Ленская деревня: Красноярова, Потапова, Верхолукская (часть 6)
Лыхин Юрий
Категория: Киренский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
В 2007 году по заданию Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» я вновь отправляюсь в дорогу. Тяготы и радости моего пути на сей раз разделяет жена, Лариса Аболина. На новом участке реки Лены наша задача остается прежней: обследовать ленские селения на предмет старинных построек в них. Они повсеместно, неумолимо исчезают. Эту, как говорят в кино, «уходящую натуру» нам и нужно успеть зафиксировать.
В поисках уходящей натуры (от Усть-Кута до Петропавловска)
Шестая часть обширного очерка Юрия Петровича Лыхина о ленской деревне. Предыдущие части прицеплены ниже ...
Другую версию этого же сплава от Ларисы Аболиной см. здесь
Красноярова
После дня полноценного отдыха с новыми силами двинулись к деревне Краснояровой. Она удивила нас своим расположением. Из нашей лодки мы увидели только несколько железных контейнеров и дощатых сарайчиков, стоящих на бровке террасы, да пару дюралевых лодок на берегу. Лишь когда мы поднялись на «угорье», Красноярова открылась нам, раскинувшись на правом берегу за лугом по пологому склону горы метрах в 300 от Лены.
В деревне 13 жилых домов, в которых живет 38 человек. Есть больница, почта, частный магазинчик. В сохранившемся здании Краснояровской Иннокентьевской церкви 1915 г. постройки работает клуб. Начальная (четырехлетняя) школа на стадии закрытия. Этой осенью в первый класс пошло всего два ребенка. Еще 13 учатся в школе-интернате в Макарово.
В деревне базируются дорожные рабочие, ведущие отсыпку автомобильной дороги до Киренска (82 км) и до бамовского поселка Небель в Казачинско-Ленском районе (145 км).
Коренные фамилии и здесь Арбатские и Красноштановы. В 1930-х гг. в Краснояровой поселились переселенцы из Воронежской области – Пешковы, Бортниковы, Шагаловы.
Деревенские дома располагаются по четырем улицам: Луговой, Лесной, Родниковой и Полевой, из которых нижняя улица – самая протяженная, а верхняя – самая короткая. В результате очертания деревни приближаются к форме треугольника. Наиболее интересные постройки размещаются на нижних (Луговой и Лесной) улицах, а на самом верху в деревне расположились «коттеджи» – безвкусные одноэтажные постройки наиболее зажиточных краснояровских жителей.
В середине ХХ в. в краснояровских усадьбах были распространены колодцы-журавли. Ныне воду возят на тракторе из бьющего в горе родника. Родниковая вода образует короткий ручей, впадающий в Лену. Раньше он назывался просто Ручей, с ударением на букву «у». Теперь на построенной через него автомобильной дороге установлена табличка: «руч. Безымянный».
Потапова, Верхолукская
От Красноярово до Макарово всего 36 километров по дороге и 45 – по реке. Но мы плывем не так быстро, как хотелось бы. Русло Лены на этом участке почти не имеет уклона, течения и не видно, вода застыла в берегах, словно в озере. Весь вчерашний день мы гребли и гребли попеременно, а проплыли лишь 14 километров. На этом протяжении раньше стояли деревня Леонова, от которой ныне нет ничего, кроме чистого поля, да село Потапово на правом берегу реки. От последнего осталось несколько построек, вольно разбросанных по широкому ровному пространству в полукилометре от Лены. Среди них деревянная Потаповская Казанская церковь, построенная в конце XIX в. Она аналогична Ульканской, но меньше по размерам. Поле перед зданием церкви было засеяно овсом, который недавно сжали. Высокая стерня мягко золотилась под лучами вечернего солнца.
За используемой ныне как склад церковью вздымается рощица из разнообразных деревьев. В ней прячется небольшой, рубленый в лапу пятистенок с табличкой на стене: «Школа основана в 1900 г. Сад заложен в 1946 г.». В этом же саду стоит небольшой обелиск в память о Великой Отечественной: «Они не вернулись домой». В их числе 22 Швецовых, 13 Потаповых, 4 Леоновых, а также П.Н. Тонких, В.А. Будкин, Л.А. Карпов, С.А Михалев, Ф.Я. Сорокин.
Другие немногочисленные постройки в Потаповой не вызвали у нас интереса. Это либо полуразрушенные поздние дома, либо фермы, возле которых слышно присутствие человека: стук топора, тарахтение колесного трактора. Какой-то предприниматель ведет в Потаповой свое хозяйство.
Сегодня 4 сентября. Мы миновали место расположения деревень Карасовой и Любáвской, стоявших на крутом повороте на противоположных берегах Лены. Затем появилась деревня Верхолукская на высоком правом берегу реки. От нее осталось всего несколько домов, стоявших по протянувшейся вдоль Лены двухсторонней улице.
В нижней части деревни сохранился примечательный дом, рубленый в лапу. Три окна его на лицевом фасаде ориентированы на улицу (от реки). Это задняя часть дома-связи. Более ранняя передняя, смотревшая когда-то на Лену, отсутствует. Слева от дома по улице стоит амбар, а скотный двор с остатками двух стаек с поветью расположился «на задах» от чистого – у самого обрыва к реке. Таким образом, видно, как усадьба перепланировалась на улицу, отвернувшись от реки.
В верхней части деревни сохранился дом, рубленый в обло из крупных бревен. 11 венцов сруба перекрыты двухскатной стропильной крышей с забранным досками фронтоном. Дом имеет простые выпуски-помочи, но резной охлупень, придавливающий доски кровли. Располагается он за дорогой. Три окна лицевого фасада, ориентированные на улицу и реку, обрамлены простыми, лаконично украшенными наличниками с одностворчатыми ставнями на кованных навесах.