Иркутский фотограф Юлиан Александрович Андрулайтис
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Свидетель главных событий века
Пять лет не дожил до своего столетия иркутский фотограф Юлиан Александрович Андрулайтис. О роде Андрулайтисов можно написать целое исследование, pоман, это судьбы людей неординарных, ярких, талантливых.
О коллекционере, собирателе редких исторических фотодокументов Юлиане Андрулайтисе я узнал от его друга Григория Владимировича Васильева, большого знатока истории Иркутска, заядлого коллекционера-фотографа. Уже нет среди нас этих прекрасных людей. Однако след, оставленный ими, долго будет напоминать о их ярко прожитых жизнях.
Много раз бывал я в уютной квартире Андрулайтисов и после кончины хозяина. Узнал и о тяжелой вести - не стало верной подруги Юлиана Александровича, спутницы его жизни Вероники Леонидовны, умер и сын Станислав Юлианович - ученый академического института.
Листаю семейный альбом: в хронологическом порядке наклеены старые фотографии, портреты деда-каторжанина, отца, матери Юлиана, снимки, сделанные Ю.Андрулайтисом в годы юности, во время Первой мировой войны.
Последняя наша встреча с Ю.Андрулайтисом произошла незадолго до его кончины. Понимая, что хозяин болен, я не хотел утомлять расспросами. Но Юлиан Александрович углубился в воспоминания: страницу за страницей листал историю своей жизни, семьи. «В шестидесятых годах ХIХ века в Польше и Литве возник социал-демократический союз, возглавляемый Зигмундом Манейко. в революционную партию вступил дед -Иосиф Андрулайтис. После разгрома организации был осужден, приговорен к каторжным работам и выслан в Сибирь.
Усолье-Сибирское. Этот провинциальный город стал родиной для Юлиана Андрулайтиса. в семье каторжанина родился Александр, первый сын Марии Петровны и Александра Иосифовича Андрулайтисов, будущий отец Юлиана. Выросший на Ангаре, он стал работать на водном транспорте капитаном, большую часть времени проводил в плаваниях по Ангаре, воспитание детей лежало на матери.
Старший сын Юлиан увлекся фотографией. в семейном альбоме сохранились его ранние снимки. Юлиан - ученик сельской школы, слушатель военно-фельдшерской школы в Иркутске накануне Первой мировой войны. Затем - служба в 16-м Сибирском полку. Серия фотографий, выполненных молодым иркутским фотографом в Петроградском госпитале.
Война в жизни Юлиана Александровича вспоминалась по-особенному: «Посчастливилось два раза видеть царя Николая II. Император принимал парад войск, уходивших на фронт. Перед строем проходил в своей простой солдатской форме». В 1916 году военфельдшер Андрулайтис был командирован в Псковский эвакопункт в альбоме военные годы выделены особо: фельдшер Юлиан Андрулайтис у постели раненых. Фотографии сделаны его аппаратом. Незадолго до Октябрьского переворота, в июле 1917-го, его направляют в 469-ю колонну Западного госпиталя. При оккупации Пскова германскими войсками в феврале 1918 года Юлиан Андрулайтис попал в плен. Был освобожден через три месяца. С большой радостью воспринял назначение в состав Иркутского военного госпиталя.
По дороге в Сибирь произошла неожиданная остановка в уральском городе Екатеринбурге. И здесь фотограф не упустил случая снять исторический кадр. Он уже был наслышан об аресте царской семьи Романовых и заточении их в Ипатьевском доме в центре города. Фотограф, рискуя быть замеченным, сделал единственный снимок особо охраняемого объекта за высоким частоколом ограды и вышками.
В Сибири шла Гражданская война, семья голодала, заботы о куске хлеба свалились на молодого Юлиана. Но и в этих условиях он решил учиться, поступил во вновь организованный университет, на медицинский факультет. Но сил хватило только на три курса. Нужно было растить сестер, искать работу, решил оставить университет.
До 1937 года работал фотографом в управлении исследований рек Восточной Сибири лаборантом, заведовал фотолабораторией в Восточно-Сибирском геологическом тресте.
Юлиан Александрович с горечью рассказывал о жизни. в 1938-м арестовали отчима. Подозрительное отношение в обществе к семьям «врагов народа» создавало дополнительные трудности с устройством на работу. в 1950-м более двух десятков сотрудников, в том числе и Юлиан Адрулайтис, были уволены с работы. «Даже не позволили забрать фотопринадлежности, приобретенные или созданные своими руками», - рассказывал Юлиан Александрович.
Но не сломили неудачи ветерана. Его опыт профессионального фотографа был востребован. О нем тепло вспоминают в Иркутской студии кинохроники, в Государственном архиве Иркутской области, многочисленные ученики.
В последние годы жизни Юлиан Александрович читал лекции, был экскурсоводом, выступал на научных конференциях с докладами по различным проблемам истории Сибири.
Юлиан Александрович Андрулайтис создал не только богатую фототеку, но и собрал тысячи граммофонных пластинок, в его фонотеке хранятся 120 опер в исполнении русских, итальянских певцов, есть записи солистов императорских театров начала ХХ века. C молодых лет увлекался музыкой и фотографией. Создал богатую коллекцию негативов, на которых изображена сибирская жизнь с середины ХIХ до начала ХХ века. Организовал несколько фотовыставок, написал историю прибайкальского судоходства.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги