописи Иркутска свидетелями пожара:
«В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, пополудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви - две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен».
Через 33 года после смерти Святителя в Тихвинской церкви затеяли ремонт, во время которого было обнаружено, что труп Иннокентия не сгнил, а лишь немного усох. Одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. Монастырские служители объявили, что «тело угодника Божьего нетленно и целебоносно». К мощам началось паломничество народ со всей России потянулся в Иркутск.
В сентябре 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с просьбой об открытии мощей святителя для всенародного чествования.
Громкая слава о них побудила в 1805 году Св. Синод открыть его мощи для всенародного чествования и причислить его к лику святых.
Александр I прислал в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотой бахромой для возложения на мощи Святителя. Указ об открытии мощей прибыл в Иркутск 19 января 1805 года, а 9 февраля мощи были перенесены из Тихвинской деревянной церкви в Вознесенский храм.
Три года тело Иннокентия находилось в гробу, вставленном в деревянную раку. А в 1808 году Иркутский купец первой гильдии Мельников заказал в Москве роскошную серебряную раку. С наружной стороны рака была украшена литыми позолоченными гирляндами и медальонами с изображениями херувимов. Весила рака 5 пудов 20 фунтов 48 золотников и стоила по тем деньгам 14 тыс. рублей.
В раку вставлялся кипарисовый гроб. Над сооружением возвышались позолоченные колонны и балдахин, увешанный лампадами. Одну из лампад - серебряную с золотом - пожертвовал монастырю Николай Романов, будущий царь Николай II. Вокруг раки находилось множество драгоценностей на десятки тыс. рублей.
Вознесенский монастырь стал одним из самых богатых в России благодаря весомым пожертвованиям, многочисленным паломникам и расширению числа земельных угодий.
Зимним утром 1905 года город торжественно отмечал знаменательное событие - 100-летие обретения мощей Св. Иннокентия. От Казанского кафедрального собора крестный ход направлялся по льду Ангары к Вознесенскому монастырю. При огромном стечении народа рака с мощами торжественно выносилась из соборного храма.
А через 16 лет мощи Святителя Иннокентия были вскрыты «воинствующими безбожниками», выставлены для всеобщего обозрения. Позднее под усиленной охраной мощи были увезены в Москву на выставку святых реликвий, собранных со всей страны, c целью научно обосновать небожественную причину хорошего сохранения останков. Через несколько лет, «экспонаты» развезли по музеям, и следы мощей Св. Иннокентия затерялись на многие годы.
Постановление
Иркутского Губернского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, состоявшегося 24 января 1921 года.
Заслушав доклад тов. Рютина по вопросу «О вскрытии мощей Святителя Иннокентия — бывшего архиепископа Иркутского и Верхоленского, являющихся фетишем религиозного фанатизма, средством к порабощению широких масс рабочих и крестьян и подавлению живого полета человеческой мысли, Губернский Съезд постановил:
Сегодня мощи вскрыть, для чего выбрать комиссию из представителей от всех уездов и аймаков Иркутской губернии, назначить в таковую представителей местной власти: тов. Букатова (от Губревкома) и тов. Тиунова (от губчека Иркутской Профессуры), а также представителя Высшего духовенства епископа Анатолия на предмет вскрытия мощей Св. Иннокентия.
АКТ
Прибывшая в 12 ч. 20 мин. в Вознесенский монастырь Особая Комиссия приступила к осмотру раки и мощей, допустив духовенство в лице епископа Бориса совершить краткое молебствие перед ракой. После окончания проповеди рака фотографируется. Открытие раки доверяется духовенству, которое приподнимает крышку. Председатель и члены Комиссии обозревают находящееся в раке, причем устанавливается следующее: «Нечто длиной в человеческий рост лежит в раке, покрытой золотой тканевой ризой; в одном конце имеются бордового цвета туфли, в другом - 4-х угольный кусок бархатной ткани, посредине - из черного дерева крест, на котором расположено три пальца, совершенно потемневших (мизинец безымянный и средний, видимо, правой руки). Рака закрывается крышкой. в виду просьбы присутствовавшей здесь медицины и по согласию представителей комиссии тт. Рютина и Тиунова с епископом Борисом рака вместе с «Нечто» переносится самим духовенством в один из ярко освещенных углов монастыря с тем, чтобы лучше обозреть находящееся в раке.
Из открытой раки духовенство извлекает на приготовленный стол «Нечто». Фотографируется. Производится снятие одежды самим духовенством при помощи разрезывания ножницами. в складках подрясника обнаруживается серебряная монета 10 - копеечного достоинства чеканки 1878 г. (пробитая).
Вся операция по вскрытию мощей Св. Иннокентия производилась в присутствии депутатов Губернского съезда и публики.
Мумия оставлена на столе в юго — западном углу монастыря. Для охраны поставлен отряд Иркгубчека.
Во время осмотра мощей в качестве экспертов присутствуют представители профессуры Иркутского государственного университета Бушмакин, Симакевич, Терегулов, завгубздравотделом д-р Федоров, завполитотделом медицинской экспертизы Калинников, завед. секцией соц. трудовой медицины Гуслицер, представители духовенства: викарный епископ Борис и духовного комитета - протоиереи: Писарев, Пономарев, Флорецов и гражданин Лукин.
Заключение
Осмотренный труп представляет собой натуральную мумию, довольно хорошо сохранившуюся. Судить о времени смерти не представляется возможным, так как труп, при известных и климатических условиях, перейдя в стадию естественного высыхания, может сохраняться столетиями.
Подлинное подписали: (шесть подписей).
Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1, с. 25-26
Обнаружены были реликвии в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Долгое время там находилась витрина с мощами, в ногах которых помещалась табличка: «Естественно-мумифицированный труп человека».
Все годы пребывания св.мощей в Ярославле их упорно называли «Сибирской мумией». Священнослужители высказывали предположение о том, что, возможно, это и есть мощи Св. Иннокентия. Необходимо было документальное подтверждение, и подлинные документы нашлись.
Хранились они в Иркутске в фондах краеведческого музея. Готовясь к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», его сотрудники обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия. Копии были сняты и отправлены в Ярославль. в мае 1989 г. в Ростове Великом сотрудник музея Е. А. Анкудинова подтвердила тождественность описания 1921 г. и мощей из ее хранения. Особенно запомнилось ей отсутствие фаланги на одном из пальцев руки.
69 лет поругания и небрежения к святыне не смогли разрушить нетленные мощи святителя Иннокентия Иркутского. Члены комиссии по передаче святыни - люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского комитета по делам религии, все они были поражены крепости тела Святителя. 30 августа 1990 мощи в сопровождении отца Сергия Кузнецова и отца Александра Белого отправились к месту первого упокоения и последующего прославления.
Скорый поезд № 10 «Байкал» с опозданием прибыл на второй путь. Однако вместо привычного голубого экспресса, пришел зеленый, заляпанный грязью, с надписями на вагонах «Москва - Ереван». На лицах священнослужителей, сопровождавших мощи, удивление и растерянность. За несколько минут до отправления в дверях последнего вагона появился заспанный проводник с восточным обличием. На вопрос: «Куда идет поезд?» ответил: «В Иркутск». Пришедший пассажирский состав оказался долгожданной «десяткой».
Гроб с мощами Св. Иннокентия еще стоял на перроне, но поезд неожиданно отправился. Волнение нарастало. При помощи работников станции иркутский состав удалось остановить. Потребовались дополнительные усилия, чтобы уговорить проводников поместить останки Святителя в тамбуре вагона.
Но проблемы на этом не закончились. в пути случилась вынужденная остановка на другом берегу Волги из-за железнодорожной аварии товарных поездов. в результате мощи Святителя Иннокентия прибыли в Иркутск с 14-часовым опозданием 2 сентября и доставлены в Знаменский монастырь ровно в полночь.
Вспомнились драматические события далеких 1920-х, когда произошло святотатство в Вознесенском мужском монастыре по отношению к святыне верующих - вскрытие мощей первого архиепископа Иннокентия с разорением гробницы. в те трагические для России годы были утеряны церковные облачения первого иркутского архиепископа Иннокентия.
В годовщину 1000-летия крещения Руси в Иркутском краеведческом музее была развернута выставка, посвященная церковному декоративно-прикладному искусству. Во время демонстрации среди церковной утвари обнаружились и давно пропавшие одежды Св. Иннокентия: парчовая фелонь, расшитая речным жемчугом и украшенная вызолоченными бляшками. По преданиям эти одежды подарил Иннокентию Кульчицкому русский император Петр I.
Так получилось, что священники Иркутской епархии внесли гроб на руках в ограду Знаменского монастыря ровно в полночь.
Деревянный гроб с мощами занял центральное место в Знаменском соборе.
Спустя месяц свершилось еще одно событие, прямо связанное со св. Иннокентием. в 1921 г. одежды и погребальное облачение Св. Иннокентия были отняты у церкви. Их передали в Иркутский краеведческий музей.
Долгие годы никто, даже сотрудники музея, не подозревали об их существовании. Но в годовщину 1000-летия крещения Руси была открыта выставка, посвященная церковному декоративно-прикладному искусству. Здесь-то, впервые за долгие годы небытия, были явлены одежды св. Иннокентия. Так все увидели парчовую фелонь, расшитую речным жемчугом и украшенную вызолоченными бляшками. Предание связывает эту реликвию с именем императора Петра I, который подарил ее Иннокентию Кульчицкому.
В музее оказались и плащаницы из раки Св. Иннокентия, его архиерейская мантия, а также митра. Все это было торжественно передано Иркутской епархии 2 октября сотрудниками Иркутского государственного музея.
Вот так закончилась удивительная история возвращения мощей Святителя.
Использованы материалы статьи О.Бычкова на сайте www.ipg.irk.ru
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги