Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Без градостроительных документов невозможно развитие территорий

В дни фестиваля «Зодчество Восточной Си­бири» корреспонденты журнала «Строим вме­сте» встретились и побеседовали с участниками фестиваля, сотрудниками ОАО «Иркутскгипродорнии»: начальником депар­тамента градостроительного проектирования Екатериной Васильевной Протасовой и глав­ным инженером департамента градострои­тельного проектирования Жанной Владими­ровной Лончаковой.

Генеральный план Голоустненского сельского поселения применительно к населенным пунктам: п. Большое Голоустное, с. Малое Голоустное, п. Нижний Кочергат, ур. Солнопечное. Авторский коллектив: Протасова Е.В., Хазыкова Е.П., Самосват Л.М., Смирнов Н.В.

Схема территориального планирования муниципального образования Слюдянский район. Авторский коллектив: Протасова Е.В., Хазыкова Е.П., Самосват Л.М., Смирнов Н.В.

Генеральный план поселка Магистральный и дер. Седанкина Казачинско-Ленского района Иркутской области. Авторский коллектив: Протасова Е.В., Собенникова О.А., Куцакова О.Ю., Смирнов Н.В., Елшин Р.Е.

-    Екатерина   Васильевна,   что представляетсобойнасегодняшний день   институт   «Иркутскгипродор­нии»?

- Сегодня «Иркутскгипродорнии» - многопрофильная  компания с двумя большими направлениями деятельности - строительным и проектным. В нашем институте работают проектные департа­менты: дорожный, мостовой, железных дорог, инженерных изысканий, промыш­ленного и гражданского строительства, инженерного   сопровождения   строи­тельства и градостроительного проекти­рования. Мы представляем департамент градостроительного   проектирования. Каждый департамент - это своего рода небольшой институт со своими струк­турными подразделениями и соответ­ствующими   объемами   выполняемых работ. Задача нашего департамента в настоящий период заключается в за­креплении позиций градостроительных проектировщиков на рынке. И если пол­тора года назад, в начале нашей дея­тельности,       заказчики       выражали недоумение, что в «Иркутскгипродор­нии»   существует   градостроительное проектирование, то сейчас многие тер­ритории хотят работать только с нами. Такой позитивный процесс есть резуль­тат нашей работы за прошедший пе­риод.

- ЖаннаВладимировна, Градо­строительныйкодексбылпринятв конце 2004 года, нодосихпордля многихмуниципальныхобразований онявляется«закрытой»книгой. На вашвзгляд, почемутакпроисходит?

- Вы правы, многие специалисты действительно не знают, с какой сто­роны подойти к Градостроительному ко­дексу. Одной из причин этого, на мой взгляд, являются постоянные изменения, вносимые в этот закон. Последние существенные поправки были внесены 20 марта этого года. В Градостроитель­ном кодексе есть пункт, в котором гово­рится, что при отсутствии правил землепользования и застройки органы местного самоуправления не могут, на­пример, выделять земельные участки для строительства, нельзя ничего строить без ссылки на пункт в Градкодексе. Дата вступления в силу этого пункта несколько раз отодвигалась. Сначала это было 1 января 2010 года, затем 1 января 2012 года, сейчас эта дата передвинута на 31 декабря 2012 года. На сегодняшний день на террито­рии Иркутской области разработано только 8% документов территориального планирования. Чтобы понять, насколько область отстает от других регионов, приведу пример Ямало-Ненецкого автоном­ного округа. Там полностью выполнена вся градостроительная документация, начиная с документов территориального плани­рования и заканчивая проектами планировки и проектами ме­жевания.

- Возможно, такаяситуациясдокументамитерпланированиявызванаотсутствиемденегумуниципалитетовИр­кутскойобласти?

Ж.В. Лончакова. Скорее всего, не хватает специалистов. Раньше у нас было 33 района, соответственно 33 муниципаль­ных образования, в которых были отделы, и за всем этим на­правлением следили специалисты во главе с архитектором. В 2003 году вышел 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в соот­ветствии с ним (гл. 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления») территория области была поделена на городские округа, городские поселения и муниципальные районы. В Иркутской области появилось 474 муниципальных образования, и каждое из них было наделено полномочиями вести градостроительную деятельность. На сегодняшний день у этих образований отсутствует граддокументация, не хватает квалифицированных специалистов. Зачастую работу выпол­няют люди, далекие от градостроительства и архитектуры, ко­торые считают, что их поселению не нужны проекты, так как ничего, кроме магазинов, у них не строят. Иногда они даже не в курсе, что для магазина, тоже требуется разрешение на строи­тельство, а не только лицензия на право торговли от отдела по потребительскому рынку.

Е.В. Протасова. Отсутствие квалифицированных кадров -это лишь одна из причин. Когда я еще работала в «Иркутскгражданпроекте», примерно в 2007 году, на нас вышел глава од­ного из поселений Красноярского края с предложением разработать для поселения генеральный план. Уже тогда, 4-5 лет назад, на региональном уровне в Красноярском крае рабо­тала программа софинансирования разработки документов территориального планирования. Причем 10% затрат состав­ляли деньги поселения и 90% - средства из краевого бюджета. Как проектировщики, мы долгое время не видим заинтересо­ванности региональных властей в помощи поселениям при раз­работке документов территориального планирования, каждое поселение само бьется с этой проблемой.

- Каксейчасобстоятделасвыделениемсредствдля разработкидокументовтерриториальногопланирования?

Ж.В. Лончакова. Правительство Иркутской области пыта­ется решить вопрос по софинансированию. Но разработанная процедура неясна, нечетко прописаны и критерии выделения средств: одним выделяется больше денег, другим меньше, а третьим вообще ничего.

Е.В. Протасова. Двенадцатого апреля состоялся Градо­строительный совет при Губернаторе Иркутской области по вопросу разработки документов террито­риального планирования. В своем до­кладе главный архитектор области В.В. Распутин сообщил, что в законе Иркут­ской области «Об областном бюджете на 2011 год» предусмотрено выделение субсидий муниципальным образова­ниям на софинансирование расходных обязательств по расходам, связанным с подготовкой и утверждением докумен­тов территориального планирования, в сумме 53,2 млн. рублей. Кроме того, областная служба архитектуры готовит бюджетную заявку на выделение из ре­гиональной казны еще 144,3 млн. рублей на схемы территориального планирова­ния (СТП) районов и генпланы поселе­ний.

Тема софинансирования поднима­ется уже не первый год. В прошлом году на эти цели было выделено порядка 7 млн. рублей, которых хватило только на помощь нескольким МО.

-   Сколькимпоселенияммогло хватитьэтойсуммы?

Е.В. Протасова. Деньги передали тем муниципалитетам, кто уже вложился в разработку документов терпланирования. Хотя и здесь механизм выделения средств был непонятен: видимо, больше получали те, кто доказал, что ему нуж­нее.

-Сколькотребуетсявременидля разработкидокументовтерриториальногопланированиянебольшого поселения?

Е.В. Протасова. Приведу пример Марковского городского поселения, ко­торым я непосредственно занималась. Работа была начата весной 2008 года и завершена публичными слушаниями в конце того же года. В 2009 году Марков­ское поселение вышло на процедуру со­гласования. Эта процедура у нас не прозрачна, не отрегулирована и до конца не решена, больше всего она на­поминает движение по кругу. Процедура согласования документов территори­ального планирования Марковского го­родского поселения до сих пор не завершена, согласование идет уже два года, процесс выделения земельных участков Марковского поселения про­должается. И я почти уверена, что гене­ральный план, когда он наконец будет утвержден, попросту морально устареет, так как ситуация за это время измени­лась в корне. Один из моментов, обо­значенных, но до конца не решенных Градкодексом, - это вопросы, по кото­рым должно проходить согласование с федеральным уровнем.

Министерство регионального разви­тия, куда передаются документы терпланирования на согласование, переправляет их по очереди во все фе­деральные министерства, а их порядка 26. Согласование превращается в бесконечную бюрократическую волокиту, хотя в законе обозначено, что на эту процедуру отводится 3 месяца. Возни­кает закономерный вопрос: зачем ген­план Марковского городского поселения согласовывать в Роскосмосе или в Министерстве особых полномочий президента?

- Авозможенлиболеекороткий путьутверждениядокументовтерпланирования?

Ж.В. Лончакова. В ИрГТУ недавно проводилась конференция с участием разработчиков градкодекса, которым мы задали этот вопрос. Нам ответили, что согласовывать с федералами не­обходимо документы в случае, если за­трагиваются федеральные интересы и только в случаях, определенных Градо­строительным кодексом. В качестве примера был приведен город Пермь, в границах которого находятся военные стратегические объекты. Тем не менее, муниципалы утвердили все документы на местном уровне. И это законодательно правильно.

Е.В. Протасова. А вот администрация Иркутска, запустила процедуру со­гласования новой редакции Генераль­ного плана города на федеральный уровень. Давно уже минуло 3 месяца, определенных законом, но нет ни од­ного официального ответа. И это камень преткновения, из-за которого фор­мально не может быть утвержден доку­мент. Вполне логично предположение, что кому-то не хочется, чтобы Генплан Иркутска быстрее приняли. Чем позже его утвердят, тем дольше будет продол­жаться неразбериха в нашем городе, когда вместо скверов возникают дома, в центре зашкаливает этажность, здания практически выходят на проезжую часть, отсутствуют парковки. Пока у нас нет «правил игры» в городе, все так и будет. А ведь Иркутск входит в небольшое число городов-лидеров, где разрабо­таны все документы и по территориаль­ному планированию, и по планировке территорий, и по градостроительному зонированию. Генплан есть, изменения в генплан есть, проектами планировки охвачен практически весь город, на части территорий разработаны проекты межеваний, правила землепользования и застройки. И из всех этих многочисленных документов, подготовленных в 2007-2010 гг., утвержден единственный документ - действующий на данный момент генеральный план.

-Почемужеунаснеутвержденыэтидокументы?

Е.В. Протасова: Одна из причин - в необходимости со­блюдения определенной последовательности согласования до­кументов. Сейчас на утверждении внесение изменений в генеральный план, где учтены все наработки проектов планиро­вок. Подготовлен документ, в котором устранены все противо­речия и разночтения между документами, его необходимо утвердить. Затем наступит очередь проектов планировок.

- Ктоутверждаетэтидокументы?

Е.В. Протасова. Это компетенция органов местного само­управления, Думы. Но подчас складывается впечатление, что думские чиновники не заинтересованы в утверждении граддокументации. Недавно по инициативе депутата Сергея Юдина, архитектора по образованию, состоялась встреча проектиров­щиков, представителей депутатского корпуса и администрации города. На встрече рассматривалась ситуация с центром Ир­кутска. Депутат выражал озабоченность тем, что происходит в центре города с точки зрения градостроительной деятельности. И это хорошо. Необходимо, чтобы депутаты поняли значимость градостроительных документов как механизма градорегулирования и начали способствовать их утверждению. Оченьхочется, чтобы депутатский корпус не боялся принимать самостоятель­ные ответственные решения и, не оглядываясь на несущественные замечания федерального центра, утвердил измене­ния в генеральный план города на муниципальном уровне, тем более, что это корректировка действующего, утвержденного ранее документа, а не принятие нового.

- Поясните, пожалуйста, вкакомслучаедокументытерпланированиядолжнысогласовыватьсявМинистерстве региональногоразвития, вкаком - науровнеобласти, ав какомдостаточнорешенияоргановместногосамоуправ­ления? Ктокакойдокументдолженсогласовывать?

Ж. В. Лончакова. Проекты СТП и генеральные планы под­лежат согласованию с Министерством регионального развития, с субъектом или органом местного самоуправления только в случаях, установленных Градостроительным кодексом. И эти случаи имеются далеко не во всех муниципальных образова­ниях.

Что касается города Иркутска, то проектом генерального плана не предусмотрены эти случаи, нет предмета согласова­ния. Есть памятники культурного наследия, но мы не изменяем границы памятников. Земли лесного фонда не включаются в границы города. Причем федеральные органы власти уже про­срочили трехмесячный срок согласования генерального плана, и депутаты совместно с городской администрацией волевым решением в строгом соответствии с законом могли бы рас­смотреть и утвердить этот градостроительный документ и от­править соответствующее письмо в Минрегионразвития.

Могутлинашидепутаты, которыевбольшинстве своемнеимеютградостроительногообразования, разо­братьсясэтимсложнымдокументомивынестиправиль­ноерешение?

Е.В. Протасова. Дума - это представительный орган. Она берет на себя ответственность по принятию законодательных актов муниципального уровня. А исполнительный орган - наша администрация - должна представить документ на утвержде­ние, соблюдая все необходимые процедуры. Представителям Думы необязательно в подробностях владеть градостроитель­ной грамотой, им нужно доверять компетенции администрации и, конечно, понимать значение этих документов, что они регу­лируют и зачем они необходимы управленцам.

Ж.В. Лончакова. Очень часто в средствах массовой ин­формации публикуются материалы о самовольном строитель­стве, точечной застройке, пробках на дорогах, авариях систем ЖКХ, отсутствии мест в детских садах и многое другое. Очень многое из проблем, освещаемых СМИ, - это вопросы градо­строительства и, в первую очередь, - вопросы градостроитель­ной документации. Что такое генеральный план города? Генеральный план - это слоеный пирог. Анализируется каждая часть, и, когда накладывается одно на другое, тогда становится видно, какие земельные участки благоприятны для жилья, а где необходимо улучшить территории и разбить сквер, где необхо­димо предусмотреть площадки для детских садов и школ, так как в этом районе планируется массовое строительство жилья, или, во избежание пробок, предусмотреть дополнительную по­лосу движения. К сожалению, мало кто из городских и област­ных чиновников в состоянии воспринимать город как единый механизм, отсюда недооценка значимости документов терри­ториального планирования.

ЕкатеринаВасильевна, измножестваградострои­тельныхдокументовпоИркутску, работаяв«Иркутскгипродорнии»,      к     каким     документам     вы     имеете непосредственноеотношение?

Е.В. Протасова. Коллектив нашего департамента - автор практически всех градостроительных документов по Иркутску, включая проекты планировок и другие документы. Под эгидой

«Иркутскгипродорнии» мы разработали «Внесение изменений в генеральный план г. Иркутска». Недавно мы получили заказ на очень интересную работу - про­ект развития застроенных территорий. Наш коллектив делал обоснование для этого проекта. Мне кажется, что это пи­лотная и очень актуальная тема для на­шего города. Специфика Иркутска в том, что у нас много ветхого жилья, двухэтаж­ных бараков, и важно для города разра­ботать механизм освоения этой территории для создания благоприятной среды в центре города.

- КакпроектРазвитиязастроен­ныхтерриторийсоотноситсясужесу­ществующимидокументамитерпланирования, например, спокане принятымпроектомпланировкиОк­тябрьскогорайона? Являетсяли новыйпроектболеедетальнойпро­работкойэтогодокумента?

Е.В. Протасова. В нашей работе об­основаны изменения проекта плани­ровки на этом участке, но при этом проект Развития застроенных террито­рий соблюдает все параметры плани­руемого развития территории, заложенные проектом планировки, то, что отражает интересы муниципалитета, - это красные линии, размещение объ­ектов социального и культурно-бытового назначения, озеленение мест общего пользования, плотностные характери­стики жилой застройки. Власти должны создать условия для формирования ком­фортной среды в городе.

- Есливашаработанайдетпони­маниеувластей, потребуетсялииз­менениепроектапланировки Октябрьскогорайона?

Е.В. Протасова. В проекте плани­ровки Октябрьского района закреплена рамочная стратегия уровня ПП, опреде­лены параметры развития элементов планировочной структуры, красные линии и т.п., а дальше можно вести де­тальную проработку этих территорий даже поквартально. Главное, не нару­шать общих параметров документа. Есть немало примеров такого инвестицион­ного освоения городов, особенно ак­тивно развивающихся, где очень быстро изменяется реальная ситуация, своего рода мониторинг. На мой взгляд, именно в этом состоит нормальный путь. Задача администрации заключается в управле­нии процессом освоения городских тер­риторий - градорегулировании. Нужно дать возможность частным застройщи­кам разрабатывать на свои деньги ло­кальные проекты планировки той или иной территории. Администрация должна рассматривать готовые проекты и выносить свое решение по их согласо­ванию и утверждению. Проект развития застроенных территорий, в этом смысле, - это шаг в развитии данного направления.

-  Вкакойстадиисейчаспроект Развитиязастроенныхтерриторий?

Е.В. Протасова. Пока проект до­статочно хорошо движется, городской администрацией  принято решение о разработке правил землепользования и застройки на этот фрагмент города, далее проведение аукциона и заключе­ние договора с застройщиком.

- Надкакимиещепроектамира­ботаетвашдепартамент?

-Е.В. Протасова. В силу своей спе­цифики «Иркутскгипродорнии» имеет очень обширную географию работ. Де­партамент также поддерживает эту тра­дицию. Наши объекты расположены в разных районах страны - в Хабаровском и Приморском краях, Ангарском районе, Усть-Куте, несколько генпланов и про­ектов планировки в Хакасии и Абакане. В нашем диапазоне и документы терпланирования - генеральные планы по­селений и городских округов, схемы территориального планирования муни­ципальных районов и документация по градостроительному   зонированию   -правила землепользования и застройки, документы  планировки  и  межевания территории. Недавно мы разработали документ о внесении изменений в пра­вила землепользования и застройки Ан­гарска. Пришлось пройти достаточно сложный путь по согласованию и по про­цедуре  до утверждения  этого  доку­мента. Зато по завершении работы мы получили слова благодарности от насе­ления и заказчика, а это дорогого стоит.

-ЕкатеринаВасильевна, позна­комьте   наших   читателей   с   объ­ектами, представленнымиинститу­том«Иркутскгипродорнии»нафести­вале«ЗодчествоВосточнойСибири».

Е.В. Протасова. Сейчас для нашего департамента важно утвердиться в качестве градостроительного проектиров­щика на российском рынке, так как это направление в институте появилось не­давно. Экспозицией, подготовленной для фестиваля «Зодчество Восточной Сибири», мы стремились максимально представить и географию работ, и диа­пазон разрабатываемых документов, поэтому умышленно выставили большое количество проектов. Мы отдавали себе отчет, что не все наши работы завоюют призы, но хотели заявить о себе доста­точно внушительно.

В Проекте планировки Абакана представлены предложения по цвето­вому решению главных улиц на террито­рии жилого района. За основу были приняты национальные цвета Респуб­лики Хакасия. Мы эту тему развили и ис­пользовали в колеровке центрального района Абакана. Получилось очень инте­ресное решение, которое было одоб­рено заказчиком.

Также нами представлена концепция генерального плана п. Магистральный, работа над которым еще продолжается. Ситуация с развитием БАМа сложна и неоднозначна, планы 70-х годов и со­временная жизнь - это совершенно раз­ные реальности, поэтому требуется очень корректный подход проектиров­щиков, никаких амбициозных планов, все должно быть реализуемо, и про­ектные решения направлены на улучше­ние условий проживания населения.

Еще один проект - это генеральный план Голоустненского сельского поселе­ния. У него ограниченная территория, но она очень востребованна в рекреацион­ных целях. Также нашим институтом «Иркутскгипродорнии» были представ­лены схемы территориального планиро­вания Усть-Кутского и Слюдянского районов.

Слюдянский район - территория очень богатая разнообразными ресур­сами, с большим потенциалом для раз­вития туризма на берегу Байкала. Но градостроительная деятельность здесь на сегодня не обеспечена никакими до­кументами. После разработки схемы территориального планирования и ее утверждения ситуация должна изме­ниться в лучшую сторону.

Все документы территориального планирования сейчас очень востребо­ваны, главное, чтобы администрация по­селений понимала, для чего и как использовать градостроительные доку­менты.

 

ТатьянаАнненкова, СветланаТимохова

Журнал "Строим вместе" №9 (115) июнь 2011